В солдатском ранце – маршальский жезл: интервью с основателями «латвийского Skype»

Roamer – это телекоммуникации или интернет-технологии?

Петр Антропов: Это интернет-проект. В магазинах Apple и Google данное приложение размещено в рубрике «путешествия», а не «бизнес» или «коммуникации». С одной стороны, это технологическая разработка, а с другой – возврат путешественников к той практике использования мобильного телефона, что и дома. У себя они его используют свободно, без колебаний снимают трубку при входящем звонке, сами разговаривают много. В роуминге же многие вообще боятся пользоваться телефоном, максимум – используют sms. Когда человек готовится к путешествию, он покупает билет, бронирует отель. Мы хотим, чтобы к списку покупок он добавил и Roamer.

Но ведь для работы системы интернет практически не нужен?

П. А.: Да, он нужен только для инициализации исходящего звонка. Но и то сейчас мы готовим такую опцию, что,  если интернета нет, то можно позвонить на местный номер, и будет инициирован обратный звонок, который соединит вас с вызываемым абонентом.

А с помощью sms этого нельзя сделать?

П. А. Во-первых, это, как правило, дороже для абонента. Во-вторых, sms – это то, что нужно делать руками. Это сложно. А после местного звонка соединение произойдет через несколько секунд.

То, что вы сейчас говорите о продукте и проекте в целом, несколько отличается от ранее звучавшего. Под воздействием чего произошли эти перемены?

П. А.: Альтернативу интернету мы планировали как запасной путь. Вообще интернет-бизнес отличается от традиционных в том, что здесь есть масса идей и вариантов. Ты все время занимаешься их приоритезацией в зависимости, например, от того, как быстро и скоро они могут принести деньги через удобство и дополнительные сервисы для пользователя.  

Скажем, сейчас пользователю до поездки нужно «запарковать» свой номер, то есть сделать переадресацию. Мы понимаем, что кто-то может просто забыть это сделать, поэтому скоро добавим возможность осуществить это уже из-за границы.

Повторюсь, есть много возможных вариантов улучшения, но мы тщательно анализируем их до реализации, чтобы в конечном итоге не усложнить сервис. Сначала с помощью 20% функциональности мы хотим охватить 80% запросов клиентов. Когда достигнем этого, будем думать об остальном.

Кого сейчас вы видите в качестве своей целевой аудитории?

П. А.: Пока нас по-прежнему интересуют туристы; люди, работающие за рубежом, которым работодатель не компенсирует их расходы; малые и средние предприниматели, внимательно следящие за своими расходами. В роуминге звонки дороже на порядок, а мобильный интернет – на несколько порядков.

Во многих странах связь 3G стала вполне привычной, поэтому абоненты на смартфонах и планшетах не только проверяют почту, но и работают с браузерами, удаленно решают бизнес-задачи. Для них такая разница в тарифах на интернет очень критична, из-за чего многие из них давно приобретают за границей местные sim-карты. Мы же добавляем на эту карту их домашний номер мобильного, и они получают возможность использовать дешевую голосовую связь.

Но на предоплаченных карточках тарифы на интернет могут быть довольно высокими.

П. А.: Они бывают разными, поэтому мы сейчас на своем сайте создали сообщество, участники которого делятся своим опытом использования нашей услуги в разных странах, дают советы. Нам это выгодно по двум причинам. Первая – это информация, которую нам трудно самим собрать по разным странам: тарифы, где купить, есть ли у продавца ножницы, чтобы обрезать sim-карту, и т. п. Второе – сарафанное радио – потенциальные абоненты с интересом узнают об услуге от людей, которые ею реально пользуются.

Кого вы считаете своими конкурентами?

Артем Крыжановский: TravelSIM можно назвать конкурентом. Достоинство этой услуги в том, что карточку вы покупаете дома, а не по прилету, но номер меняется, исходящие дорогие, мобильный интернет тоже, да и за входящие все равно платить надо, не вам, так звонящему.  Также Truphone, в которую около полугода назад Роман Абрамович вложил 70 млн. фунтов стерлингов.

Программируется сама карточка, к ней добавляется местный номер: сейчас у них есть австралийский, американский и британский. В их тарифах остается ставка интерконнекта, то есть взаиморасчет между операторами. Pond Mobile, услуга которого предназначена для премиального сегмента рынка. Его абоненты тратят много на связь, но получают взамен специальные тарифы, бесплатно какой-то объем интернет-трафика. Им не надо менять карточку, но средняя цена получается примерно в пять раз выше, чем у нас.

А такие интернет-продукты, как Skype, Viber и др. – это уже другой сегмент. Для их работы нужен не просто быстрый, а стабильный интернет. Во многих странах его найти сложно. А где-то, например, в гостиницах Skype часто не разрешает пользоваться администрация, настроив соответствующим образом свои сети. Да и для того чтобы установить связь, у вашего адресата не только должно быть установлено такое же приложение, но оно в этот момент должно быть активным.

