Телебизнес: тренды, тенденции и состояние

Данные основаны на результатах мониторинга, в котором участвовали продакшн-компании, производившие на протяжении последних двух лет контент для крупнейших эфирных каналов: Первый, Россия 1, СТС, ТНТ, Рен ТВ и проч. В Украине это число, естественно, меньше, но тенденции рынка подобны, поэтому, несмотря на стагнацию в мировой экономике, киноиндустрия продолжает развиваться, сериальные бюджеты растут, количество зрителей увеличивается, и все это создает неплохую возможность для тех, кто всегда мечтал попробовать себя в роли сценариста.

По данным исследования, самыми популярными телевизионными жанрами в 2012 году были детективные сериалы (доля – 34%), мелодрамы (23%) и драматические сериалы (13%). Ситкомы, в то же время, неожиданно заняли лишь четвертую позицию по популярности, с долей всего 7%, однако, по данным KVG Research, продакшн-компании не намерены отказываться от их производства и даже готовы увеличить их количество в телеэфире – на данный момент из общего числа производимого контента ситкомы занимают 20%, что больше мелодрам (16%) и драм (11%), но все же немногим меньше детективных историй (23%), имеющих высший рейтинг среди зрителей.

Итак, что же нужно для того, чтоб написать хороший сценарий и иметь шансы понравиться продюсеру? Об этом речь шла на семинаре голливудского сценарного консультанта, доктора философии, Линды Сегер, который прошел в Киеве.

  1. Любое произведение, будь то сценарий, роман или рассказ, лучше всего строить по классической трехактной структуре: экспозиция – кульминация – развязка. Если говорить коротко: экспозиция дает вводную информацию, позволяет зрителю «погрузиться» в сюжет, сориентироваться в предыстории и подготовиться к ее развитию. Это максимум 10 страниц сценария. При этом важно, чтобы в части развития сюжета между экспозицией и кульминацией существовали так называемые «поворотные точки», иногда называемые «микрокульминациями» – события, выражаемые либо через движения, либо черед диалог, развивающие сюжет, создающие напряжение. Они могут быть как сильными, так и заурядными, сравните: сцена убийства или появление нового персонажа. Кульминация же является высшей поворотной точкой сюжета в сценарии, вся логика построение сюжета ведет именно к ней. Она может быть сюрпризом для зрителя, но важно не забывать, что она должна быть логически связана со всем тем, что происходило на протяжении всего произведения. Последняя часть, развязка, нужна для разрешения дополнительных сюжетных линий, дает зрителю возможность перевести дух и разряжает обстановку, при этом не всегда отвечает на все вопросы: иногда финал остается открытым, такой прием тоже используют довольно часто.
  2. Стержнем сценария должна быть идея. Сильная, «универсальная», позволяющая зрителю по-новому увидеть взаимоотношения персонажей, предлагающая вдумчивое исследование человеческой природы. Идея не всегда должна быть глобальной, вроде ядерной войны, сценарий может рассказывать о маленькой личной проблеме, тем не менее, такой же важной и призывающей к размышлениям.
  3. 3D-персонажи. Это одна из главных проблем сценариста. Персонаж должен получиться живым, а не «картонным»: сценарист должен знать и показывать их слабости, сильные стороны, их систему ценностей, раскрывать их человеческие черты, они должны двигать сюжет своими поступками и быть активными, а не находиться в тени, в роли «жертвы». Такие персонажи часто стереотипны и скучны зрителю. И, самое главное, движущей силой персонажей и повествования всегда должен быть конфликт: внутренний (душевные метания, противоречия), конфликт взаимоотношений (90% конфликтов в кино – это именно они), конфликт социальный (группа против одного человека), ситуационный конфликт (например, в фильмах-катастрофах). При этом, для того, чтобы сюжет двигался, необходимо чаще использовать конфликты взаимоотношений.

Как же организовать свою работу при написании сценария? Линда Сегер советует придерживаться такой схемы:

  1. Исследование. Для того, чтобы ваша история вышла правдивой, необходимо, прежде всего, основательно изучить область человеческой жизни, о которой вы намерены писать. Будь то другой век или время, определенная страна или культура, профессия и словарный запас, жаргон ее представителей, вы всегда должны иметь полное представление о том, о чем пишете, иначе зритель не поверит в вашу историю.
  2. Фаза психической подготовки. После стадии, когда материал собран, вам необходим отдых. В это время ваше подсознание будет прорабатывать и устанавливать связи между узнанными фактами, создавать отдельные сцены, «вживляться» в новый мир, отличный от того, в котором вы живете.
  3. Фаза просвещения. Это момент, когда можно выкрикнуть «Эврика!». На этом этапе вы начинаете активную работу над сюжетной линией, и задаете себе множество вопросов: почему персонаж поступил так, а не иначе, как ему нужно поступить, какой должна быть кульминация и почему она не может быть другой, и т.п. На этом этапе важно записывать любые идеи, которые вас посещают.
  4. Фаза оценки. Когда сценарий уже наполовину написан, нужно начинать его оценивать. Важно ваше мнение, ваших родственников и друзей, мнение специалистов и обычных читателей. Они могут подсказать вам основные проблемы, которые легче устранить до того, как будет готов окончательный пилотный текст.

Благодарим компанию «Медиа Ресурсы Менеджмент», организатора семинара, за помощь в написании материала.

Залишити відповідь