Сообщающиеся сосуды

Растущие цены на энергоносители подгоняют спрос на теплоизоляционные материалы.

Несмотря на прошлогодние пессимистические прогнозы по развитию в Украине рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ), холодная зима и очень жаркое лето внесли свои коррективы. Виталий Вилинчук, представитель БАСФ Полиуретанс ГмбХ в Украине: «В 2009 г. стагнация в строительной сфере повлекла за собой снижение спроса на все виды теплоизоляционных материалов. Можно сказать, что посткризисный 2010 г. начался с выжидания, но к середине года активизировалась борьба за клиента, которого все больше интересуют вопросы энергоэффективности». На руку бизнесу сыграло и правительство, повысив тарифы на энергоносители. По данным Андрея Павлика, директора Кнауф Инсулейшн Украина, за первые три квартала 2010Zг. по сравнению с аналогичным периодом 2009-го рост рынка ТИМ составил примерно 25%. «Это один из самых высоких показателей по сравнению с другими сегментами рынка строительных товаров и услуг. Тому есть несколько причин. Несмотря на снижение общего объема выполняемых строительных работ, большая часть объектов, сдававшихся в 2009-2010 гг., были возведены в предыдущий период. Последние два года на этих объектах велись отделочные работы, в том числе монтаж утеплителей. После принятия новых строительных норм в 2006 г. ни один объект нового строительства не может соответствовать нормативным требованиям, если при его сооружении не использовались теплоизоляционные материалы». Поэтому можно ожидать, что в нынешнем году объем рынка теплоизоляции вырастет на 20-25% и в количественном выражении, скорее всего, достигнет уровня 2008 г. — примерно 8 млн. куб. м.

Судя по всему, Украина так или иначе пойдет по стопам западных стран, где потребление ТИМ росло по мере повышения цен на энергоносители. Даже Польша в год потребляет более 10 млн. куб. м утеплителя, и ежегодно ее рынок растет на 10-15%.

До недавнего времени основным потребителем ТИМ в Украине, как и во всем мире, была строительная отрасль. Однако в прошлом году по понятным причинам спрос на эти материалы со стороны строительных организаций существенно снизился, зато значительно повысился к ним интерес индивидуальных застройщиков. Соответственно производители вывели на рынок продукты, ориентированные на данный сегмент потребителей. На рынке началась реструктуризация. Геннадий Прощенко, генеральный директор Собрания: «Сейчас основной потребитель теплоизоляции — частник. Причем доля ее продаж частным лицам будет расти и в следующем году». Действительно, судя по результатам одного из опросов, повышение заинтересованности потребителей в утеплении значительно превышает динамику рынка теплоизоляции. Другими словами, в настоящее время на рынке имеется отложенный спрос на теплоизоляционную продукцию. И если сейчас население не находит средств на тепловую модернизацию, то в начале следующего года, после подорожания газа и электроэнергии, деньги сразу найдутся.

Конкурентная борьба в этом сегменте будет усиливаться. Как следствие, производители расширяют спектр продукции для частников, адаптируют существующие и выводят на рынок новые продукты для скатных кровель, фасадов и межкомнатных перегородок. Причем сегодня важную роль играют как стоимость продукта, так и дополнительные сервисы, скорость поставок и другие факторы, не имеющие отношения к качеству материалов. Как правило, клиент выбирает не просто товар, а услугу. На фоне повышения спроса на ТИМ со стороны частного потребителя в качестве канала сбыта все больше веса набирают специализированные магазины и строительные супермаркеты.
Затем опять будут происходить перемены. «Несмотря на нынешний рост в структуре продаж сегмента индивидуального строительства, главным потребителем любой компании-поставщика ТИМ в скором времени будет крупномасштабное строительство», — отмечает Андрей Павлик. По мере выхода строительной отрасли из кризиса объем потребления теплоизоляционных материалов для утепления нововозведенных зданий и уже построенных будет возрастать.

В качестве примера можно назвать следующий факт. В Европе известен так называемый трехлитровый дом BASF, который расходует на отопление в среднем 2,6 л условного топлива на 1 кв. м площади в год. На сегодняшний день пилотные проекты таких домов реализуются в Польше, Венгрии, США и Корее.

