Отрасль переходит в набор высоты

Авиационная выставка (салон), проходящая под Парижем в аэропорту Ле-Бурже (12 км к северо-востоку от столицы Франции) раз в два года, считается главной в отрасли. В этом году она была юбилейной, пятидесятой. Историю же салон ведет с 1908 г., хотя тогда аэропланы демонстрировались в рамках автомобильной выставки. Советский Союз впервые представил свою продукцию в Ле-Бурже в 1936 г. Украина по мере сил также старается демонстрировать свои авиационные достижения. Так, в 2013 г. показывались военно-транспортный Ан-70 и пассажирский Ан-158. Первый из них, являющийся украинско-российской разработкой, никак не перейдет на стадию серийного производства. А пассажирский Ан-158 пользуется пока незначительным спросом в своем высококонкурентном сегменте рынка.

Главной интригой крупнейших мировых авиасалонов последних лет является соперничество двух гигантов отрасли: европейского Airbus и американского Boeing – кто получит больше заказов на новые самолеты? В прошлом году по итогам авиасалона в британском Фарнборо Boeing существенно опередил конкурента, получив заказы на $36 млрд. против $16,9. Но в Ле-Бурже 2013 Airbus заключил контракты и меморандумы на $68,7 млрд. (466 самолетов), а Boeing – на $66,4 млрд. (442 судна). Совместно они получили заказы на $135 млрд., превысив ожидания организаторов салона ($125 млрд.). Конечно, далеко не все эти соглашения обернутся реальными поставками. Так, у Airbus на 225 самолетов пока подписаны меморандумы о взаимопонимании, поэтому долгие переговоры и торги еще впереди.

Крупнейшим заказчиком европейского авиапроизводителя в Ле-Бурже стала Lufthansa, которая получит 100 самолетов семейства A320. Лоу-костер EasyJet объявил о приобретении 100 А320neo (то есть с новыми двигателями) и 35 А320 (сделка еще должна быть одобрена акционерами авиакомпании). И если продажи этих популярных самолетов были ожидаемыми, то концерн гордится тем, что получено 69 заказов на самолет A350, выполнивший первый полет только 14 июня 2013 г. Этот лайнер рассчитан на перевозку 250-400 пассажиров и потребляет на четверть меньше топлива, чем предыдущие модели. А350 является прямым конкурентом для Boeing 787 Dreamliner, и несмотря на более поздний выход на рынок, заказов на него получено больше: 293 против 73 на Dreamliner.

Кроме того, лизинговая компания Doric подписала соглашение о покупке 20 моделей А380. Напомним, что гигантский двухпалубный А380 и пара Boeing 787/A350 созданы в расчете на разные модели потребления. Первый самолет предназначен главным образом для перевозки пассажиров между аэропортами-хабами, а два других – на перевозку от места до места, поэтому дальность их полета больше, но вместимость – меньше.

Крупнейшим заказчиком Boeing в рамках салона стал лоу­костер Ryanair, подписавший контракт на 175 самолетов ­ Boeing 737-800NG. Сумма этой сделки оценивается в $15,6 млрд. Туристическая группа TUI Travel заказала 60 Boeing 737 MAX на $6,1 млрд.

1 июня возобновлены полеты Boeing-787 Dreamliner (запрет был введен после обнаружения проблем с аккумуляторными батареями самолета). Компании-эксплуатанты думают о возмещении убытков. Так, Japan Airlines уже объявил о начале переговоров с Boeing о компенсации своих убытков, которые с 16 января (когда самолетам Dreamliner было запрещено совершать полеты) составили $41 млн. В то же время в ходе салона Qatar Airlines объявил о получении шестого самолета этой модели.

Гвоздем же экспозиции Boeing стал Dreamliner 787-10, самая вместительная модель линейки Dreamliner с удлиненным фюзеляжем. Самолет способен перевезти 330 пассажиров на 13 тыс. км. Первыми его заказчиками стали американские авиализинговые компании Air Lease Corporation (30 самолетов) и GE Capital Aviation Services (10), европейская International Airlines Group, владеющая British Airways и Iberia (12), сингапурская Singapore Airlines (30) и американская United Airlines (20). Всего компания уже получила 102 заказа на общую сумму $30 млрд.

Удачным салон оказался и для бразильской Embraer, которая обрела первого заказчика на самолеты второго поколения семейства E-Jet. Им стала американская SkyWest, подписавшая контракт на 100 самолетов E175-E2 и оформившая опцион еще на 100 таких же машин. Стоимость контракта оценивается в $9,36 млрд. Эта линейка самолетов включает в себя машины вместимостью от 70 до 130 кресел, предназначенные для эксплуатации в том же сегменте рынка, что и украинские Ан-148/158, российский SSJ-100 и др. Кроме того, Embraer подписал протоколы о намерениях на самолеты серии E2 на 65 машин, контракты могут быть подписаны до конца года. Протокол о намерениях подписан также с лизинговой ILFC: он включает в себя заказ на 50 самолетов E190 и E195 второго поколения и опцион еще на 50 таких машин.

О высоком спросе на ближнемагистральные самолеты говорит и успех франко-итальянской ATR, производящей турбовинтовые машины. Она сообщила о заказах на 173 самолета (в том числе 83 твердых). Общая стоимость контрактов превышает $4,1 млрд. (в том числе $2 млрд. — твердые заказы). Компания продала 20 самолетов ATR 72-600 одной из бразильских авиакомпаний.
Этот авиасалон в Ле-Бурже стал для ATR лучшим в ее истории.

Канадская Bombardier отметила оживление в сегменте бизнес-авиации – она получила заказы на 62 самолета на $2,23 млрд. Так, VistaJet оформила твердый заказ на 20 самолетов бизнес-класса Challenger 350 и опцион еще на 20 таких же ($518 млн.). Неназванные заказчики разместили твердый заказ на 12 самолетов Global 8000 ($804 млн.).

Большой куш сорвала GE Aviation (входит в корпорацию General Electric), подписавшая контрактов на $26 млрд. на поставку двигателей и других авиационных систем.

Украинцы контрактов не заключили, а россияне заключили их на $2,6 млрд. Хотя соглашение на поставку 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) для лизинговой компании Ильюшин финанс каталожной стоимостью $700 млн. контрактом и не является, оно только определяет параметры будущего контракта. Поставки самолетов, как ожидается, начнутся в 2015 г., а покупку техники планируется финансировать по программе правительства РФ поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Но Superjet 100 пока не показывает желаемых результатов в эксплуатации, поэтому заказчики относятся к нему осторожно. ВЭБ-лизинг намерен приобрести 30 самолетов семейства МС-21 общей каталожной стоимостью $2,5 млрд. (самолет пока существует в виде макета).

Традиционно в Ле-Бурже обширна военная экспозиция, заключаются и контракты. Так, партию российских ударных вертолетов Ка-52 приобрел Ирак. И вообще в российской экспозиции была представлена в основном военная авиатехника – кроме Ка-52, это последняя модификация истребителя Су-35С, учебно-боевой Як-130 и др. Были подписаны также контракты на экспорт вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник» (в том числе в Ирак). Армия США подписала договор на поставку 30 Ми-17 в Афганистан (эти вертолеты лучше других подходят для эксплуатации в условиях этой страны).

Залишити відповідь