Как работает память: десять фактов, которые необходимо знать

Память – это то, что формирует саму суть человеческого опыта. Пока все ее функции далеко не изучены, однако понятно, что самый сложный механизм, лежащий в основе работы сложнейшего и новейшего компьютера, ноутбука, планшета или телефона, не сравнится с возможностями человеческой памяти.

Профессор психологии, эксперт в вопросах изучения функций памяти Роберт Бьорк выделяет десять основных моментов, которые необходимо знать о таком сложном механизме, как память.

1. Память хранит всю информацию

Каждому знакомо состояние, когда очень нужно вспомнить какое-то событие или факт из жизни, но никак не удается это сделать. Отсюда можно сделать вывод: информация имеет свойство стираться из памяти. Существует теория, что чем больше сведений человек получает, тем выше вероятность потери давно полученной информации. Но, оказывается, это не так. Человеческая память хранит абсолютно всю информацию, полученную за целую жизнь.

На самом деле память имеет безграничный потенциал. Она хранит все воспоминания, просто надо знать механизм, помогающий вытащить их наружу. Одним из таких механизмов является, например, гипноз, под влиянием которого человек может вспомнить абсолютно все.

2. Забывание является предохранительным механизмом

Представьте ситуацию, когда необходимо вспомнить, где на огромной стоянке припаркована ваша машина. Если бы память не была избирательной и не помогла сразу же мысленно нарисовать картинку этой стоянки, вы вспомнили бы все те парковки, которые когда-либо видели в жизни, и, конечно же, не нашли бы свою машину. Но в вашей памяти всплывает именно та стоянка, на которой была оставлена машина, так как она стала последним зафиксированным в памяти местом, где вы ее видели. Таким образом, память обладает предохранительным механизмом, позволяющим мыслить избирательно. Этот принцип действует для всех наших воспоминаний. Как правило, недавние события являются более приоритетными для человека, чем произошедшие давно. Поэтому мы как бы забываем давнюю информацию, но четко помним то, что случилось совсем недавно. Таким образом, память защищает наше сознание и психику от огромной нагрузки.

3. Забытые факты и воспоминания можно оживить

Человеку свойственно забывать информацию, но она никуда не девается из подсознания, и в любой нужный момент можно оживить все воспоминания. Они доступны даже тогда, когда вам кажется, что вы никогда в жизни их не вспомните. Эксперименты показали, что даже та информация, которая была получена много лет назад, подлежит восстановлению. Раньше считалось, что это происходит только на физиологическом уровне. Например, если вы научились ездить на велосипеде, то уже никогда не забудете, как это делать.

Стоит только сесть за руль, и вы тут же вспомните навык, который поможет вам ехать. В данном случае речь идет о механической памяти. Но не только эти воспоминания доступны для возрождения. Причем существует четкая взаимосвязь: чем сильнее были эмоции во время определенного события, тем легче оно поддается восстановлению в памяти.

4. Память избирательна

Фундаментальные знания, полученные человеком, остаются неизменными. А вот о каких событиях помнить, а что поскорее забыть – поддается управлению лишь усилием человека. Это связано с эмоциональной сферой. Если вы пережили событие, вызвавшее у вас негативные эмоции, то постараетесь о нем как можно скорее забыть. И наоборот, если произошедшее было радостным, вы помните о нем очень долго. Почему говорят, что воспоминания из детства самые стойкие? Потому что в детском возрасте психика не так избирательна, и ребенок запоминает не только радостные, но и грустные моменты. Они неизбежно всплывают и во взрослой жизни.

5. Память – гибкий механизм

Если человеку хочется что-то забыть, то память поможет это сделать, вытеснив неприятное событие подальше в подсознание и заменив его на более приятное. В то же время механизм памяти достаточно непредсказуем. Почему мы иногда помним то, что так хочется забыть? Этому есть два объяснения: либо это событие было эмоционально окрашенным (как правило, негативно), либо вы в свое время приложили очень много усилий для того, чтобы запомнить эту информацию. Второй пример можно отнести, скажем, к прилежному студенту, который очень долго и усердно учил материал перед экзаменом. В таком случае он будет помнить его еще долгое время даже после окончания учебы.

6. Провалы в памяти

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой провала в памяти. Предположим, вечером перед сном вам в голову пришла какая-то очень важная мысль. Тут же встаньте и хотя бы в тезисах изложите ее на письме. Иначе утром вы рискуете не то что суть не вспомнить, а вообще забыть о том, что такая мысль была. Происходит это по той причине, что психика за день очень перегружена информацией, поэтому включается определенный механизм, и, чтобы не перегружать сознание, память просто забывает мысль.

