Молчание в телефонной трубке

Однако борьба за развитие сетей фиксированного доступа гораздо упорнее и продолжительнее политической. С одной стороны, в ней интересы государства, выступающего от имени миллионов жителей сельской и горной местности, которые в XXI в. не имеют качественной связи и доступа в интернет. С другой – интересы бизнеса, настаивающего на том, что мобильного покрытия вполне достаточно. 

Согласно идее Фонда, собранные средства должны расходоваться самими же операторами в рамках программ развития универсальных услуг. Но в открытом письме на имя премьера и спикера парламента 3 февраля «большая мобильная тройка» указала на то, что частный бизнес не должен собирать в Фонд по миллиарду в год, поскольку развитие сетей – дело госбюджета. И в Европе, мол, от такого инструмента давно отказались, так что идея устарела. 

Однако в Украине, где мобильные операторы называют выдачу лицензий на 3G главным залогом роста телеком-рынка, до сих пор не телефонизировано около 7 млн. домохозяйств, 6616 школ и больниц. При этом, как говорит глава профсоюза работников связи Украины Николай Стародуб, многие города остались без фиксированной связи поневоле, например, ведомственные «угольные» сети умерли вместе с шахтами. Таким образом, до всеобщего гарантированного минимума услуг Украине очень далеко. 

А ведь фиксированная линия – это гарантированная связь, не зависящая от наличия денег на счету и капризов оператора. Она же обеспечивает и стабильный широкополосный интернет, чего не делает «большая тройка». 

Действительно, в Европе регуляторы применяют разные модели тарифообразования для стимулирования рынков. Но, по словам директора НИЦ «Телекоммуникации без границ» Екатерины Танащук, главной особенностью подхода стран ЕС к развитию и модернизации сетей и технологий является добавление в тариф так называемой инвестиционной составляющей. «При активной государственной политике демонополизации сферы телекоммуникаций возникала необходимость сохранить минимальный набор услуг связи, гарантировавший их предоставление гражданам страны. После формирования нормальной операторско-провайдерской конъюнктуры регуляторы изменили перечень общедоступных услуг, выделив рынки телекоммуникационных, и применили для них в зависимости от технологий свои правила и механизмы как технического, так и организационного регулирования, а главное – тарифного», – поясняет эксперт.

В Европе изменение акцентов в финансировании стало следствием качественного роста – когда на всей территории страны обеспечен гарантированный набор услуг нормированного качества, можно двигаться дальше. 

«Широкополосный доступ в интернет в последние десять лет рассматривается Международным союзом электросвязи как неотъемлемая составляющая универсальной услуги. Фонд общедоступных услуг – один из инструментов, которым может воспользоваться государство для исправления «цифрового неравенства». А оно, к примеру, лишает граждан Украины возможности использовать систему электронных госуслуг независимо от места жительства», – отмечает Дмитрий Ларюшин, директор Intel по технической политике в России и СНГ.

На фоне критики Фонда важные аргументы «за» практически не слышны. Из поля зрения выпадает тот факт, что если список экономических приоритетов мобильных операторов возглавляют прежде всего крупные города, то и связь третьего поколения (за которую ратуют операторы) будет доступна в первую очередь горожанам, а не жителям сел. К тому же крупный телеком-бизнес не был особо замечен в попытках разворачивать зоны Wi-Fi в поселках и раздавать селянам бесплатные смартфоны.

В то же время, по данным Госстата, из-за технической невозможности обеспечения услуг на сегодня не удовлетворены более чем 327 тыс. заявок на установку именно фиксированных телефонных аппаратов. И заняться этим проектом может любой обладающий техническими возможностями оператор, который после реализации проекта получит соответствующую компенсацию из Фонда.

С точки зрения социальной справедливости схема, при которой бабушка в селе должна сама заплатить за прокладку телефонной линии, чтобы потом провайдеры могли предложить ей свой тарифный план, ущербна. Точно так же, как и покупка ею смартфона для того, чтобы вызвать скорую, спасателей или поговорить с детьми. Пока бизнес не готов вкладывать в свою страну, принцип «с миру по нитке – голому рубашка» вряд ли имеет разумные альтернативы.

Залишити відповідь