П. А.: Кстати, мы сейчас думаем вот о чем. С одной стороны, хорошо, что наш клиент может позвонить абоненту, у которого не установлен Roamer. Но с другой – мы хотим стимулировать распространение приложения, поэтому вскоре введем систему денежной мотивации для тех, кто привел нового клиента (причем бонус получат оба). Также планируем удешевить звонки между нашими клиентами, находящимися в роуминге (даже в разных странах) – это можно сделать за счет изменения схемы прохождения звонка.  

В ходе одного из обсуждений в интернете вас обвинили в том, что ничего нового не сделано, просто автоматизировано то, что существовало. Вы согласны с этим?

П. А.: С точки зрения технологий мы действительно воспользовались тем, что уже существовало. Но мы эти детали конструктора собрали в цельный продукт, за счет автоматизации упростили задачу для пользователей, дополнив это все маркетингом, и в результате получили бизнес-проект. В подобных проектах важно не столько ноу-хау, сколько удобство пользования.

Можно ли защитить ваш проект от копирования?

А. К.: Попытаться, конечно, можно, но мы не будем этим заниматься. В интернете можно скопировать все, можно сделать, например, второй Skype, но зачем он, если есть первый, который устраивает миллионы абонентов? Да и защитить юридически свои права на такие продукты очень сложно, поскольку достаточно внести в них небольшие технологические изменения, и тяжбы о «новизне» продукта-копии грозят стать почти вечными.

Мы считаем, что лучше тратить время и ресурсы на постоянное совершенствование продукта, за счет этого отрываясь от конкурентов. А если кто-то захочет создать нечто подобное,  то ему будет проще стать нашим инвес­тором, мы открыты для этого. Наш главный козырь, который невозможно запатентовать, это люди, команда, создавшая продукт. Мы знаем друг друга много лет, запускали различные проекты. Сейчас у нас семь человек, но мы уверены, что даже если бы у нас было 200 программистов, нам не удалось бы сделать продукт лучше и быстрее.

Насколько я понимаю, сейчас вам средства нужны в основном для маркетинга.

П. А.: Да, верно. Сегодня мы видим несколько каналов для собственного продвижения. Самое простое и надежное – сообщество, сарафанное радио, там мы теперь вводим еще и денежную мотивацию, о чем уже говорили. По такой же модели будут работать и наши парт­неры. Например, турагентства смогут предложить Roamer своим клиентам как дополнительный продукт, получая за это достойные комиссионные. По схожему пути смогут пойти и популярные блогеры, сделав собственную страницу на нашем сайте и направляя туда своих читателей. Да и кто угодно. Рентабельность нашей услуги очень велика, поэтому мы готовы делиться доходами. Следующий канал – реклама: медийная; контекстная – привязка к поисковым запросам на ключевые слова «роуминг», «путешествия», «sim-карта» и др.; реклама на мобильных телефонах, мы можем использовать различное ее таргетирование; реклама в Facebook, разрешающий сейчас рекламировать загрузки продуктов, получая оплату за каждое скачивание. Еще один канал – BTL, к примеру, стойка в аэропорту. Важный канал – PR: постоянное информирование о себе, участие в тематических обзорах, каких-то акциях. Кстати, на разных интернет-ресурсах мы используем различные месседжи. Так, на посвященном стартапам – что мы компания, нацеленная на рост, для этого есть такие-то факторы. На ресурсе для гиков мы рассказываем о своем отличии от Skype, Viber и т. п. На сайте о путешествиях говорим об удобстве пользования и экономической выгоде.

У вас есть несколько каналов,  по которым нужно тратить средства, а сколько их имеется в наличии для поступления денег вам?

А. К.: Пока единственный канал – платежи клиентов. На первом этапе, пока мы удовлетворяем базовую потребность клиентов «звонить больше, платить меньше», нам нужно делать все, чтобы точнее соответствовать этой задаче. Когда мы начнем занимать какое-то существенное место по величине аудитории, географическому покрытию, то сможем предлагать что-то рекламодателям. Параллельно, видим какие-то паттерны использования телефона, которые хотим стимулировать (например, использование в выходные дни). Тут можно сделать, скажем, сниженные тарифы по выходным дням для пользователей смартфонов LG или Samsung. Да и сами пользователи будут нас знать, мы установлены на их телефоне, причем наша иконка находится на первой странице, есть опыт использования, доверие. Тогда с пользой для абонента мы можем предлагать использование нашего рекламного пространства. Да не просто продавать, но и делиться с выгодой с пользователем, так как ему будут поступать предложения о скидках, акциях, необходимых сервисах.

П. А.: Сейчас у нас около 10 тыс. пользователей. Пока 90% из них вносили средства один раз, но есть и такие, кто их пополнял пять раз и совершил около 1 тыс. звонков.

Во взаимоотношениях пользователей с нашим сервисом мы видим три этапа. Первый ознакомительный – чтобы люди не боялись, при подключении мы кладем им на счет €5, которые они могут использовать для совершения первых звонков. Второй этап – человек попробовал, звонит, сам пополняет счет. На третьем появляется возможность зарабатывать на нас, приводя новых клиентов.

