Ценам нельзя приказывать

В развитых странах с рыночной экономикой государство действует на основании принципа невмешательства в ценообразование на конкурентных рынках.

Административные (прямые) методы регулирования цен в мировой практике применяются как исключительные меры в исчерпывающем перечне случаев и в течение ограниченного срока (как правило, в случае войны, стихийных бедствий, эпидемий и других экстраординарных событий).

Мировая практика

В то же время для обеспечения защиты социально незащищенных слоев населения в большинстве стран вместо административного (прямого) государственного регулирования цен на продукты питания применяются экономические (косвенные) способы (льготное кредитование, предоставление субсидий, применение налоговых льгот и проч.).

В США, например, с 1960-х действует программа адресной денежной помощи на приобретение пищевых продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program, SNAP). Ее основой является «План экономного питания» (The Thrifty Food Plan, TFP) – математическая модель, определяющая минимальный объем дохода домохозяйства в процентах, который должен быть потрачен на приобретение продуктов питания. Если же домохозяйство тратит на приобретение продуктов меньшую часть своего дохода, то соответствующая разница регулярно зачисляется на специальную электронную карточку, с помощью которой можно приобрести только продукты питания и безалкогольные напитки в авторизированных магазинах. Аналогичная модель применяется и в Великобритании.

В ЕС существует рамочный механизм поставок продуктов питания людям с наименьшими доходами (Distribution to the most deprived persons in the Community), предусматривающий распространение пищевых продуктов через определенные некоммерческие организации бесплатно или по минимальным ценам. Такая поставка осуществляется из интервенционных запасов, то есть запасов сельскохозяйственной продукции, которая ранее была приобретена государственными институтами на рынке из-за отсутствия спроса и снижения цен на нее.
Не стоит отождествлять продукты питания и сельскохозяйственную продукцию как объекты ценового регулирования. В ЕС, например, централизованное регулирование цен на продукты питания отсутствует, но действует в сфере сельскохозяйственной продукции.

Украинская модель регулирования цен на продукты питания

В Украине действует прямое государственное регулирование цен на так называемые социально значимые продукты питания (хлеб, молоко и др.). Однако действующее законодательство не содержит правил определения товаров, имеющих важную социальную значимость.

В компетенцию ни одного государственного органа Украины не входит отнесение товаров к числу социально значимых, что ставит под сомнение правовую обоснованность такого регулирования.

Регулирование цен на продукты питания осуществляют как Кабмин, так и госадминистрации. При этом на определенные товары оно осуществляется путем установления:

  • специальных правил определения себестоимости;
  • предельных уровней рентабельности производства (максимального уровня прибыли в цене производителя);
  • предельных снабженческо-сбытовых (оптовых) и торговых (розничных) надбавок к цене производителя;
  • декларирования изменения оптовой цены производителя/оптового торговца.

При этом декларирование изменения оптовой цены производителя по сути является скрытой регистрацией изменений оптовых цен и имеет целью контроль соблюдения им правил определения себестоимости товаров, поскольку предусматривает обязательное предварительное получение декларантом положительного заключения Госценинспекции и последующую регистрацию декларации в облгосадминистрации. Помимо этого, механизм декларирования содержит коррупционную составляющую, так как предусматривает регистрацию документа в органе, который ввел этот способ регулирования по своему усмотрению и при этом не имеет четких критериев для осуществления такой регистрации или отказа в ней.

Кроме центрального регулирования цен, на местах действуют также отдельные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, устанавливающие различные способы и объемы регулирования по разным товарам. Например, в Ровенской области предельный уровень рентабельности производства пшеничной муки высшего сорта составляет 15%, в Киеве – 8%, а в Луганской области – 5%. При этом, по данным Минсоцполитики, уровень бедности населения в Ровенской области является одним из самых высоких среди всех регионов, а в Киеве – самым низким.

Если в столице установлен предельный уровень торговой надбавки на детское питание в размере 20% к оптово-отпускной цене производителя (таможенной стоимости), то в Днепропетровской области цены на детское питание не регулируются вообще. Отметим, что уровень цен на данный вид продукции в этой области такой же, как и в других регионах, что говорит об отсутствии какого-либо видимого положительного эффекта от имеющегося регулирования.

