Наслаждение второго порядка

Дороги больших художников редко пересекаются с путями хороших виноделов. Однако владельцу поместья Монтевертине Серджо Манетти посчастливилось на протяжении многих лет дружить с Альберто Манфреди (1930-2001), известным итальянским гравером и книжным иллюстратором.

В 1982 г. Манфреди нарисовал портрет сестры своего товарища. Художник стал делать это каждый год, запечатлевая новый этап в жизни женщины, а винодел украшал ее портретом этикетку очередного винтажа Le Pergole Torte. Сегодня это культовый санджовезе, который стоит от $50 до 330 за бутылку (в зависимости от года урожая), а история о дружбе двух мастеров добавляет теплых оттенков к его утонченному вкусу. У владельца супертосканской винодельни Tua Rita Стефано Фрасколла тоже есть друг художник. В 1990-х Redigaffi стало первым итальянским вином, оцененным в 100 баллов Робертом Паркером. Таким образом, бутылка мерло стоимостью $200 превратилась в престижную выставочную площадку. Как своего рода художественную галерею представляет свои вина и американец Малькольм Николс. Предприниматель из Санта-Барбары покупает виноград в Калифорнии и делает из него напитки под именным брендом Nicholls Wine. На этикетках – картины из частной коллекции Николса. Еще более редкий случай – винодел-художник. Таковым является владелец итальянского хозяйства Testamatta. Лучшее вино этого молодого тосканского производителя – Testamatta 2006 ($90) уже успело получить 98 баллов от Wine Spectator. Эта бутылка и другая продукция винодельни оформлены рукой основателя Биби Гретца.

 

«Впрочем, никто еще не превзошел Chateau Mouton-Rothschild – знаменитое хозяйство из Бордо, которое с 1945 г. практически каждую этикетку своего нового винтажа заказывает у знаменитых современных художников, – говорит независимый винный эксперт Виталий Ковач. – Верный поклонник этого великого дома всегда купит винтаж с новой этикеткой, даже если урожай не был великим. Мне кажется, что любители таких вин, как Chateau Ausone и Petrus, оформление которого не менялось на протяжении многих лет, имеют несколько иную мотивацию».

Поначалу оформителями этикеток Chateau Mouton-Rothschild были близкие друзья семьи Ротшильдов: дизайнеры, театральные художники, книжные иллюстраторы. Со временем калибр исполнителей увеличивался. Сегодня среди них значатся кубисты Брак и Виллон, ташисты – Тапиес и Матье, абстрактный экспрессионист и сюрреалист Роберто Мата, скульптор Генри Мур, живописцы Миро, Шагал, Бэкон, Пикассо, Уорхолл, концептуалист Илья Кабаков и др. Традиционный гонорар за работу – десять ящиков вина с винтажами разных годов (стоимость бутылки $250-900).

Лучший «музей» для хранения и экспонирования винного искусства – погреб или профессиональный шкаф. О персональном Лувре или д’Орсе мечтают все любители вина. Самые серьезные добираются до стадии реализации. «10-20% наших заказов – индивидуальное решение, предусматривающее уникальную комплектацию, подбор текстуры и цвета, – говорит директор компании Euroholod Александр Бычков. – Например, у одного из наших клиентов был рояль леопардовой расцветки, и, естественно, ему хотелось, чтобы винный шкаф, который стоит рядом, попадал в унисон».

Впрочем, с точки зрения современного искусства лучшее место для экспозиции – так называемый белый куб, помещение с чистыми стенами, где ничто не мешает восприятию. В мире вина белый куб – это шкаф с абсолютно прозрачными стенками. Современные технологии позволяют достаточно близко подойти к данному идеалу. Свою вариацию на эту тему под названием Cornice vino представила на ноябрьской выставке HOST в Милане итальянская IP Industrie. Внутри шкафа есть светодиодная подсветка, цвет которой можно изменять по желанию. Стенки не пропускают вредный для вина ультрафиолет. Необходимая температура хранения поддерживается бескомпрессорной системой охлаждения.

«Прозрачная стенка – актуальный тренд в дизайне и технологии современных винных шкафов, – говорит Александр Бычков. – В последние годы такое оборудование стало появляться в нью-йоркских ресторанах, гости которых могут видеть винную карту заведения, что называется, вживую». По мнению Виталия Ковача, такой шкаф может понравиться и частному коллекционеру: «Возможность лицезреть свою коллекцию, не прилагая дополнительных усилий (не спускаясь в погреб, не перебирая бутылки и т. п.), истинный любитель вина всегда оценит». Удовольствие можно получить и от созерцания довольно простой винной бутылки. При этом неважно, оформлялась ли она великим художником или небольшим дизайнерским бюро.

Залишити відповідь