​Обучение как инвестиция

«Наши сотрудники заинтересованы в обучении, а компания стремится по максимуму развить их потенциал, – говорит Александр Кучеренко, директор по управлению персоналом ДТЭК. – В Лондонской бизнес-школе нам дали интересную статистику: десять лет назад были определены 40 лучших мировых компаний, из них сохранить свое лидерство удалось только пяти. И одним из факторов, погубившим остальные компании, стало недостаточное внимание к развитию персонала. Для нас это еще одно доказательство того, что системное развитие персонала – верный путь усиления конкурентоспособности компании. Для коллег наша работа может быть интересна тем, что стереотип, будто HR ориентирован на обслуживание бизнеса и является затратной частью, мы сломали».

ДТЭК – крупнейшая энергетическая компания Украины, представляющая собой вертикальную интеграцию предприятий по добыче и обогащению угля, генерации и дистрибуции электроэнергии. На предприятиях работают около 140 тыс. человек. Компания следует стратегии роста и инноваций, для реализации которой необходимы профессиональные и инициативные сотрудники. Их можно привлекать с внешнего рынка или воспитывать внутри компании. Однако ее потребности настолько велики, что внешний рынок просто не в силах обеспечить приток такого количества и качества необходимых высококвалифицированных специалистов.

Как все начиналось

Несмотря на то что большинство компаний в 2008-2009 гг. перешли в режим строгой экономии, в ДТЭК мысли были направлены на развитие главного конкурентного преимущества – сотрудников компании. Поэтому в 2009 г. родилась идея о создании корпоративного университета, способного объединить систему развития персонала компании и культуру высоких достижений и саморазвития.

Именно подготовка профессионалов и раскрытие талантов среди сотрудников были первой причиной открытия собственного корпоративного университета. Вторая причина состояла в том, что по мере развития бизнеса сотрудники нуждаются в постоянной переподготовке, новом обучении. Обеспечение решения этих задач только силами внешних тренеров достаточно дорогостоящее, кроме того, эффективность подобного подхода при таких масштабах бизнеса невысока. Одной из стратегических целей компании являлось обеспечение закрытия не менее 80% вакансий высшего и среднего менеджмента за счет собственного персонала, потому что эти люди знают бизнес и обладают достаточным уровнем технических и функциональных компетенций. Поэтому 17 марта 2010 г. и состоялось открытие корпоративного университета «Академия ДТЭК». 

В настоящее время приоритетной задачей для академии является создание внутренней системы управления талантами, а также центра сосредоточения знаний, лучших практик, корпоративной культуры и ценностей. Интерес к обучению в «Академии ДТЭК» растет не только среди сотрудников компании, но и со стороны других производственных организаций. Именно поэтому в марте 2014 г. планируется открытие «Академии ДТЭК» в Киеве. Новое академическое пространство даст возможность обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, способности и расширить круг общения. На сегодняшний день в академии обучились более 8,5 тыс. сотрудников компании и 300 человек из внешних организаций. Ежегодно объемы обучения возрастают в среднем на 48%. 

Работа «Академии ДТЭК»

Система включает в себя обучение сотрудников всех уровней: от рабочих до директоров. Академия является также площадкой для обмена опытом между компаниями различных отраслей, ежегодно проводит международную практическую конференцию в области корпоративного обучения. 

В университете «Академия ДТЭК» реализуется широкий спектр обучающих программ: профессиональные программы (hard skills), тренинги по развитию компетенций (soft skills), а также программы, разработанные согласно потребностям бизнеса (управление проектной деятельностью, основы управленческой деятельности в производстве, наставничество, основы клиентоориентированности, энергоменеджмент, управление талантами и др.). Тренинги по развитию компетенций пользуются спросом у внешних заказчиков. 

Как в рамках МВА-программы «Энергия знаний», так и по запросу, «Академия ДТЭК» проводит международные учебные туры по профессиональным направлениям. Семидневный тур предполагает посещение производственных площадок профильных предприятий Нидерландов, Бельгии, Германии и Польши, знакомство с системой управления и организацией деятельности лидеров отрасли, а также участие в учебных сессиях европейских бизнес-школ. 

Помимо развития управленческих навыков, академия уделяет большое внимание обучению рабочих. В 2013 г. 15 учебных центров предприятий ДТЭК были преобразованы в филиалы академии, в которых проводится обучение по профессиям (всего их 128), а также повышение квалификации. В ходе преобразований все филиалы были технически переоснащены, программы обучения пересмотрены и изменены. Все программы обучения на сегодняшний день содержат 60% практики, онлайн-тестирование. В июле 2013 г. открыты два методических центра «Кафедра ДТЭК»: «Добыча и обогащение угля» и «Генерация и дистрибуция электроэнергии» на базе Национального горного университета и Донецкого национального технического университета.

Совместно с вузами ДТЭК ведет работу по созданию новых профессиональных стандартов по профессиям, методике обучения, а также повышению квалификации преподавателей.

