Ветер перемен

Дмитрий Золотухин, основатель проекта Razvedka.in.UA:

Последние три года я упорно развивал сферу конкурентной разведки в Украине, а за последние три месяца этот рынок удивительным образом построился сам по себе. Не могу сказать, что я ожидал этого, но это для меня абсолютно объяснимо. В текущих условиях стратегии компаний не могут быть эффективными. Для того чтобы совершать какие-либо изменения или делать новые действия по продвижению своего продукта, необходимо обладать пониманием и прогнозом ситуации. Вместо этого практически каждый день я сталкиваюсь с тем, что даже управленцы высшего звена находятся в состоянии сильнейшего информационного дефицита.

Александр Данченко, генеральный директор Датагруп:

Связь является одной  из стратегических отраслей независимо от формы собственности оператора. В сложившейся ситуации мы перешли на усиленный режим работы с круглосуточным дежурством топ-менеджмента. Благодаря своим техническим ресурсам мы готовы оперативно в любой точке страны развернуть узел связи. Могу констатировать, что в данный момент в несколько раз увеличился спрос на спутниковый интернет. Служба включения работает
в режиме нон-стоп, мы прекрасно понимаем, что качественная и надежная связь – главное в любой критической ситуации.

Юлия Ванченко,  директор по маркетингу ТРЦ Art Mall:

Несмотря на непростую ситуацию в стране, мы продолжаем работать. Активно готовимся к проведению первой в Украине интерактивной выставки, планируем церемонию официального открытия торгово-развлекательного центра. Считаю, что, помимо всего прочего, каждый из нас может профессионально и качественно помочь своей стране, если будет на максимуме выполнять свои ежедневные обязанности.

Как руководитель, понимаю, что сотрудники сейчас испытывают дополнительный стресс из-за неопределенности и страха. Поэтому уделяю особое внимание мотивации, моральной поддержке, формированию здорового климата в коллективе. Один из эффективных способов снятия неблагоприятного фона – открытая и прозрачная коммуникация, совместное обсуждение ближайших планов и политики компании в связи со сложившейся ситуацией.

Для себя лично я выработала способ увеличения продуктивности и снижения уровня тревожности. Просто ограничила количество просмотров новостных лент в течение рабочего дня. Оказалось, вполне достаточно посмотреть основные порталы и сайты утром и вечером, чтобы быть в курсе всех событий. Стараюсь также больше времени проводить с семьей и друзьями.

Александр Федченко, президент Инкома:

С начала 2014 г. нам удавалось работать по утвержденному ранее плану. Вносились незначительные коррективы в деятельность, но существенных изменений в стратегии компании не предвиделось. Ситуация кардинально не менялась вплоть до 1 марта: в настоящее время в прежнем режиме работать не получится, слишком много влияющих на деятельность компании внешних факторов. Среди них – резкое повышение курса валют, замораживание проектов, приостановка инвестиций в IТ и многое другое. В ответ мы минимизируем риски, перераспределяем ресурсы, работаем со складами и проч. Наступило время практического кризис-менеджмента. Специалисты компании продолжают работу над ранее стартовавшими и реализуемыми на сегодняшний день проектами. Делаем акцент на сервисы и аутсорсинг, хотя в целом эти направления для нас и так были приоритетными и перспективными.

Мы присутствуем также на внешних рынках (в Беларуси и Казахстане), в этих странах работа продолжается в прежнем ритме.

Все меры, которые топ-менеджмент уже предпринял, направлены на сохранение бизнеса, позиции компании на рынке, эффективную работу в сложившихся непростых условиях. Да, не все они популярны, но сегодня жизненно необходимы и важны для будущего.

Андрей Клименко, управляющий партнер Axiline, aiia, создатель образовательного проекта Upgrade:

Самое главное, что люди объединяются на фоне тех событий, которые происходят. Конечно, это не может не добавлять комфорта и вдохновения в работе. Есть возможность понять, кто есть кто, с кем есть резон двигаться дальше, а с кем надо изменить отношения.

В кризисных ситуациях всегда на первый план выходят действительно важные вещи. В частности, коммуникации с клиентами стали значительно проще, мы не концентрируемся на бюрократических мелочах.

