Пространственные изменения

Скульптура меняет пространство, даже если это простой сувенир на рабочем столе. Что уж говорить о больших уличных объектах, способных своими силовыми полями охватывать довольно обширные территории. Нынешний уровень украинской скульптуры по ряду причин трудно назвать соответствующим времени, поэтому идея «искупать» местного зрителя в энергетических полях высшего качества оказалась очень своевременной.

Состоявшийся этим летом в столице Kyiv Sculpture Рroject 2012 – первое международное мероприятие такого уровня в Украине – придумала кураторская группа Kadygrob & Taylor Art Projects, основанная в 2009 г. Екатериной Тейлор и Владимиром Кадыгробом. Организовав несколько выставок с участием современных украинских художников, они решили сделать проект, который выходил бы за музейно-галерейные пределы, где обитает довольно узкий сегмент профессионалов. Проведенный ими скульптурный фестиваль (теперь его будут организовывать каждые два года) доставил удовольствие обычным горожанам и дал повод для полезных мыслей о среде обитания.

Релевантность

«Мы живем в этом городе, но хотим, чтобы он был другим, – объясняет мотивацию Владимир Кадыгроб. – Хотим, чтобы Киев был более комфортным, дружественным, конкурентным. Компетенция, которой мы обладаем, позволяет говорить о том, что искусство может изменить ситуацию. Сначала мы думали, что сделаем постоянно действующий парк современной скульптуры, но потом пришли к выводу: это было бы не релевантно существующей на данный момент в Украине ситуации».
Владимир перечисляет причины: мало современно мыслящих скульпторов, слабый интерес со стороны общества и т. д. и т. п. Отсутствие места, подготовленного для скульптурного парка, он называет не в первую очередь. «Парк – это следствие институциональной работы, которая происходит на протяжении многих лет», – добавляет его партнер по проекту Екатерина Тейлор.

В самом деле, пока в Киеве нет учреждения, имеющего возможность сопровождать и поддерживать работу постоянного парка скульптуры, поэтому стоит начать с временного мероприятия, которое длится в течение месяца и проводится один раз в два года. Таким образом, скульптурное биеннале, задуманное компаньонами, должно было, во-первых, познакомить украинскую публику с современной скульптурой в исполнении мастеров экстра-класса («Специальный проект», экскурсии и лекции); во-вторых, способствовать проявлению местных талантов («Основной проект»). Для выполнения последней задачи решено было провести конкурс среди молодых украинских и зарубежных художников, снабдив участников всем необходимым для изготовления объектов (для первого KSP так было изготовлено 13 из 15 конкурсных скульптур!).

Прецеденты

Хотя искусство в публичном пространстве присутствует испокон веков, парковая скульптура обычно аккомпанировала природным ландшафтам (в городе памятники традиционно подыгрывали политике). Однако в XX в. и в саду, и в городе она все чаще стала выступать в качестве солирующего элемента. Среди пионеров – скульптурный парк Креллер-Мюллер в лесу Оттерло в Голландии, с 1950-х пополняющий свою коллекцию произведениями современных авторов. Разумеется, сегодня существует и масса других примеров, многие из которых были изучены основателями KSP.

Рассказывая о проектах, которыми вдохновлялись, Екатерина и Владимир называют немецкий Skulptur Projekte Munster. Фестиваль проводится раз в десять лет в Мюнстере, улицы которого уже видели работы таких звезд, как Дональд Джадд, Карл Андре, Ричард Серра, Брюс Науман, Илья Кабаков. В городском пространстве постоянно присутствуют 39 работ.
Еще один крупный международный фестиваль – Sculpture by the sea – ежегодное мероприятие, основанное в 1997 г. в Австралии. Работы (сейчас это более 100 скульптур) осенью на несколько недель выставляются на двухкилометровом пляжном побережье Бонди близ Сиднея.

Более камерно выглядит американский Pappajohn Sculpture Park (два гектара, 24 скульптуры). Меценаты Джон и Мэри Пападжон потратили около $40 млн., чтобы сделать более приветливым свой родной город Де Мойн (штат Айова). Именно на сайте Pappajohn Sculpture Park основатели киевского KSP впервые увидели работу испанского скульптора Жауме Пленсы «Дом знаний».

«На меня эта работа тогда произвела очень сильное впечатление, – говорит Екатерина Тейлор. – Даже на фоне других весьма известных скульптур она выглядела крайне эффектно». Впоследствии вместе с Владимиром они потратили немало усилий на то, чтобы именно эта работа побывала на первом фестивале в Киеве. И усилия того стоили.

