Перспективы невысокой четкости

Телевизоры с большой диагональю и маркировкой Full HD или HD Ready сегодня продаются в каждом супермаркете бытовой электроники Украины. За последние пару лет цены на эти модели существенно снизились, а высокое качество изображения и звука обеспечило им популярность среди покупателей. Согласно последнему отчету исследовательской GfK Ukraine, продажи телевизоров Full HD составляют свыше 50% от общих продаж плоских телевизоров в нашей стране. 40% проданных Full HD-телевизоров имеют выход в интернет, а треть из них оснащены функцией 3D (для справки: панель GfK насчитывает порядка 2 млн. респондентов).

Как показывают исследования, зрители, привыкшие к контенту высокой четкости, часто смотрят даже рекламу в HD и довольно неохотно переключаются на каналы, транслирующие сигнал предыдущего поколения. Эта особенность телесмотрения привлекает рекламодателей. Естественно, что медиакомпании в данном случае с большей готовностью инвестируют в производство HD-контента, поскольку могут не только выходить на точку безубыточности, но и обеспечивать себе прибыльность.

Такова идеальная картина развития телерынка на Западе, и она пока далека от отечественных реалий.

Украинское торможение

В Украине обладатели HD-телевизоров часто продолжают смотреть телепередачи и фильмы в формате SD (стандартном разрешении), в большинстве случаев даже не подозревая, что эти устройства могли бы обеспечить им опыт телесмотрения, сопоставимый с опытом просмотра фильмов в самых современных кинотеатрах. Одна из причин этого – нехватка HD-контента.

Несмотря на заметный рост продаж HD-телевизоров, в Украине производством и дистрибуцией соответствующего контента занимаются лишь единичные игроки. Среди них Медиа Группа Украина, развивающая каналы «Футбол» и «Футбол+», сервис персонального телевидения Oll.TV, оператор кабельного ТВ Воля, а также спутниковые операторы Vision TV (спутниковая платформа Viasat) и SES Astra.

Видеосервис Oll.TV позволяет жителям Украины смотреть фильмы, сериалы, программы и трансляции спортивных мероприятий через интернет-подключение (VOD). По словам Ольги Гавриловой, директора по развитию бизнеса Медиа Группы Украина, Oll.TV доступен в качестве дополнительного сервиса в сетях 25 интернет-провайдеров нашей страны. При этом большинство контента – прежде всего спортивные передачи – предлагаются к просмотру в HD-формате.
Значительный спрос на спортивный канал, который спутниковая платформа Viasat и Медиа Группа Украина запустили накануне чемпионата по футболу Евро 2012, отмечает и Оксана Ферчук, генеральный директор Vision TV, утверждая при этом, что спрос на тот момент значительно превысил возможности компании. Впрочем, сейчас HD-пакеты заказывают не так активно, но, по словам эксперта, довольно часто клиенты, которым дали протестировать HD, оставляют у себя этот пакет, несмотря на разницу в цене с обычным.

Довольно популярны спортивные каналы в формате HD и среди клиентов Воли. Согласно информации Анны Михаэлян, руководителя отдела по связям с общественностью оператора, каждый пятый абонент компании, имеющий устройства для просмотра HDTV, указал такие каналы в списке своих предпочтений. Примечательно, что в Воле пока не делают отдельных пакетов исключительно в HD-формате, а включают их каналы в состав смешанных тематических пакетов (HD + SD), объединенных общими критериями.

Зарубежное ускорение

Украина в плане распространения технологии HDTV неуникальна. Подобные проблемы наблюдались в свое время также в США и во многих странах Западной Европы. Довольно долго тамошние вещатели не транслировали HD из-за недостаточного количества телеприставок (сет-боксов), которые не производились по причине нехватки контента, торговые сети в свою очередь не закупали оборудование, поскольку не верили в возможность достаточных продаж, а зрители не переходили на данный формат, потому что отсутствовала альтернатива.

В США разработкой и продвижением HD-технологии занималось отраслевое объединение медиакомпаний, поставщиков телеоборудования и телекомов – Digital HDTV Grand Alliance. В Европе эту задачу взяла на себя ассоциация EICTA (сейчас DigitalEurope). Несмотря на позитивные результаты тестирования и даже некоторую государственную поддержку, выбраться из «Ловушки-22» игрокам рынка удалось отнюдь не сразу.

Тем не менее сегодня, по словам Онно Зонневельда, главы украинского представительства SES ASTRA AB, в мире существует 6,3 тыс. HD-каналов, из которых примерно 1,1 тыс. находятся в Европе. По мнению эксперта, игроки медиарынка Украины могли бы воспользоваться опытом платформы HD+, принадлежащей HD Plus GmbH (Унтерферинг, Германия).

Платформа HD+ взимает также технический сбор с вещателей (они оплачивают часть стоимости оборудования). Вместе с тем вещатели получают часть от совокупных доходов HD+, а торговые партнеры зарабатывают на комиссиях от продажи пакетов.

Созданная в мае 2009 г. платформа HD+ за четыре с половиной года своего существования из стартапа превратилась в важный драйвер медиарынка Германии. Сегодня она предлагает абонентам возможность просмотра 15 частных вещателей. Кроме того, каждая HD-приставка позволяет принимать без дополнительной оплаты сигнал еще 22 незашифрованных станций. По итогам первого полугодия 2013 г. HD+ сумела набрать абонентскую базу из 2,6 млн. домохозяйств (включая и тех, кто использует приставки в течение менее 12 месяцев со дня приобретения). Количество платных абонентов выросло почти до 1,2 млн., а их прирост за первые шесть месяцев текущего года составил 26%.

Онно Зонневельд уверен: «От создания платформы HD+ выиграли все: контент каналов зашифрован, вещатели, сотрудничающие с HD+, участвуют в прибылях и могут возместить себе инвестиции в HD-контент, абоненты получают эксклюзивное предложение, производители приставок – маркетинговую поддержку от HD+, а торговые сети – комиссионные за продажу».

Залишити відповідь