Часть 1.
Цена информации
В старом детском мультфильме строгий царь предложил ученику-двоечнику поставить запятую в фразе «казнить нельзя помиловать».
Цивилизационные процессы уже не предлагают, а требуют от сегодняшних медиа-боссов сделать свой выбор. Или сохранить привычные бизнес-модели и остаться за бортом изменившегося мира (т.е. умереть). Или начать изменяться и сохранить себя и свой бизнес.
Наиболее остро этот вопрос встал перед теми СМИ, которые ориентированы на наиболее динамичную и активную аудиторию (в Украине такие издания называют «деловые» СМИ).
В чем причины кризиса СМИ? Есть ли разумные пути выхода из него? Да и нужно ли искать этот выход в принципе?
Этим вопросам посвящены размышления, изложенные ниже.
«За что и чем сегодня готов платить читатель?» – этот вопрос стал ключевым для всей мировой индустрии массовой информации. И ответ на него пока неопределенный…
До 90-х годов прошлого века индустрия массовой информации была построена по вполне понятной бизнес-модели: редакция (печатного издания, теле- или радиоканала) осуществляла поиск и сбор информации, обрабатывала и упаковывала ее и предлагала готовый продукт с доставкой потребителю – читателю, зрителю, слушателю.
Т.е. работала шла по классической индустриальной модели: добыча сырья – переработка – упаковка – доставка; повторение цикла.
Прибавочная стоимость (прибыль) формировалась на каждом из этих этапов. И каждый этап был максимально технологизирован.
В этой модели СМИ была монополия на добычу информационного сырья и монополия на доставку готового продукта потребителю (бабушки на лавочке не были тогда конкурентами мердокам).
Отсюда и формировалась редакционная политика всех мировых СМИ: больше эксклюзивных и ярких фактов (скандалов, сенсаций и т.п.) плюс удобная и быстрая форма доставки информации. Само же качество переработки информации – было вторичным.
«Читателю не нужны ваши заумные теории, читателю нужны яркие факты и наши выводы» – десять лет назад утверждал главный редактор одного «делового» издания.
В этой ситуации потребитель имел только один способ повлиять на СМИ – отказаться от покупки того или иного издания. Но тогда ему приходилось начинать покупать какое-то другое издание. Потому что у него не было альтернативных каналов получения информации. В итоге при любом раскладе медиа-индустрия оставалась в плюсах.
Но сегодня эта модель уже не работает. Потребитель массово отказывается от покупки информации привычным способом даже из привычных источников, а медиа-концерны стабильно фиксируют снижение прибыли и тиражей. Причем первой уходит именно социально активная и платежеспособная аудитория.
СМИ потеряли сразу два монопольных права.
Сначала они потеряли контроль за доставкой информации потребителю – появился Интернет. И появился выбор – купить бумажную газету или прочитать ее содержание с экрана. Ждать девятичасовых ТВ-новостей или посмотреть их на сайте.
Кроме того, появилось большое количество сугубо Интернет-СМИ Причем инициаторы значительной части этих проектов раньше не имели отношение к медиа-бизнесу. Они-то и построили альтернативную более оперативную и условно бесплатную систему доставки информации потребителю.
И вот читатель/зритель с конца 90-х все настойчивее задает себе вопрос: «Зачем мне платить деньги за устаревшую информацию (покупая газету или журнал), если я могу получить ее более оперативно почти бесплатно?»
Так привычные нам СМИ потеряли свою главную монополию – на доставку информации потребителю.
Осознав это, они сами массово ринулись в Интернет.
Но тут их настиг второй удар – они потеряли монополию на сбор информации.
Потребитель, получив доступ к мало контролируемому каналу доставки информации, подумал и стал сборщиком-производителем информационного сырья. Появились сетевые дневники и социальные сети – информационные среды, в которых производитель и потребитель информации стали практически не разделимы.
Ремарка Мир шагнул уже еще дальше. Появились самоорганизующиеся информационные системы как, например, Википедия. Или Google, который уже перестал быть просто поисковиком, а стал неким зеркалом, в котором отражается «коллективное бессознательное нашей цивилизации». Не верите? Начните набирать какую-нибудь фразу в строке поиска и посмотрите, что вам предложит поисковик, основываясь на наиболее популярных запросах. Из свежего, в русскоязычном гугле: фразу «в случае пожара…» предлагается продолжить словами «воруй», «воруй и убивай» и т.п. Вообще тема квазиразумных информационных систем и проявлений коллективного бессознательного – тема отдельного исследования. |
И этот удар по привычным СМИ стал, пожалуй, даже серьезнее первого. Вдруг к тысячам профессиональных репортеров добавились миллионы любителей, вооруженных бытовыми видеокамерами, а то и просто мобильными телефонами.
Они были везде, где происходило что-то интересное. И зачастую появлялись там намного раньше профессиональных репортеров. Информационный поток возрос многократно. И генераторами этого потока были уже не только «штатные сотрудники» редакций.
Естественно, что управление этим потоком тут же стало новым медиа-бизнесом. А с учетом значительного снижения стоимости входа в медиа-бизнес, счет новых медиа-образований пошел на тысячи и десятки тысяч. Ведь если еще двадцать лет назад для создания газеты нужны были громадные инвестиции в набор персонала, офис, оборудование, полиграфию и т.п. То сегодня интернет-издание можно открыть на порядок меньшими средствами: виртуальный офис с работающим в них фрилансерами вместо больших редакций с гигантскими штатными расписаниями, оплата услуг дата-центра вместо многотонной полиграфии, перевод и рерайтинг текстов вместо собственной сети корпунктов и т.п. и т.д.
Этот фактор возросшей «фланговой конкуренции» еще больше усилил негативные для привычных СМИ тенденции.
Итак:
Медиа-индустрия потеряла два своих уникальных преимущества: монополию на сбор и доставку информации. Плюс усилилась конкуренция, в том числе и со стороны Интернет-проектов.
И у нее осталась только переработка информации и доверие читателей к ее достоверности. Вот над этим и подумаем дальше.
Краткая видео-версия статьи «Умирать нельзя изменяться»: Новая орфография старых СМИ. Часть 1. (презентация автора)
Читайте также: