Время для свинга

Питер Дэйвис, благодаря которому в Киеве три месяца назад появился джазовый биг-бенд, гордится собственным оркестром, но считает свою роль достаточно скромной. «Наверняка многие люди здесь думали об этом дольше меня, – говорит он. – Мне лишь довелось оказаться в правильном месте в нужное время: собрать людей, поддержать их финансово, организационно, и сделать это с любовью. Так уж получилось». Питер сам удивляется, насколько быстро все вышло. Оказалось, что киевские музыканты уже истосковались по большим проектам.

Благорасположением к публике стали два сольных концерта, которые Kiev Big Bаnd (KBB) сыграл в начале года в столице. Впрочем, сейчас менеджмент оркестра лишь подступается к самым сложным задачам. Большой джазовый ансамбль – довольно хрупкое предприятие, для распада которого имеется гораздо больше предпосылок (как внешних, так и внутренних), нежели для его успешного существования.

Требуются музыканты

Автор идеи и основной финансовый донор KBB родился в местечке, недалеко от Лондона. В молодости он изучал русский язык и экономику. С середины 1990-х применяет эти знания на постсоветском пространстве. Сначала был финансистом в Москве, а в 2002-м перебрался в Киев, где живет и работает по настоящее время. У Питера Дэйвиса музыкальная семья: отец – композитор, мать – преподаватель музыки, один из братьев играет в оркестре. Сам он профессиональный финансист, но музыку считает своей страстью. Новая форма любви к искусству проявилась у него осенью прошлого года: «Захотелось сделать что-то для музыки и себя. Я просто без ума от джаза 1930-1940-х, поэтому создание биг-бенда показалось мне интересной затеей».

Своими мыслями он поделился с приятелем Миком Лейком (гитарист хеви-метал-группы Death Valley Screamers). Тот сразу выразил готовность стать менеджером будущего коллектива. «Честно говоря, тогда у меня не было уверенности в том, получится ли это все, – рассказывает Питер. – Во-первых, я не знал, удастся ли собрать необходимое количество музыкантов, быстро это произойдет или мне понадобятся годы и будет ли это популярно». Однако энтузиазм сделал свое дело. Для создания серьезного музыкального проекта Лейк выбрал довольно бесхитростный способ – развесил по городу объявления. Тем не менее это сработало. В Киевском высшем музыкальном училище им. Р. М. Глиэра такое объявление попалось на глаза саксофонисту Дмитрию Александрову, участнику и инициатору многих джазовых проектов в столице.

17 друзей Дэйвиса

В биг-бенде может играть от 12 до 25 музыкантов, однако классический состав – 17 исполнителей: четыре трубача, четыре тромбониста, пять саксофонистов и ритмическая группа (пианист, контрабасист, барабанщик и гитарист). Именно такой оркестр и решил создать Питер со своим приятелем. В начале декабря 2011 г. они присутствовали на первой репетиции состава, собранного с помощью Александрова в малом зале училища. «Три-четыре композиции, которые я прослушал в исполнении этого оркестра, привели меня в восторг, – говорит Дэйвис. – И тогда я сказал им: «Ребята, если вы хотите играть дальше, я – ваш спонсор». Они согласились.

38-летний бенд-лидер коллектива Дмитрий «Бобин» Александров считается одним из лучших украинских саксофонистов. Жизнь и музыкальная карьера в Украине научила его буддийской непривязанности. К новорожденному биг-бенду он также относится со сдержанной любовью. «Когда появляется возможность заниматься любимым делом, надо ее использовать максимально», – считает саксофонист. Эти убеждения разделяет и его партнер по управлению биг-бендом – молодой трубач Деннис Аду. Вместе они сформулировали критерии отбора остальных 15 музыкантов. «В KBB люди попали не по блату или кумовству», – рассказывает Александров, не вдаваясь в долгие разъяснения.

Palomar Ballroom

Официальной датой начала «эры биг-бендов» в США считается 21 августа 1935 г. В этот день состоялось триумфальное выступление оркестра Бенни Гудмена в лос-анджелесском танцевальном холле Palomar Ballroom. Свой «Palomar» был и у KBB. Дебютный концерт оркестра состоялся 9 января 2012 г. в переполненном киноконцертном зале образовательного центра «Мастер-класс», принадлежащего джазовому меценату Евгению Уткину.

Концерт, собравший около 400 человек, длился более часа. Программа состояла из произведений классиков джазового мейнстрима: Каунта Бэйси, Тэда Джонса, Сэма Нестико, Боба Брукмайера, Гордона Гудвина и др. Этого направления оркестр намерен придерживаться и в ближайшее время, хотя для каждого концерта будет готовиться своя программа.

«Конечно, нам очень хотелось бы исполнять оригинальные композиции, написанные специально для нас или нами, чтобы с бендом работал хороший аранжировщик, и делать много чего другого, – говорит Александров. – Но мы двигаемся, что называется «степ бай степ». Самая актуальная задача для KBB сейчас состоит в том, чтобы нас узнавали с первых нот, как «Ласковый май». Питер Дэйвис, который значится продюсером коллектива, в креативный процесс почти не вмешивается: «Я очень уважаю этих людей и считаю, что моя главная задача – обеспечить условия, при которых они до конца будут музыкантами».

Впрочем, несмотря на полное обеспечение (с марта участники KBB получают регулярную зарплату), лидеры коллектива готовы предпринимать коммерческие шаги, ведущие к самоокупаемости. Программа всегда составляется с учетом интересов широкой публики. Кроме того, со второго концерта оркестровый джаз KBB разбавляется вокальными номерами. Например, в Sullivan Room к биг-бенду присоединилось вокальное трио The Missi Dee Singers.

Экономика после свинга

«Я вообще по-хорошему удивляюсь этим британцам, – говорит известный киевский радиоведущий и джазовый продюсер Алексей Коган. – Ведь на самом деле биг-бенды очень тяжело содержать в Украине. Это проблемы с партитурами, регулярными репетициями и проч. Одно дело собрать на репетицию трио, а другое – коллектив из многих музыкантов. Но та мотивация, с которой работают менеджмент и музыканты KBB, не может не радовать. В какие-то моменты она меня даже восхищает. Все дается нелегко, однако люди продолжают это делать».

Восхищение одного из руководителей продюсерского центра Jazz in Kiev (Коган является его арт-директором) дорогого стоит. В январе он вместе с коллегой Владимиром Каминским бесплатно организовал дебютный концерт КBB. Если оркестр не растеряет состав и боевой дух, его наверняка пригласят осенью на фестиваль Jazz in Kiev (напомним, что в прошлом году ни один украинский проект этой чести не удостоился).

Впрочем, далекие прогнозы о судьбе оркестра делать невозможно. После декабря 1946 г. ни один большой джазовый коллектив не может рассчитывать на легкое существование. Тогда послевоенная рецессия и падение популярности свинга в США заставили восемь бенд-лидеров страны, среди которых были Вуди Герман, Лес Браун и «король свинга» Бенни Гудмен, заявить о роспуске своих оркестров. Конечно, в 1950-х многие из них пережили «реинкарнацию». Позже появлялись и новые великие бенды, деятельность которых превратила оркестровый джаз в новую классику. Дмитрий Александров перечисляет их названия: Mingus Big Band, Vanguard Jazz Orchestra, коллектив под руководством американки Марии Шнайдер, немецкий WDR Big Band и New Art Orchestra Боба Брукмайера.

Но достаточно ли в Украине экономической мощи для организации хотя бы одного такого оркестра? «Экономическая ситуация всегда будет «плохая», – парирует Александров. – Если мы будем заморачиваться на этом, то никто и никогда не займется делом». Основатель KBB также склонен верить в лучшее. «Украина – молодая страна, но я думаю, что тут можно найти спонсоров (и мы их уже находим), готовых помочь, – говорит Питер Дэйвис. – Кроме того, я сам давно не считаю себя здесь иностранцем, поэтому желание внести личный вклад (финансовый или душевный) в развитие местной культуры – естественный для меня мотив».

Говорят, во времена Великой депрессии и Второй мировой войны оптимистичная праздничная музыка биг-бендов спасала людей от тяжелых форм рефлексии. Конечно, коллективные танцы давно вытеснены частными формами досуга, а радио – не конкурент интернету. Но эмоции человека по-прежнему способны откликаться на то, что Элла Фитцджеральд описывала как «нечто неопределенное, излучаемое в виде пульса, имеющегося только у хорошего оркестра».

Предшественники и современники

Один из самых знаменитых биг-бендов Киева – джаз-оркестр «Днипро», которым в 1960-х руководил Гиви Гочичеладзе. С той поры в столице время от времени собирались большие оркестры, но на текущий момент Kiev Big Band аналогов не имеет. Можно, конечно, вспомнить детище бывшего замминистра внутренних дел Украины Александра Фокина. И все-таки его «Радиобенд», существующий с 1999 г., – это комбо-состав, где играют 12 музыкантов.

За пределами Киева известен днепропетровский биг-бенд, созданный Юрием Паламарчуком в 1997 г., одесский молодежный джаз-оркестр Николая Голощапова и детский биг-бенд из Кривого Рога, достигший европейского признания при Александре Гебеле, эмигрировавшем в Германию в 1997 г.

Залишити відповідь