Проект по модернизации производственного обучения завершится в апреле 2014 г., а положительные результаты уже ощутимы сегодня: оптимизированы процессы обучения, внедрены новые стандарты, обновлена материально-техническая база, отобраны и обучены преподаватели по производственным специальностям. 

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение стартовало в 2010 г. На платформе WebTutor создан портал «Академии ДТЭК», который интегрирован с учебной деятельностью, предоставляет много информации, удобные сервисы сотрудникам, а также служит центром управления знаниями. В Сети можно:

  • узнать новости обучения и развития, учебные планы; посмотреть персональную информацию о своем обучении, развитии подчиненных, сводную информацию обо всем обучении в компании;
  • загрузить домашнее задание и увидеть оценку, выставленную преподавателем;
  • воспользоваться библиотекой и фильмотекой, посмотреть расписание сеансов в киноклубе академии, забронировать место в кинозале и др.

На сегодня доступны 25 электронных курсов, пользующихся большой популярностью среди сотрудников. 

Институт внутренних тренеров

Успех «Академии ДТЭК» невозможен без внутренних тренеров – наиболее опытных, активных и авторитетных работников предприятий. Жесткий отбор и обучение по программе «Тренинг для тренеров» прошли 277 человек, после чего они приступили к реализации различных программ, например, таких как «Производственный менеджмент», в рамках которой изучаются вопросы мотивации, работы с командой, контроля, планирования, постановки задач и обратной связи, – все это необходимо современному руководителю на производстве. 

Опытом ДТЭК заинтересовалось Министерство энергетики и угольной промышленности, которое попросило помочь организовать подобную систему обмена знаниями на государственных шахтах. 

Корпоративные MBA

Одна из основных задач перспективного бизнеса – развитие управленческой экспертизы, расширение кругозора руководителей, повышение инновационного восприятия и общей готовности к непрерывным улучшениям. Для ее решения была создана модульная программа «Энергия знаний». 

Преподавательский состав программы – топ-менеджеры ДТЭК различных профессиональных областей, преподаватели Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs) и университета Erasmus, лидеры ведущих европейских компаний. 

Программа состоит из шести модулей: экономическая и промышленная среда; бизнес-стратегии; финансовый анализ и финансовый менеджмент; маркетинг; операционный менеджмент; организационное управление.

В ходе обучения проводятся бизнес-игры, позволяющие опробовать изученные принципы и подходы, ведется коллективная работа над кейсами, что делает обучение приближенным к реальным бизнес-ситуациям и вовлекает участников в решение важных для бизнеса задач. Приглашаются зарубежные спикеры. 

В рамках программы проводится зарубежный учебный тур, в ходе которого участники посещают лекции, ознакомительные презентации, устанавливают контакты и обмениваются опытом с экспертами европейского рынка, посещают производственные предприятия, знакомятся с компаниями-лидерами: Е.ON., Eneco, RWE, EMO, TenneT, RAG Mining Solutions и др.

Завершающим этапом обучения является работа над реальными и актуальными проектами, для чего участники объединяются в группы. 93% этих проектов уже внедряются на производственных предприятиях компании, а наработки групп легли в основу долгосрочной стратегии ДТЭК до 2030 г.
Вторая программа – «Энергия лидера» – направлена на развитие и практическую отработку лидерских навыков у топ-менеджеров, а также руководителей, которые готовятся к назначению на вышестоящие позиции в компании. Программа разработана совместно с бизнес-школой INSEAD (Франция). Модули программы содержат лучшую мировую управленческую теорию и практические кейсы украинского бизнеса. 

Обучение проводится в «Академии ДТЭК» и кампусе INSEAD в Фонтенбло (Франция).
Между модулями идет интенсивная индивидуальная работа, осуществляется обработка профессиональной литературы, выполняются задания. В рамках программы проводятся ролевые бизнес-игры, симуляции, коучинговые сессии, направленные на глубинное осознание собственного лидерского потенциала.

Заключительным этапом программы является работа над дипломным проектом и его защита. В основе проекта должна лежать инновационная идея, базирующаяся на реальных условиях организации управления и деятельности компании, включающая в себя операционные, стратегические и организационные аспекты управления, а также возможность ее реализации.

Предназначение «Академии ДТЭК»

Миссия

Мы создаем возможности для постоянного профессионального и личностного роста на основе передовых практик, уникального опыта и корпоративных ценностей ДТЭК.

Цели:

  • развитие управленческого потенциала компании;
  • создание условий для внедрения инноваций и реализации изменений внутри компании;
  • продвижение единых корпоративных ценностей и укрепление корпоративной культуры.

Задачи:

  • развитие и формирование управленческих навыков и современных подходов к управлению бизнесом;
  • формирование единой идеологии менеджмента в компании и общего понятийного аппарата;
  • выявление, развитие и продвижение талантов;
  • развитие навыков и умений, которым не учат в обычных учебных заведениях;
  • управление знаниями в компании;
  • использование академии в качестве инструмента управления изменениями в компании;
  • укрепление и развитие межфункциональных связей внутри компании.

 

Залишити відповідь