Очень радует то, что система пошатнулась, и это ощутимо уже сейчас. Мы почувствовали изменения в работе с таможней и налоговой службой. Работники этих структур стали более корректными в своем поведении, они ничего не требуют и не ставят палки в колеса. Возможно, оттого, что испугались, а может быть, по той причине, что не устоялась система и непонятно, как все будет дальше. Но станет ли такой порядок постоянным, зависит только от нас – такого шанса влиять на власть у нас еще не было.

Да, некоторые наши партнеры пребывают в каком-то трансе. Из-за этого ряд контрактов находится в подвешенном состоянии. Многие из них вообще отменены, что сказалось на объемах продаж. Но это не повод опускать руки, наоборот, если в разы уменьшились заказы, то соответственно мы должны быть еще более лояльными, гибкими и оперативными.

Войцех Байда, генеральный директор Ericsson  в Украине:

Главные приоритеты для Ericsson в Украине и мире – безопасность сотрудников и обеспечение бесперебойной поддержки бизнеса клиентов. Мы работаем в обычном режиме, продолжая предоставлять весь спектр услуг. Одновременно пристально следим за ситуацией в стране, проводим мониторинг и регулярно информируем сотрудников.

 

Светлана Сабри, совладелица сети магазинов  SIA Home Fashion и Comptoir de famille:

Изменилось моральное состояние всех нас, и это очень влияет не только на работу, но и на все, чем мы занимаемся. С 30 ноября каждое мое утро начиналось с просмотра френд-ленты в Facebook или Громадського ТВ, чтобы узнать, что происходит в стране, в Киеве. А середина февраля была просто ужасной.

Закрывать ли магазины, находящиеся на ул. Сагайдачного и Богдана Хмельницкого? Как мои сотрудники доедут домой, когда закрыли метро? Выходить ли вообще на работу? Везти ли ребенка в школу? Смогу ли я потом его забрать со школы? Но во время этой длительной внутренней паники нужно взять себя в руки, организоваться и не показать своего внут-реннего состояния, не передать его сотрудникам, а наоборот, поддержать в них уверенность, спокойствие и при возможности вселить оптимизм.

Что касается бизнеса, то падение продаж в Киеве по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 40-60% при идентичных расходах сложно пережить даже крепкой компании. Постоянно приходится придумывать и находить нестандартные решения, искать что-то новое, адаптироваться к сложившейся экономической ситуации. К сожалению, в таком состоянии мало места остается для творчества. Многие проекты были заморожены, некоторые, такие как открытие в Крыму розничного магазина в мае 2014 г., отменены совсем. Происходит перераспределение сил. От крупных бутиков переходим к мелким точкам продаж. Меняем ценовой сегмент в ассортименте продукции, вернее, дополняем его.

Сергей Махно, руководитель Архитектурной мастерской Сергея Махно:

Безусловно, события в стране негативно сказались на работе студии. Люди находятся в ожидании стабилизации ситуации и боятся предпринимать активные действия. Количество входящих запросов сократилось на 40% по сравнению с предыдущим годом. Практически все выставки и мероприятия, связанные с архитектурой, дизайном интерьера, мебелью, декором переносятся на неопределенное время, что также сказывается на коммуникации с потенциальными клиентами и партнерами.

Негативно сказалось на нашем бизнесе колебание курса валют и нестабильность законодательной базы. К примеру, цены на материалы существенно повысились, а это у нас главная статья затрат. Мы часто работаем с международными поставщиками и в этом аспекте также столкнулись с проблемами, ведь сейчас сложно осуществлять поставки без перебоев. Невозможно быть на сто процентов уверенными в четкой работе таможенной службы, но мы не теряем победный дух и переживаем вместе со всей Украиной.

Сейчас у многих людей нет настроения, вдохновения. А в нашей профессии вдохновение и эмоциональный подъем – важнейшие катализаторы бизнеса. Апатия и страх мешают думать. Некоторые зависли в сегодняшнем дне, перестали планировать и думать о будущем.

Однако нельзя отчаиваться, нужно быть позитивными, постоянно что-то делать. Нельзя впадать в панику, остро реагировать на информационные атаки. Если мы не будем биться головой об стену и допускать негативного выплескивания эмоций на окружающих, то сможем вернуться к спокойному ритму жизни и возобновить полноценный рабочий процесс.

Залишити відповідь