Принуждение к переменам

В середине весны 2014 г. Нацкомфинуслуг обнародовал итоги страхового рынка за предыду­щий год, которые, казалось бы, не должны вызывать каких-то особых опасений. На конец 2013 г. в стране было зарегистрировано 407 страховых компаний, в том числе 62 лайфовых и 345 рисковых. За минувший год из госреестра финансовых организаций была исключена информация о 15 рисковых страховщиках и одном лайфовом, а также включена информация о восьми рисковых компаниях и одной лайфовой.

По сравнению с 2012 г. объем поступлений страховых премий вырос на 33,3% (до 28,7 млрд. грн.), а объем чистых страховых премий увеличился на 6,3%. Валовые страховые выплаты в прошлом году снизились на 9,7%, чистые страховые выплаты – на 8,1%. В структуре чистых страховых премий на розничное страхование в 2013 г. пришлось 47,6% (в 2012-м – 43,9%), на корпоративное – 52,4% (56,1%). Объем розничного страхования в минувшем году составил 10,27 млрд. грн., что на 15,4% больше, чем годом ранее.

Примечательно, что 99% собранных премий приходилось на долю топ-200 рисковых компаний, а 98 – на долю топ-20 лайфовых. Получается, что остальные страховщики находятся практически в замороженном состоянии.

Страховые резервы компаний по состоянию на конец 2013 г. выросли на 14,8% по сравнению с 2012-м, а именно до 14,44 млрд. грн. По мнению регулятора, прирост резервов связан с существенным увеличением поступлений страховых премий. Общие активы страховщиков также увеличились – до 66,39 млрд. грн. (или на 18,1% по сравнению с предыдущим годом). Такой прирост показателей, впрочем, объясняется довольно прозаично: после изменения отчетных форм для страховщиков в общий объем активов стали включаться доли перестраховщиков в страховых резервах. В то же время размер активов, определенных согласно ст. 31 Закона «О страховании» для предоставления страховых резервов снизился на 22,4% – до 37,9 млрд. грн.

Общие проблемы

Что же на самом деле кроется за этими цифрами, и чем действительно жил и продолжает жить страховой рынок Украины? Как отмечает Андрей Горельцев, заместитель председателя правления СК Брокбизнес, сегодня существуют две самые острые проблемы, с которыми сталкиваются украинские страховщики как рисковые, так и лайфовые, – это девальвация гривни и снижение платежеспособности населения. Отсюда падение сбора страховых премий.
Аналогичного мнения придерживается и Лина Кравченко, заместитель председателя правления СК Нова. Она подчеркивает, что рост валютного курса привел к повышению цен на ремонт и запчасти к автомобилям, вследствие чего размер средней выплаты по автострахованию вырос на 15%. Изменение цен на медикаменты, а также введение НДС на лекарства и увеличение клиниками стоимости своих услуг негативно сказалось и на повышении затрат страховщиков на обслуживание клиентов по медицинскому страхованию. Рост средней выплаты по этому виду страхования уже составил порядка 20%. В результате страховщики вынуждены поэтапно поднимать цены на свои услуги.

Изменения валютного курса и меры валютного регулирования, предпринятые Национальным банком Украины, негативно отразились и на работе лайфовых страховщиков. Так, НБУ своим постановлением №49 с 27.02.2014 г. ввел запрет на покупку валюты страховыми компаниями для покрытия резервов в иностранной валюте. И хотя это постановление впоследствии было отменено, страховщики говорят об отсутствии гарантий повторения подобной ситуации.

Выстроенная в стране система финомониторинга также не способствует развитию рынка, поскольку в отличие от стран ЕС Государственная служба финансового мониторинга Украины практикует подход по формальному признаку, а не по сути. С одной стороны, ведомство инициирует бесконечные приказы, планы, обучения, заполнение форм и сбор анкет и персональной информации. С другой – все эти затратные по времени и деньгам процессы нисколько не мешают существующей коррупции, приводят к упущениям и ошибкам со стороны участников рынка и выливаются в существенные штрафные санкции, несмотря на то что не имеют серьезных правовых и финансовых последствий.