Только вперед и вверх

Геннадий Прощенко, генеральный директор Собрания:
— Отечественный рынок теплоизоляционных материалов в 2009-2010 гг. вырос. Обещанное по требованию МВФ повышение тарифов на газ произошло, и частник пошел на рынок за утеплителем. На наш взгляд, объем рынка увеличился настолько, что в сезон в связи с дефицитом смогли заработать даже небольшие производители. Такая ситуация вполне объяснима. В стране, где более 95% зданий и помещений построены по «доисторическим» требованиям, а большинство домов защищают жителей лишь от ветра и пыли, перспективы рынка теплоизоляционных материалов — только вперед и вверх. И это несмотря на отставание нашего строительного законодательства от западного. Все определяют потребители, каждый месяц получающие квитанцию о коммунальных платежах.

Постепенное восстановление спроса

Андрей Павлик, директор Кнауф Инсулейшн Украина:
— В целом распределение долей между различными видами утеплителей сохраняется в том же виде, что и в предыдущие годы. Большим спросом в нашей стране традиционно пользуются более дешевые виды изоляционных материалов. Речь идет о пенополистироле, занимающем больше трети в структуре рынка. К сожалению, из-за сравнительно невысокой стоимости этот материал часто применяют не по назначению. В посткризисный 2010 г. мы также наблюдаем постепенное восстановление спроса на минераловатную теплоизоляцию. Если внешние макроэкономические факторы не повлияют на отрасль, то уже через год можно ожидать восстановления объемов рынка до уровня 2008 г. Что касается китайских производителей, то поставки их продукции всегда носили нерегулярный характер. А в кризисный период их доля значительно сократилась, и сейчас она составляет не более 3%. Данная продукция фактически вытеснена из Украины главными игроками рынка. Вообще сегодня в нашей стране есть все предпосылки для стабильного роста спроса на теплоизоляционные материалы. Однако комплекс мер по термомодернизации требует определенных затрат, поэтому рынок ждет от государства законодательных актов, которые устанавливали бы механизм финансирования таких мер и обеспечивали эффективный возврат вложенных средств.

Рынок ждет необходимых законодательных актов

Екатерина Агафошина, глава представительства BASF SE в Украине:
— Сегодня на рынке теплоизоляционных материалов Украины утеплитель из пенополистирола уверенно занимает вторую позицию. В настоящее время в Европе 60% всего производимого пенополистирола используется для теплоизоляции.
Если говорить об украинском рынке, то в текущем году он «проснулся», на что BASF незамедлительно отреагировал. Наши продажи теплоизоляционных материалов на 20% превысили уровень 2008 г., который был для компании самым успешным и показательным. Более того, потребители все больше уделяют внимание качеству продукции, смещая главные акценты к вопросам энергоэффективности. Следуя тенденциям рынка Украины, BASF выводит новый продукт — серебристо-серый Neopor, известный в Европе как усовершенствованная разновидность классического белого пенополистирола Styropor. Мы уверены, что пенополистирол с успехом займет свою нишу. Улучшенные характеристики пенополистирола делают возможным выпуск изоляционных панелей вдвое легче и на 20% более тонких, причем без ущерба для их эксплуатационных качеств. Плиты из этих материалов не разрушаются от времени и не гниют, они устойчивы к нагрузкам и не теряют форму. Если в Швеции на тысячу человек приходится 600 кв. м этого материала, в США — 500, то в нашей стране — только 20. Несмотря на то, что пока рынок насыщен сравнительно недорогими теплоизоляционными продуктами, современные инновационные материалы уверенно увеличивают свою долю.

Рост рынка теплоизоляции напрямую связан с рынком строительства и его поддержкой целевыми государственными программами. Будут строить — будет рост. Причем, скорее всего, наибольшее число заказов стоит ожидать со стороны сельхозпредприятий, которые продолжают наращивать инвестиции в развитие собственной инфраструктуры.

Виталий Вилинчук, представитель БАСФ Полиу­ретанс ГмбХ в Украине:
— В 2011 г. мы рассчитываем на дальнейший рост потребления пенополиуретана в качестве утеплителя, в том числе в области строительства. Пено­по­лиуре­тановые системы для теплоизоляции труб водоснабжения могут сохранить до 98% тепла при его передаче, а комплексная система термической изоляции с использованием изоляционных панелей позволяет экономить до 50% энергии.

Залишити відповідь