Опять «ресурсное проклятие»?

Обладая богатейшими запасами природных ресурсов, Демократическая Республика Конго остается одним из беднейших государств мира.

Присутствие иностранных компаний в Конго, стране, известной регулярными тяжбами горнодобывающих компаний и вспышками военных конфликтов, удивляет многих инвесторов, но до тех пор, пока они не узнают, что неиспользуемые в стране месторождения оцениваются примерно в $24 трлн.

Последние годы взгляды инвесторов из Китая, Южной Кореи, Бразилии, Египта и Индии прикованы к горнодобывающей отрасли Конго – одной из самых перспективных стран мира. Спрос государств с развивающимися экономиками привел к стремительному росту цен на медь, а развитие электроники – на редкоземельные и другие металлы.

Природные ресурсы Конго – это крупнейшие в мире запасы кобальта, германия, тантала (80% мировых запасов), алмазов; самые большие в Африке запасы урана (на территории республики находится более половины мировых разведанных залежей этого металла), вольфрама, меди, цинка, олова, а также бериллия, лития, ниобия; значительные месторождения нефти, угля, железных руд, марганца, золота, серебра, бокситов. Огромные ресурсы леса, гидроэнергии: река Конго могла бы снабдить электричеством большую часть Африки.

Считается, что Конго обладает теми же признаками, что были присущи Бразилии в начале ее экономического роста. В то же время перспективы развития государства не столь радужны. Существование страны омрачено политической и социальной нестабильностью. Начиная с 1998 г. на ее территории практически непрерывно происходят вооруженные конфликты. Особенность всех африканских конфликтов – исключительная жестокость по отношению к мирному населению.

Солдаты или бандиты (сепаратисты, повстанцы) зачастую меньше воюют друг с другом, чем грабят и убивают. К тому же по местным поверьям, изнасиловавший женщину солдат будет убережен от пули… Считается, что в ходе таких столкновений погибли не менее 5 млн. человек.

Одной из главных причин непрекращающихся конфликтов является контроль над природными ресурсами. Кроме того, нехватка сельскохозяйственных земель, продовольствия, источников воды тоже приводит к межэтническим, межплеменным войнам. Для людей, сохраняющих первобытное мироощущение, такой выход типичен.

Миссия ООН в страны была cоздана в 1999 г. Она самая многочисленная – 20 тыс. миротворцев и одна из самых дорогих – ежегодно поглощает более $1 млрд.

В апреле 2003 г. основными сторонами конфликта внутри страны был принят «Всеобъемлющий конголезский договор». Они согласились прекратить вооруженную борьбу и сформировали коалиционное правительство. Были возобновлены отношения с международными финансовыми организациями и со странами, оказывающими помощь. Восстановление работ в горнодобывающем секторе привело к увеличению ВВП, однако с конца 2008 г. падение спроса и цен на основные экспортные товары ДРК привело к новому застою в ее экономике. Война на востоке страны продолжается, главный «оппозиционер» там – Лоран Нкундо, пастор руандийской церкви адвентистов седьмого дня, в подчинении у которого находятся несколько тысяч достаточно обученных и дисциплинированных солдат (среди них много наемников). Есть мнения, что Нкундо отстаивает в войне не только свои интересы, но и американцев, а ангольские войска (они тоже там есть) – китайцев, стремящихся получить доступ к природным ресурсам Центральной Африки.

Во время войны 1998-2003 гг. ряд зарубежных горнодобывающих компаний при невыясненных обстоятельствах захватили различные активы. У Джозефа Кабила, нынешнего президента Конго, пришедшего к власти в 2001 г., были все основания пересмотреть сделки, заключенные в наиболее сложные для страны дни. Между тем благие намерения главы правительства (если они когда либо существовали) в ходе затянувшегося пересмотра контрактов постепенно сошли на нет. В это время чиновники вынуждали западные компании вести как официальные, так и неофициальные переговоры.

Сегодня в крупных городах заметны некоторые признаки улучшения. В их числе увеличение количества автомобилей, ввезенных в столицу, с 400 ед. в 2000 г. до 14 тыс. – в 2009-м. Растут и объемы строительства. Однако развитию официальной экономики мешает наличие массы государственных организаций, подобных описанным Ф. Кафкой в его романе «Замок». «На данный момент коррупция составляет основную часть экономики. Все эти грязные деньги повышают покупательную способность части населения. В городах эти финансовые потоки текут обратно в легальный бизнес, так как люди покупают продукты питания, одежду, медикаменты, автомобили и эфирное время мобильных операторов, – рассказывает бизнесмен из Киншасы. – Но это экономика, которая работает на потребление. Чтобы расти дальше и быстрее, нам пора начать игру по правилам».