Более того, в последней редакции закона о финмониторинге прописаны явно противоречащие европейским подходам положения о защите персональных данных. По словам Татьяны Бабко, директора представительства Oakeshott Insurance Consultants в Украине, она и ее коллеги, начиная с прошлого лета, обращали внимание всех участников рынка на фактический запрет на перестрахование у нерезидентов в проекте последней редакции данного закона и лишь в феврале 2014 г. нашли понимание в Нацкомфинуслуг. «Но вылилось ли оно в конкретные меры, пока непонятно», – добавляет эксперт. Это касается и требований по наличию документов на перестраховщиков-нерезидентов, и регистрации договоров перестрахования, существенно осложняющих работу с ними. Все эти нововведения вызывают непонимание у международных перестраховщиков и ограничивают возможности по привлечению новых игроков на украинский рынок. А главное, они требуют затрат человеко-часов, отвлекают персонал от основной деятельности и снижают эффективность работы страховщиков и перестраховщиков.

Тормозит развитие страхового рынка и сложившаяся практика назначения в руководство госслужб. В отличие от России, где в разное время в руководстве надзорных органов стояли известные специалисты по страхованию и перестрахованию, в Украине назначения в надзорные органы (например, Нацкомфинуслуг) проходят по политическим квотам, а не по профессиональному критерию. В результате страховому рынку крайне тяжело доносить свои предложения по развитию и укреплению, поскольку со стороны представителей государства отсутствуют понимание и интерес.  К тому же на протяжении последнего месяца Нацкомфинуслуг по сути живет в условиях двоевластия. Есть официально назначенный руководитель комиссии – Андрей Волков и и. о. главы – Максим Поляков. При этом органы власти то ли забыли об этой проблеме, то ли намеренно предпочитают отмалчиваться. «Я не знаю ни одного, ни второго и подхожу с точки зрения законопослушного участника бизнес-процесса. Если от меня государство требует выполнения правил игры, то почему оно не выполняет свои прямые обязанности и порождает хаос?» – задается резонным вопросом Т. Бабко.

Вопрос Крыма

Между тем все перечисленные проблемы меркнут на фоне того, в каких условиях оказались субъекты украинского рынка страхования в Крыму начиная с марта. На момент аннексии полуострова там было восемь региональных страховщиков. Правление НБУ было вынуждено 6 мая принять постановление № 260, закрепившее решение (временно до окончания оккупации) о прекращении дальнейшей деятельности украинских банковских учреждений и их обособленных подразделений на территории Крыма. После этого решения у страховщиков остался один выход – проводить страховые выплаты только на материковой части Украины. Однако они до сих пор не понимают, как признавать наступление страхового случая, на основании каких документов осуществлять выплаты, а также, что делать со своими филиалами, агентами и имуществом в Крыму.

В начале весны Нацкомфинуслуг уже предупреждал участников рынка о недопустимости нарушения условий работы представителями и подразделениями СК в Крыму, а также потребовал четкого выполнения законодательства Украины. Однако представители рынка считают: гораздо правильнее было бы со стороны регулятора созвать компании, имеющие там структурные подразделения, для выработки совместного решения по тому, как следует действовать с наименьшими потерями в подобной ситуации. Крым уже живет по законам другого государства, и формальные циркуляры в данном случае вряд ли помогут.

Сложности перестрахования

В 2013 г. по договорам перестрахования рисков украинские страховщики уплатили 8,75 млрд. грн., что в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Эта сумма включает в себя и выплаты в размере 1,63 млрд. грн. перестраховщикам-нерезидентам, что на 26,5% больше, чем в 2012-м. Одновременно был отмечен более чем пятикратный рост объемов входящего перестрахования резидентам – до 7,11 млрд. грн. Выплаты, компенсированные перестраховщиками, составили 486,7 млн. грн., что на 9,5% меньше, чем в 2012 г. В том числе нерезиденты компенсировали 401,5 млн. грн. (на 12,6% больше), резиденты – 85,2 млн. грн. (на 53% меньше).