К недостаткам украинской модели регулирования цен можно отнести:

  • отсутствие экономического обоснования его целесообразности и объемов;
  • многоэтажность регулирования;
  • параллельность регулирования цен (например, применение предельных уровней рентабельности и предельных оптовых и розничных надбавок, с одной стороны, и декларирования изменения оптовой цены – с другой);
  • несогласованность нормативно-правовой базы.

Эти недостатки приводят к необоснованной финансовой нагрузке как на бизнес, так и на государство. Во-первых, администрирование такой модели регулирования цен требует от государства огромных денежных и людских ресурсов. Во-вторых, отсутствие экономической мотивационной составляющей в данной модели приводит к снижению интереса участников пищевой индустрии к инвестиционной деятельности.

Данная модель по сути перекладывает функцию обеспечения достаточного жизненного уровня населения с государства на бизнес, что не соответствует принципам, закрепленным в Конституции Украины, и противоречит курсу на дерегулирование экономики.

История попыток изменения существующей модели

В 2010 г. Госпредпринимательства отказал в согласовании проекта постановления Кабмина, необоснованно предлагавшего расширить перечень социально значимых продуктов питания, цены на которые планировалось регулировать.

В 2011 г. Кабмин и некоторые участники рынка продовольственных товаров подписали меморандум, определив список из 15 регулируемых продуктов питания, нормативы рентабельности производства (не выше 12%) и розничную наценку (не выше 10% цены производителя). При этом производители обязались не сокращать объемы и ассортимент продукции, а также не повышать цены на нее, представители розницы – проводить расчеты в течение 10-45 банковских дней и не применять бонусы к поставщикам, а Кабмин взял на себя обязанность вести диалог с участниками рынка и обеспечить им доступ к дешевым кредитам. Сейчас этот меморандум не действует, однако аналогичные соглашения были заключены также на региональном уровне.

В феврале 2013 г. Минэкономразвития обнародовал проект постановления Кабмина, которым предложил сузить перечень продуктов питания, изменения цен на которые подлежат декларированию, за счет конкретизации разновидностей товаров (масло сливочное, кроме «экстра») или указания на применение простых упаковочных материалов («фасованное в пленку»).

В апреле 2013 г. Кабмин расформировал Межведомственную комиссию по вопросам обеспечения ценовой стабильности на основные социально значимые товары и услуги, к основным задачам которой относилось усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам достижения ценовой стабильности в государстве.

В апреле 2014 г. Минэкономразвития обнародовал проект постановления Кабмина «О государственном регулировании цен (тарифов) и признании утратившими силу некоторых постановлений КМУ», предусматривающий такой же механизм государственного регулирования цен на продукты питания, как и тот, который действует в настоящее время. Те же органы государственной власти уполномочены применять такие же многочисленные способы регулирования цен в отношении различных списков продуктов питания. При этом данные органы вновь наделены полномочиями определять по своему усмотрению, цены на какие товары и в каком объеме следует регулировать. Пояснительная записка к проекту и его текст не содержат надлежащих экономических обоснований отнесения товаров к числу регулируемых, а также обоснований допустимых диапазонов регулирования цен.

Таким образом, вместо реформирования системы государственного ценообразования на продукты питания на протяжении всего существования текущей регуляторной модели все попытки ее совершенствования, в том числе самые последние, сводились к чисто косметическим изменениям.

Возможные пути реформирования

Действующую украинскую модель регулирования цен нужно отменить, а новый механизм должен основываться на лучшей мировой практике. В частности, в качестве рыночного механизма применяют предоставление предприятиям прав производить или продавать продукцию по согласованной цене в обмен на налоговые льготы, льготное кредитование, рефинансирование займов от государства. Распространенным методом является также осуществление государством товарных интервенций в случае превышения референтной цены.

Были случаи регулирования цен и на индивидуальной договорной основе. Например, во Франции существовала практика заключения с государством договора, посредством которого устанавливалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие.

В мировой практике применялось субсидирование отдельных отраслей (США, Швеция, Швейцария), а в Соединенных Штатах успешно функционирует программа адресной денежной помощи на приобретение продуктов питания.

Социальную функцию должно выполнять государство. Общество требует демократического и прозрачного механизма обеспечения незащищенных слоев населения продуктами питания.
Самое важное то, что такой механизм должен основываться на экономическом анализе, предусматривать рыночную мотивацию для бизнеса, а не административное принуждение.

Залишити відповідь