Сегодня у правительства отсутствуют средства для обеспечения соблюдения этих правил. Без эффективной армии, полиции или государственной администрации декриминализация экономики – невыполнимая задача. Кроме того, существуют сомнения в том, что помощь, предоставленная международными организациями развития, является катализатором изменений. По словам бывшего министра финансов страны, ДРК находится в ловушке постоянной структурной перестройки. Под опекой доноров госфинансы были частично «продезинфицированы», но основная часть экономической деятельности по-прежнему происходит вне формального контроля государства.

Решением многих проблем могла бы стать политика поощрения частных инвестиций, однако, учитывая жесткие и, по всей вероятности, дорогостоящие выборы президента, в 2011 г. правительство сочло целесообразным вернуться к старым методам управления страной – использованию доходов горнодобывающей отрасли с целью финансирования президентской кампании и его гвардии для подавления инакомыслия.

Вернуть стабильность в страну и избавить ее от вооруженных конфликтов могло бы также создание международной системы бесконфликтной сертификации минеральных ресурсов, позволяющее косвенным путем лишить военные группировки источника средств. Определенные усилия уже предприняты Великобританией и США. Так, в июле 2010 г. Барак Обама подписал закон, обязывающий американские компании, чьи акции торгуются на фондовой бирже, ежегодно сообщать Комиссии по ценным бумагам США, содержат ли их продукты минералы, добытые на рудниках, контролируемых военными группировками Конго и соседних стран. В то же время пока неясно, присоединятся ли к данной инициативе китайские и другие производители электроники.

Отношение общественности к транснациональным корпорациям в Конго плохое. Этому, несомненно, способствовала история колониального присутствия западных стран и вера в то, что в интересах Запада – сохранять Конго разобщенным, так как это позволяет получать ресурсы по дешевке.

Китай хотел вложить в ДРК $9 млрд. в обмен на доступ к огромным залежам меди и кобальта. Из этой суммы $6 млрд. пошли бы на строительство дорог, гидро­электростанций, больниц, школ (работы вели бы китайцы), а $3 млрд. были бы инвестированы в разработку новых районов добычи. Такой активности Поднебесной воспротивился не только Лоран Нкундо, но и МВФ, посчитавший, что подобная инфраструктурная программа могла бы вогнать экономику Конго в еще более глубокую рецессию. В результате непростых переговоров общая сумма коммерческих соглашений между ДРК и КНР была снижена с $9 до 6 млрд., а ответственность китайцев за коммерческие риски – повышена.

Богатейшая и беднейшая

Демократическая Республика Конго (ДРК, до 1997 г. – Заир) – государство в центральной Африке. Является третьей (после Судана и Алжира) по территории и четвертой (после Нигерии, Эфиопии и Египта) по численности населения страной в Африке. ДРК не следует путать с Республикой Конго – соседним государством со столицей Браззавиль (пока существовал СССР, руководители РК заявляли, что строят социализм).

Когда португальцы в 1480 г. открыли устье реки Конго, в этих краях уже давно существовало государство с тем же названием. Чтобы получить помощь португальцев в борьбе с соседними племенами, один из царей Конго принял христианство. Потом была долгая история колонизации, работорговли, войн африканцев с европейцами и друг с другом. В конце концов одна часть (меньшая) территории Конго стала колонией Франции, а основная территория с 1908 г. – колонией Бельгии. Французское Конго со временем трансформировалось в Республику Конго, а бельгийское – в Демокра­тическую Республику Конго.
Терри­тория страны – 2345 тыс. кв. км (12 место в мире), примерно в четыре раза больше Украины.

Население ДРК – 71 млн. человек (18 место в мире), в полтора раза больше, чем Украины. Годовой прирост – 3,2%. Рождаемость – 42 на 1000 (6,1 рождений на одну женщину – 7 место в мире). Средняя продолжительность жизни – 53 года у мужчин и 57 лет у женщин. Городское население – 34%.
ВВП на душу населения в 2009 г. – около $300 (227 место в мире).

Официальный язык – французский. Глава государства – президент, избираемый на пять лет. Он назначает премьер-министра по предложению партии, получившей больше других мест в парламенте. Парламент двухпалатный – сенат (108 мест, избираются на пять лет провинциальными ассамблеями) и национальная ассамблея (500 мест, избираются на пять лет населением). Сейчас в ассамблее представлены 69 политических партий и несколько десятков беспартийных депутатов.

При подготовке статьи использованы материалы Financial Times

 

Залишити відповідь