Экономическая ситуация в стране, коррупция, усложненный документооборот и задержки платежей из-за регистрации договоров перестрахования – все эти факторы снижают интерес к нашему рынку международных игроков. Работать с таким рынком тяжело и неэффективно, поэтому перестраховщики до сих пор направляли свои ресурсы на другие рынки – в Россию, Казахстан, Азербайджан. «Только за прошлый год в Россию, по информации Нацкомфинуслуг, перечислено около 632,1 млн. грн. перестраховочных платежей, или 38,7% всего исходящего перестрахования. Для нашего рынка это большие деньги, а также еще и обязательства, в сотни раз превышающие указанные платежи», – подчеркивает Валерий Туровский, консультант по страхованию и перестрахованию, владелец торговой марки Страховичок.

Сейчас в Украине остаются лишь глобальные перестраховщики, использующие, как правило, облигаторные договоры, поскольку этот вид деятельности дает хоть какой-то объем премий. Широкого выхода иностранных перестраховщиков на украинский рынок, особенно в отношении факультативных рисков, не наблюдается. Между тем риски, требующие перестрахования, необходимо где-то размещать. На этой волне среди страховщиков вновь возникает вопрос о создании перестраховочной компании, в том числе и государственной (что уже широко обсуждалось рынком в 2010 г.).

В. Туровский обращает внимание на то, что до сих пор небольшие портфели украинских страховых компаний делали непростым и достаточно дорогим доступ на западные перестраховочные рынки. Многие украинские страховщики решали этот вопрос путем перестрахования рисков и портфелей в России. Объемы, пришедшие с украинского рынка, российские компании часто включали в свои облигаторные договоры с западными перестраховщиками. «Сегодня положение поменялось: для украинских страховщиков изменился статус страны-резиденции российских перестраховщиков на недружественный Украине. Следствием этого может стать уменьшение емкостей, предоставляемых ранее российским рынком, проявление политических рисков гласного или негласного запрета перевода средств в Украину», – предупреждает эксперт. По его мнению, создание государственной перестраховочной компании как раз и может стать одним из путей решения этого острого вопроса.

Электронные документы

Стимулировать развитие страхового рынка могло бы и внедрение в Украине электронного страхового полиса. «Даже сейчас ряд страховых компаний, несмотря на отсутствие в законодательстве такого понятия, говорят о том, что предлагают услуги страхования (например, ОСАГО) через электронный страховой полис», – делится своими наблюдениями Александр Саусь, управляющий партнер BritMark. Реально такой полис имеет силу только в том случае, если в дальнейшем выпускается бумажный полис согласно требованиям законодательства, который страхователь получает, скажем, по почте. То есть страховщики упрощают процесс покупки полиса, а не предлагают полноценный электронный страховой полис.

По мнению Л. Кравченко, потребность в электронной форме страхового полиса назрела уже давно, причем не только в страховании ответственности, где задержка связана с наличием технического обеспечения агентов и проч. С ней согласны и эксперты СК Юпитер Виенна Иншуранс Груп, подчеркивающие, что данная возможность значительно упростила бы оформление полисов как для клиентов, так и для страховых компаний.

Реализацию полноценных электронных проектов может ускорить законодательство о применении электронной подписи. По сути необходимо прописать положение, которое освободит страховщика от идентификации клиента в случае, если тот произвел оплату полиса банковской карточкой.

Сейчас над проектами документов, которые позволят использовать страховой электронный полис, работает один из комитетов МТСБУ. Член этого комитета А. Горельцев вместе с коллегами надеется, что их работа не будет бесполезной, и инициативы реализуются на законодательном уровне.