Вы иногда называете себя «латвийским скайпом». Это для красного словца или вы видите потенциал аналогичного будущего для своего продукта?

П. А.: Любые аналогии хромают, но все же можно отметить следующее. Оба продукта происходят из Балтии. И мы, и они стремимся изменить паттерны поведения пользователей при звонках через границу, сделав их максимально доступными. Мы близки по ценам, и не видим препятствий для того, чтобы наш продукт стоял на каждом телефоне человека, выезжающего за границу.

Если ваш сервис или аналогичные ему достигнут заметного трафика звонков, на ваш взгляд, операторы не начнут противодействовать?

П. А.: Недавно мы этот вопрос обсуждали с одним потенциальным инвестором. Сейчас 10-50% абонентов сотовых операторов уже меняют свои sim-карты. Эти люди пропадают на время поездки для своих операторов. А значительная часть тех, кто не меняет карты, просто не пользуются своим телефоном в роуминге или используют его минимально. Поэтому пока мы будем расти хотя бы до 10% общей абонбазы, на нас внимания
никто не обратит.

Но если задуматься, то мы ведь и развиваем рынок. Люди покупают местные карточки, пользуются ими, мы приносим дополнительные деньги операторам.

А. К.: А претензии типа серой маршрутизации трафика и т. п. не имеют оснований, поскольку мы используем то, что операторы уже предлагают своим пользователям: переадресацию звонков, карточки предоплаты, оптовые каналы закупки трафика. Бутылка шампанского уже открыта и пену невозможно затолкать обратно. Если кто-то из операторов захочет нас «прикрутить», то он ухудшит свои позиции в конкурентной борьбе на рынке.

Вообще ситуация с роумингом напоминает существующую с авторскими правами – они задержались в прошлом веке: индивидуальные соглашения, ставки интерконнекта, разделение прибыли и т. д.

Операторы действуют

Несмотря на существенное снижение тарифов на зарубежный роуминг зимой 2011-2012 гг., российские сотовые операторы заработали в прошлом году на нем на 10% больше, чем в предыдущем, подсчитала аналитическая компания J’son & Partners.

Операторы были вынуждены в несколько раз снизить цены на роуминг за рубежом, после того как их раскритиковал за дороговизну тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Минкомсвязи договорился с чиновниками ряда стран о взаимных уступках по тарифам на «приземление» вызова. В результате российские операторы либо в десятки раз удешевили звонки, как, к примеру, Мегафон, либо ввели тарифные опции, позволяющие существенно сэкономить на роуминге, например, Вымпелком и МТС.
Что касается роумингового трафика за рубежом, то он резко вырос, а число абонентов, использующих роуминг, стало в 2012 г. на треть больше.

Не исключено, что российские операторы могут столкнуться с ростом оптовых роуминговых цен со стороны европейских операторов, в случае если будет отменен роуминг между странами ЕС. Так, директивное снижение цен на внутриевропейский роуминг в 2007 г. уже приводило к удорожанию роуминга для внешних операторов, за счет которых европейские операторы старались компенсировать потерю доходов.

По материалам Vedomosti.ru

А то, что Евросоюз хочет «оптом» решить этот вопрос, отменив роуминговые соглашения?

П. А.: Факты говорят о том, что есть политическая инициатива что-то сделать хорошее для избирателей, но больше пока нет ничего. К тому же даже сейчас наши тарифы ниже, чем рисуются еврочиновниками на 2014 г. А интернет все равно в роуминге будет стоить дорого. Да, наша прибыль в странах ЕС может снизиться, но те же европейцы поедут в Турцию, Египет, США, Таиланд… Мы шутим, что всегда останутся Израиль и Иран, которые не присоединятся ни к каким соглашениям.

Процесс все же пошел

12 сентября Европейская комиссия приняла план реформ телекоммуникационного сектора Европы. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу считает, что в ближайшем будущем рынок услуг связи станет более связанным и менее накладным для пользователей: «Наши предложения снизят цены на рынке и предоставят потребителям новые возможности. Разве не парадоксально, что у нас есть единый рынок для осязаемых товаров, но когда дело касается цифровых товаров, то мы еще сохранили 28 национальных рынков».

Основным пунктом реформ является отмена наценок за роуминг на территории ЕС при входящих вызовах с июля 2014 г.

Телекоммуникационные компании должны предложить пользователям тарифы, которые будут действовать во всех 28 странах ЕС, или предоставить потребителям возможность пользоваться за рубежом услугами специальных операторов без смены sim-карты.

Еврокомиссия намерена создать единый регулирующий орган телекоммуникационной отрасли вместо действующих сейчас национальных регуляторов. Без этой меры добиться по-настоящему общего рынка будет проблематично.

В случае одобрения данного документа европейским парламентом он поступит на подписание лидерам государств – участниц ЕС.

По материалам Euronews

 

 

Залишити відповідь