Деньги

Ставшую символом первого фестиваля восьмиметровую работу «Дом знаний», изображающую сидящего человека, сделанного из металлических букв, называют путешествующей скульптурой.

Три года назад, когда она приехала в Москву, российские СМИ сообщили, что ее стоимость – около $2 млн. Однако организаторы KSP намеренно старались избегать акцентов на подобной информации. «Конечно, оглашение стоимости, как правило, привлекает дополнительное внимание публики, – говорит Владимир Кадыгроб. – Но мы изначально не хотели сообщать что-то вроде: «Мы собрали в саду работ на невероятную сумму». Если бы сделали это, фокус мог бы сместиться на обсуждение денег. А нам надо было показать, как скульптура может менять место, настроение людей и их представления об эстетике. Мне кажется, все получилось, и я считаю это одним из наших больших достижений».

Бюджет мероприятия Kadygrob & Taylor Art Projects не раскрывается. Основателем фестиваля стал фонд «Спiльна мета» Юлии Левочкиной. Voronov Art Foundation мецената Игоря Воронова традиционно не остался в стороне и оказал финансовую поддержку украинским скульпторам, участвовавшим в конкурсе. В критический момент выручил Еврогазбанк, ставший генеральным партнером. Однако более 60% бюджета фестиваля, по словам организаторов, состоял из оказанных по бартеру услуг: авиаперелеты, проживание в отелях, медиасопровождение и проч. «Ни копейки денег из госбюджета потрачено не было», – говорит Владимир Кадыгроб, не забывая поблагодарить КГГА, помогавшую в решении оргвопросов.

Тем не менее в роскоши фестиваль пока, судя по всему, не купается. Например, сумма, выделенная в качестве главного приза, который разделила Жанна Кадырова (Украина) и Карин Ван дер Молен (Нидерланды), составила €6 тыс. Немного. Однако, как говорят организаторы, для молодого скульптора это не является главным критерием интереса. Ограничивало другое. «Было несколько громких имен, которым мы вынуждены были отказать просто потому, что не могли профинансировать их проекты», – говорит Екатерина Тейлор.

Доверие

Доверие – самое трудное, чего приходится добиваться на старте любого проекта. Сделать своим партнером Йоркширский скульптурный парк было для KSP нелегкой задачей. «Поскольку мы изначально хотели делать проект не локального масштаба, а мирового уровня, решили обратиться к ним, – объясняет Кадыгроб. – Благодаря их участию нам удалось привезти в Киев пять работ выдающихся скульпторов, которые составили «Специальный проект».

Парк в Йоркшире – одно из крупнейших (200 га) и лучших в мире мест, где под открытым небом экспонируется современная скульптура. За год руководство парка рассматривает около сотни предложений о сотрудничестве. Ни одно из Восточной Европы до последнего времени не было принято. Сначала Екатерина Тейлор съездила в Британию, и ее визит оказался достаточно убедительным, чтобы программный директор Йоркширского парка Хелен Феби приехала в Киев «на разведку». Британка выступила на конференции, посвященной культурным инновациям в жизни города, а затем отправилась в Ботанический сад имени Н. Гришко, чтобы посмотреть на площадку.

«Тогда Феби ничего не сказала, но, думаю, приняла позитивное решение», – говорит Екатерина Тейлор. Почему Киев оказался им интересен? «Любая серьезная институция занимается культурным обменом, – объясняет куратор. – Они были заинтересованы в нашей аудитории, которая, узнав о Йоркширском парке, захочет его посетить. А наш фестиваль получал популяризацию в Европе через Йоркшир».

Впрочем, партнеры в Украине также нуждались в убедительных аргументах. «Поскольку фестиваль проводился в первый раз, никто – ни спонсоры, ни партнеры, даже руководство Ботанического сада – не мог представить себе в полной мере, как это будет выглядеть, – говорит Владимир Кадыгроб. – Зачем это? Что это даст? А когда возникали неизбежные трудности, сомнения усиливались».

Лишь когда все работы по изготовлению, транспортировке и установке скульптур были выполнены, лица партнеров и организаторов потеплели. (Горожане также приняли фестиваль, увеличив в два с половиной раза посещаемость Ботанического сада и соответственно финансовую выручку.) Несколько предложений о спонсорстве поступило в июне, во время самого мероприятия. Предложения о сотрудничестве организаторы принять уже не смогли, однако всех желающих поддержать проект приглашают поучаствовать в следующем фестивале, который должен состояться в 2014 г.

Залишити відповідь