Более того, Наталья Гудыма, генеральный директор МТСБУ, недавно сообщила в своем блоге о том, что до осени 2014 г. в бюро намерены перейти на 100%-е внесение всеми страховыми компаниями информации о проданных полисах ОСАГО в центральную базу данных МТСБУ в момент заключения договора. Для этого разработают IT-подсистему, аналогичную подсистеме Green Card online, которая обеспечивает внесение в базу данных по проданным полисам «Зеленая карта» еще до того, как полис будет передан страхователю. И хотя такая подсистема еще не сможет запустить массовые продажи электронных полисов ОСАГО, она значительно приблизит момент запуска полноценных электронных полисов страхования в Украине.

Надежды на перезагрузку власти

Лина Кравченко, заместитель председателя правления СК Нова:

– Так и не решена проблема откровенного демпинга на рынке обязательного страхования гражданской ответственности водителей. Ситуация, когда у агента можно приобрести полис со скидкой 50%, негативно влияет на весь страховой рынок.

Как только начинается демпинг, страховые платежи становятся меньше. Значит в резервы моторного бюро отчисляется меньше, соответственно страховая компания меньше формирует.
Ответственность за выплаты ложится на плечи компаний – членов МТСБУ, ведь всем понятно, что страховщики, предлагающие комиссионное вознаграждение агентам на уровне 60-70%, не смогут сформировать адекватные резервы под будущие выплаты. От того, насколько эффективно МТСБУ будет бороться с данной тенденцией, зависит будущее этого вида страхования.

Мы надеемся, что нынешняя перезагрузка власти в Украине принесет положительные результаты. Сразу решить все проблемы рынка, конечно же, не получится, на это понадобится время и слаженная работа правительства, регулятора и представителей отрасли.

Нужен обновленный закон о страховании

Гарри Андреасян, генеральный директор СК Allianz Украина:

– Одной из наиболее острых глобальных проблем рынка остается не принятый до сих пор обновленный закон о страховании. Это тормозит развитие отрасли, в том числе и внедрение электронных полисов. В этой редакции закона будет норма, согласно которой полис, оформленный с цифровой подписью, будет иметь одинаковую юридическую силу с обычным полисом (с мокрой печатью и подписью). До этого времени компании, работающие с электронным полисом, делают это на свой страх и риск – в случае судебного разбирательства у СК не будет возможности отстоять свои права по нему. Также новая редакция закона поможет рынку в борьбе с бюрократией, с недобросовестными и неплатежеспособными страховыми компаниями.

Еще одна серьезная проблема – ситуация на рынке ОСАГО. Несмотря на то что в последние годы регулятор чаще, чем раньше, отбирал лицензии у недобросовестных страховщиков, все же эти действия реактивные, то есть предпринимались, когда СК уже переставала выполнять обязательства перед клиентами, исчезала с рынка. При этом проблемы рынка очевидны – завышенные комиссии агентам, демпинг и, как следствие – недорезервирование и проблемы с платежеспособностью. Чтобы выявить страховщиков, работающих именно таким образом, не нужны спецмеры. Достаточно проехаться по основным автодорогам городов и посмотреть, полисы каких страховых компаний продают агенты «с колес» с огромными скидками, а затем наведаться в эти компании с проверкой, тем более что у регулятора есть право проверять платежеспособность СК на любую дату. Не думаю, что хотя бы 50% игроков рынка ОСАГО выдержат такую проверку. Проблемы рынка ОСАГО нужно решать, потому что недобросовестные игроки с помощью демпинга уводят бизнес у классических страховщиков, а потом наносят ущерб репутации всего рынка, когда бесследно исчезают, оставляя тысячи клиентов без выплат.

Мы ожидаем более жесткой позиции Нацкомфинуслуг и МТСБУ по данному вопросу: активные проверки, эффективные инструменты (вроде увеличения отчислений в фонды МТСБУ), строгие меры (лишение лицензий до того, как пострадавшие в ДТП массово столкнутся с затягиванием выплат) и т. п.

Роль брокеров недооценивается

Александр Саусь, управляющий партнер BritMark:

– Значительная часть крупных предприятий (около 50%) в Украине не привыкли работать с брокерами, хотя в конечном итоге это дешевле и эффективнее с точки зрения урегулирования убытков. Сегмент брокерского канала составляет не более 5% всех продаж на рынке. В Польше 75% продаж осуществляется через брокерские и агентские каналы, в Германии – 86%. В США на одну страховую компанию приходится 239 брокерских, в Европе – от 16 до 18, в Украине на семь страховщиков – один страховой брокер.

