Развивать своим примером

В июне 2013 г. появился указ Президента, обязавший Кабмин и Координационный совет по развитию гражданского общества разработать до конца года Национальную стратегию по корпоративной социальной ответственности (КСО). Для этого была создана группа, работающая сейчас над ее текстом.

Разработка такой стратегии вызывает много вопросов в бизнес-среде, главный из которых – зачем она нужна? Ведь КСО – дело добровольное, и это четко зафиксировано в международном стандарте по социальной ответственности ISO 26000. К тому же растет обеспокоенность по поводу вовлечения государственных органов в вопросы корпоративной социальной ответственности, что может привести к дополнительному давлению на бизнес, включая принуждение к социальным инвестициям.

Учитывая подобные обстоятельства, Национальная стратегия должна продемонстрировать, что КСО остается добровольной инициативой бизнеса, а задача стратегии – показать роль и приоритеты страны в развитии корпоративной социальной ответственности.

Прежде всего принятием Национальной стратегии государство признает, что КСО из абстрактного понятия превращается в необходимое поведение для бизнеса. Также необходимо определить приоритеты страны. Поскольку стратегия разрабатывается до 2020 г., нужно думать о будущем, то есть говорить о том, что сегодня еще воспринимается как фэнтези в Украине, а именно – необходимость нефинансовой отчетности компаний, роль бизнеса в борьбе с изменением климата и в сохранении природных ресурсов, развитие корпоративной социальной ответственности в цепи поставщиков.

На мировом уровне выделяют пять форм позитивного влияния государства на развитие КСО: коммуникатор, спонсор, партнер, регулятор и пример.

РЕГУЛЯТОР

Регулирование корпоративной социальной ответственности не обозначает требования соответствующих инвестиций. Хотя, например, в Индии 2% своей чистой прибыли компании со следующего фискального года уже обязаны тратить на КСО-программы.

В какой-то мере через принятие Национальной стратегии государство может показать, что такое КСО, а что – «мыльные пузыри». Об этом уже задумалось Минэкономразвития и торговли, предложившее прописать минимальные стандарты корпоративной социальной ответственности, например, по экологии и нормам безопасности.

Государство может поставить цели компаниям для их КСО-стратегий. Например, указав в Национальной стратегии как цель конкурентоспособность страны, можно призвать бизнес к разработке КСО-проектов для решения национальных проблем в образовании, здравоохранении, инфраструктуре.

Также в стратегии необходимо определить неприемлемое бизнес-поведение. Украина является одной из стран, которая на национальном уровне не имеет документа, запрещающего компаниям давать взятки на территории других государств. Такой сигнал от государства необходим как инструмент евроинтеграции и борьбы с коррупцией. Некоторые компании считают подобное ударом по их конкурентоспособности, однако это шаг к приемлемому бизнес-поведению.
В стратегии необходимо уделить внимание смежным с КСО законам, которые могут помочь продвижению социальной ответственности среди компаний, например:

  • невзирая на то что социальная реклама может занимать до 5% эфирного времени и печатной площади, отсутствуют четкие правила о том, куда и когда ее ставить. Вот и получается, что о полезности молока родители узнают в 12 часов ночи;
  • sms-благотворительность: с 1 грн. пожертвования получателю достается 38 коп.,  остальное идет на НДС, в Пенсионный фонд, отчисления контент-провайдерам и т. д.;
  • антикоррупция: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует правительству Украины обязать аудиторов готовить отчеты о случаях коррупции в компаниях.

СПОНСОР

Несмотря на то что большинство компаний поддерживают налоговые льготы (достаточно убедительный стимул для реализации КСО), не все понимают, какими эти льготы могут быть. Так, в Словакии 2% налогов компании могут идти в бюджет либо на поддержку общест­венных инициатив.

Стимулировать через налоговые льготы можно, скажем, благодаря использованию экосертифицированных продуктов или модернизации производства. Еще один стимул – государственные закупки, где одним из критериев может стать наличие у поставщика КСО-стратегии.

Государство может имплементировать отдельные элементы корпоративной социальной ответственности в свои политики. Так, Минсоцполитики может активнее продвигать тему гендерного равенства и разнообразия в компаниях, а также социального диалога и прав человека. Аналогично могут поступать и другие министерства, включая МИД, чья роль в позиционировании страны, в том числе продвигающей КСО, является крайне важной. Главное – согласовать границы полномочий. А для этого необходимо создать межведомственную группу по реализации КСО-стратегии и ввести должность координатора по корпоративной социальной ответственности при Минэкономразвития и торговли.

ПАРТНЕР

Государство может выступать инициатором диалога, к примеру, инициировать широкое обсуждение тех или иных вопросов, важных для развития страны и ее конкурентоспособности. Дополнительно оно может поддерживать государственно-частное партнерство для разработки секторальных руководств по КСО, например, для химической и добывающей промышленности, электроэнергетических компаний. Отдельный документ необходим и для государственных организаций по развитию корпоративной социальной ответственности.

Еще один важный вопрос – партнерство между местными органами власти и компаниями. Государство может выдвинуть обязательным условием приватизации предприятий инвестиции в развитие сообществ. Таким образом, КСО (образовательные проекты, проекты по улучшению здравоохранения) станет для компании тем, чем она является в международной практике – своеобразной лицензией на операционную деятельность.

КОММУНИКАТОР

Государство может и должно взять на себя обязательства по выполнению международных принципов и договоров. Например, поддержка и реализация на локальном уровне
руководящих принципов ООН по бизнесу и правам человека.

Несмотря на то что Украина не является членом OЭСР, она может присоединиться к ее руководству для мультинациональных компаний. Также страна уже подала заявку на статус участника Инициативы прозрачности в добывающих отраслях (EITI). Это поможет обществу больше узнать о платежах добывающих компаний в бюджет и доходах правительства от транзита
газа.

Большое значение имеют образовательные программы, направленные на повышение осведомленности компаний и стейкхолдеров о важности КСО. Отдельные программы обучения необходимы для малого и среднего бизнеса (МСБ). Более того, можно говорить о грантах для МСБ на развитие КСО –  этим путем пошло правительство Германии.

Необходимо проводить награждение лучших КСО-практик, как, скажем, поступает еврокомиссия, которая с прошлого года награждает лучшие проекты партнерств бизнеса и стейкхолдеров. А в некоторых странах есть специальные награды премьер-министров.

Особое внимание нужно уделить критериям социальной ответственности для компаний, чьи акции котируются на бирже. Необходимы и круглые столы с инвесторами для продвижения социально ответственных инвестиций.

БЫТЬ ПРИМЕРОМ

Поскольку государство сегодня является крупнейшим работодателем, ему стоит начинать с себя. Например, правительство Бельгии, перед тем как запускать ISO 26000 в бизнес-среде, решило протестировать реализацию стандарта внутри министерств. Также некоторые министерства в странах ЕС выпускают свои нефинансовые отчеты. А в Швеции правительство выдвигает достаточно высокие требования к государственным компаниям, требуя от них ставить ежегодные цели по устойчивому развитию и обсуждать их выполнение с правлением и акционерами.

Мы не говорим о появлении КСО-менеджеров на каждом предприятии. На практике они неэффективно налаживают внутренние коммуникации, не привлекают на свою сторону основные отделы: финансовый, маркетинговый, юридический. Более правильными будут требования для государственных компаний разработки КСО-стратегий и ежегодных целей; подготовки нефинансовых отчетов; разработки политик диалога со стейкхолдерами и проведения ежегодных диалогов и отчетности по ним. Выполнение данных требований значительно повысит прозрачность таких компаний.

Залишити відповідь