Еще одна проблема состоит в том, что часто брокеры ограничены в выборе компаний для страхования крупных корпоративных залогов, поскольку многие банки, финансирующие клиентов, имеют свой список аккредитованных страховщиков. Кроме того, некоторые из этих страховых компаний могут быть откровенно ненадежными. Ограниченность выбора страховой компании ведет к тому, что брокер не всегда может предложить наилучший вариант страхового покрытия для клиента и рискует предоставить услуги не самого лучшего качества, соответственно ухудшить собственный имидж.

Законодательное регулирование сферы страхового посредничества в Украине несовершенно и требует доработок. Например, в 2013 г. страховые брокеры получили право заключать договоры страхования с иностранными компаниями и страховать риски украинских фирм, связанные с морскими перевозками, а также риски коммерческой авиации. Но законодательное регулирование валютных операций имеет много подводных камней и ограничивает брокеров в праве покупки иностранной валюты для расчета (такое право имеют только представительства иностранных брокеров). Кроме того, на законодательном уровне не установлена обязательная профессиональная ответственность страховых брокеров, как это принято в странах ЕС. Как следствие – качество услуг, предоставляемых некоторыми страховыми брокерами, низкое.

В результате клиенты, имея негативный опыт сотрудничества, теряют доверие ко всем страховым брокерам.

Для решения проблем, связанных с законодательством, необходимо изменить отношение государства к страховому рынку и рынку страхового посредничества, в частности, усовершенствовать законодательные нормы в сфере страхования и валютного контроля. Безусловно, многое зависит и от самих брокеров, которые должны продвигать не только услуги своей компании, но и посредничества в целом, чтобы формировать правильное понимание у клиентов.

«Главная задача – сохранение капитала»

Игорь Гордиенко, председатель правления АСК ИНГО Украина.

Как вы охарактеризовали бы нынешнее состояние украинского страхового рынка?

Он в основных трендах очень схож с рынком II-III кварталов 2008 г. Надвигается кризис ликвидности и платежеспособности на страховом рынке. Банки существенно уменьшили кредитование в корпоративном и розничном сегментах, объемы промышленного производства падают, импорт и продажа новых автомобилей сократились очень существенно. Страховой рынок, безусловно, реагирует на текущие экономические тенденции. Уже видны основные тренды, прежде всего – падение сборов страховых платежей по автострахованию. Темпы падения страхования имущества также существенны и составляют около 10%. Единственный вид страхования, показавший небольшой рост, – добровольное медицинское страхование (ДМС).

Соответственно у ряда компаний усиливается желание заработать деньги любой ценой. Страховщики с рыночной моделью поведения повышают цены, сокращают расходы, в том числе на аквизицию. У них главная цель – сохранить капитал, получить прибыль. Таких компаний, на мой взгляд, не более 20, остальные пытаются заработать деньги здесь и сейчас, поэтому продолжается демпинг.

Но демпинг – очень опасная тенденция. Как и по итогам 2008-2009 гг., такая модель поведения приведет к уходу с рынка целого ряда игроков. По моим оценкам, не менее десяти компаний до конца года прекратят свое существование, потому что падение экономики продлится еще несколько месяцев. Регулятор будет делать то, что и должен делать в кризисной ситуации – усиливать надзор за состоянием компаний и соблюдением требований к их капиталу.

Положительная тенденция – недавняя смена руководства МТСБУ. У меня есть большая надежда на то, что в ближайшее время Моторным бюро будут приняты решения по противодействию кризисным явлениям, особенно на рынке ОСГПО и «Зеленой карты». Это соответственно приведет к сокращению количества страховых компаний, работающих на данных рынках.

Что вы изменили в деятельности своей компании в ответ на вызовы рынка?

Мы утвердили и начали внедрять антикризисный план в сентябре прошлого года, поскольку сегодняшнее падение экономики предсказывалось экспертами еще тогда.

Программа состоит из нескольких пунктов. Во-первых, ценовая политика должна быть адекватна общему уровню рисков в стране. Это выразилось в повышении страховых тарифов по имущественному страхованию, по КАСКО. В тендерных предложениях компания ни в коем случае не идет в демпинг. Мы придерживаемся более консервативных процедур по приему рисков на страхование. Привели ценообразование в соответствие с прогнозируемым уровнем убыточности, который по разным видам страхования увеличивается в силу экономических причин. Например, убыточность «Зеленой карты», КАСКО, ДМС очень чувствительна к изменению курса из-за существенной валютной составляющей – в запчастях, лекарствах и т. д.

Во-вторых, мы провели сокращение расходов примерно на 10-15%. Заморожены некоторые инвестпроекты, уменьшены административно-хозяйственные расходы и затраты на маркетинг и рекламу. Но так сейчас поступают многие. Если будет необходимо, мы продолжим сокращение расходов.

И в-третьих, стали еще жестче все внутренние процедуры, связанные с управлением безопасностью, противодействием мошенничеству. Также изменения коснулись персонала: усилена дисциплина, немного изменена система оплаты труда.

Какой эффект от этого уже получен?

Если в 2013 г. компания показала существенный рост страховых премий, то по итогам I квартала объем страховых платежей снизился. Однако суть нашего антикризисного плана – не увеличение доли рынка и объема собранных премий, а прибыль и сохранение капитала. По итогам первых четырех месяцев года мы этот план выполняем. И хотя сбор премий у нас сокращается, но прибыль остается. Это означает, что мы сохраняем капитал.

Многие страховщики говорят о проблемах с перестрахованием. Вы с ними сталкиваетесь?

Традиционно у нас есть автоматическая защита в виде облигаторного перестрахования. Среди наших ключевых партнеров по перестрахованию такие компании, как HannoverRe (Германия), SwissRe (Швейцария), MunichRe (Германия), SCOR (Франция), PartnerRe (Швейцария). Наша материнская структура – ОСАО Ингосстрах (Россия) – в качестве перестраховщика работает с АСК ИНГО Украина на рыночных условиях. За первые четыре месяца 2014 г. никаких ограничений по приему рисков в перестрахование мы не ощутили. К примеру, крупная облигаторная защита у нас по сельскому хозяйству. Здесь пока никаких ограничений, связанных с событиями в Украине, мы не видим. Дело в том, что в этой защите не покрываются риски народных волнений, терроризма, военных действий и т. д. Впрочем, мы сейчас рассматриваем возможность покупки дополнительной емкости на рынке по этим рискам, и намерены предложить купить их нашим клиентам.

Что касается факультативных рисков, то действительно ряд рынков в настоящий момент ужесточили требования по ним.

Мы уделяем значительное внимание рейтингу безопасности программ перестрахования. Так, доля перестрахования в международных компаниях с рейтингом S&P на уровне «А» и выше в нашей облигаторной программе перестрахования имущества, ответственности, грузов, морских рисков за последние три года составляет не менее 69%.

Насколько, на ваш взгляд, необходима обновленная редакция закона «О страховании»?

Эта редакция готовилась рынком достаточно давно. Наверное, какие-то моменты я сегодня видел бы по-другому. Но основные вещи написаны правильно – усиление регулирования, требований к капиталу и управлению. Это правильные нормы, причем их нужно было принимать еще 10-15 лет назад. Резюмирую – необходимо принимать закон в этой редакции.

Хотелось бы верить, что рынок страхования будет двигаться к модели партнерства между страховыми компаниями и государством. В таком случае, конечно же, закон потребует дальнейшей доработки. Однако фундаментально его не следует менять. Как показывает опыт других стран, сильный надзор способствует укреплению и стабилизации страхового рынка.

Вопрос не в количестве, а в организации

Татьяна Бабко, директор представительства Oakeshott Insurance Consultants в Украине:

– Рынок страховых услуг начал замирать еще в прошлом году, и сейчас это продолжается. Мы считаем, что наше законодательство должно учитывать политическую и экономическую ситуацию, а не пытаться «зажать и дожать» страховые организации надзорными органами. Наоборот, следует разрабатывать стабилизационные меры, чтобы помочь пережить страховщикам этот период. В данном вопросе у нас был пример кризиса 1998 г., но тогда рынок только развивался.

Строгие требования к резервам страховых компаний и их размещению было очень сложно выполнить, и надзор пошел на временное их послабление. И другой пример: в 2008 г., когда резервы для будущих выплат страховщиков, размещенных на депозитных счетах банков, были заморожены, несколько страховщиков не смогли выполнять свои обязательства из текущих поступлений и обанкротились. Никто из чиновников не понес ответственности за преступную бездеятельность. В подобных ситуациях задача надзорного органа – сохранить рынок, потому что завтра нужно будет платить возмещения страхователям. А из каких источников их платить, если страховщики фактически попадают в форс-мажорную ситуацию, став заложниками действий самого государства?

На протяжении многих лет надзор абсолютно не был заинтересован в сохранении, не говоря уже о развитии рынка. Регулятор постоянно рассказывает, что у нас слишком много страховых компаний. Конечно, их немало, поэтому сложно контролировать. Мы же, как английский брокер, отвечаем, что в Англии зарегистрировано более 1,5 тыс. страховых компаний и более 10 тыс. страховых брокеров. И почему-то это не мешает рынку работать цивилизованно, напротив, он является одним из самых важных в глобальной системе страхования и перестрахования. То есть вопрос не в количестве, а в организации и подходах надзора. Если компания выполняет все нормативы, существующие в законодательстве, то она имеет право на жизнь.

Нужно создать государственную перестраховочную компанию

Алла Волошина, эксперт по перестрахованию, экс-руководитель Лидер РЕ:

– Текущая экономическая и политическая ситуация вынуждает правительство Украины принимать нестандартные решения для привлечения частного капитала в новые проекты и искать пути стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Все это, конечно же, сопряжено с большими рисками и требует страховых гарантий и защиты. Извечная борьба между знанием и незнанием, риском и спокойствием, частным и государственным капиталом приводит к тому, что страховые компании неохотно страхуют, а в большинстве случаев и вовсе отказываются страховать новые и неизученные риски. К тому же перестраховать их просто нет возможности.

В свое время подобные проблемы были удачно решены в Китае, Польше, Словении и ряде других стран посредством создания государственной перестраховочной компании (ГПК). Например, правительство КНР направило из валютных резервов $4 млрд. на капитализацию национальной перестраховочной компании China Re, а через несколько лет разместило ее акции на бирже. Этот шаг дал стимул к созданию средних по размеру частных перестраховочных фирм, позволил перенаправить потоки взносов, переданных в перестрахование, на внутренний рынок и привлечь взносы с других мировых страховых рынков. Таким образом, за несколько лет в Китае был сформирован крупный национальный перестраховочный сектор, принимающий в перестрахование взносы не только с внутреннего рынка, но и из-за рубежа.

Анализируя мировой опыт создания государственных перестраховочных компаний, можно утверждать, что такой инструмент дает возможность инвестирования собранных средств от страхового рынка в государственные и муниципальные облигации, а также в приоритетные государственные программы. Имея госгарантии, ГПК могут получать дополнительные перестраховочные емкости на международном рынке, что позволяет предоставлять дополнительную перестраховочную защиту национальным страховщикам по разным видам страхования. И наконец такие компании принимают риски по входящему международному перестрахованию, чем обеспечивают привлечение валютных средств в страну.

При разумном использовании действующих и доступных механизмов перестрахования создание ГПК способно обеспечить консолидацию страхового рынка Украины, способствовать росту его капитализации, внедрению унифицированных правил страхования, а также стимулировать развитие новых видов страхования.

Залишити відповідь