7. Запоминание зависит от контекста

Те, кто работал когда-то с детьми, знают одну простую истину. Во-первых, они не могут долгое время концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, а значит, плохо запоминают материал. А во-вторых, запоминают они гораздо лучше, когда материал подан в интересной и понятной для них игровой форме. То же происходит и в старшем возрасте. Вспомните учебу в университете. Были преподаватели, после лекций которых вы, выйдя из аудитории, не помнили, о чем шла речь. А были и такие, чьи лекции вы помните до сих пор. Это происходит потому, что человеку свойственно быстрее запоминать интересную и по своему содержанию полезную информацию.

8.Память нужно развивать

Порой случается так, что мы можем мгновенно вспомнить какое-то событие, а иногда мучительно копаемся в недрах памяти и никак не находим нужное. Происходит так в большинстве случаев, когда та информация, которую мы пытаемся вспомнить, была получена как бы между делом, то есть вы не прилагали никаких усилий к запоминанию. Чем больше сведений вы получаете, тем лучше работает память, но не мимолетных, а в процессе длительного обучения. Например, зачем маленьких детей заставляют учить стихотворения? Делают это с целью развития возможностей памяти.

Запоминая стихи, дети расширяют границы своего восприятия. Это поможет им в дальнейшем обучении и в работе.

9. Память не любит монотонности

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо запомнил заданное в школе стихотворение, не стоит заставлять повторять его много раз подряд, гораздо эффективнее после нескольких прочтений отвлечься на другое занятие. После короткой паузы нужно вернуться к стихотворению и повторить его еще несколько раз. Это так называемая перезагрузка. Отвлекаясь на другое занятие, вы активизируете процессы памяти, и запоминание, во-первых, будет происходить быстрее, а во-вторых, выученное таким образом стихотворение запомнится надолго.

10. Ваша память – в ваших руках

Люди недооценивают потенциал своей памяти, а также возможности управлять ею и развивать. Например, они склонны думать, что память – врожденное свойство и невозможно научиться запоминать лучше. Однако это не так. Люди также думают: все, что было в прошлом, невозможно изменить.

Да, произошедшие события нельзя вернуть, но наши воспоминания о них могут быть разными. Они могут быть окрашены негативно и портить нам жизнь, либо мы можем вспоминать о них как о свершившемся факте, который невозможно изменить, но необходимо принять. В таком случае наши воспоминания если и не станут приятными, то, по крайней мере, не будут нарушать душевное равновесие.

Природа и внутренняя энергия человека

Сейчас, когда на улице ранняя зима, всем не хватает солнечного света и тепла. Но, оказывается, есть люди, которые с нетерпением ждут окончания лета, а вместе с ним изнуряющей, как они считают, жары. И если им сказать, что хмурое небо и дождь кому-то портят настроение и влияют на трудоспособность, они весьма удивятся. По мнению многих ученых, нет четкой взаимосвязи между погодой, временем года и настроением человека.

Хотя на практике все выглядит несколько иначе. Во-первых, неоспорим тот факт, что, когда на улице солнечно и тепло, просыпаться по утрам значительно легче. Это физиологический процесс. Когда же речь идет об эмоциональной составляющей, то, как бы ни опровергали этот факт научно, взаимосвязь между погодой и настроением в любом случае существует. Все люди разные, но в зависимости от того, как они реагируют на изменения в погоде, можно выделить четыре основные группы.

>>> Люди, на которых погодные изменения никак не влияют. Таких людей действительно большая часть. Для них совершенно не имеет значения, есть ли на небе солнце или идет проливной дождь. Их трудоспособность и настроение зависят от объективных физиологических причин. Кроме того, они уверены в том, что человек способен сам создавать себе настроение, а те, кто раздражительность или недовольство пытаются оправдать погодой, попросту лукавят.

>>> Люди, которые любят лето и солнце. Они чувствуют себя комфортно, когда светит яркое солнце и на улице жарко. Как только наступает пора холодов и дождей, их охватывает беспричинная хандра. Именно от этой категории людей вы можете услышать об осенней депрессии.

>>> Люди, ненавидящие лето. Эта группа – полная противоположность предыдущей. С приходом лета и наступлением жары их трудоспособность резко снижается, а желание что-то делать возвращается лишь тогда, когда они попадают в кондиционированное помещение. Они обожают дождь и пребывают в прекрасном расположении духа, когда на улице туман. Именно таких людей легко узнать по жизнерадостному выражению лица, когда они сидят в уютном кафе с чашкой чая и наблюдают за проливным дождем за окном.

>>> Последняя группа – уникальна. Таким людям все равно – жарко или прохладно, главное, чтобы не было дождя. Они его просто ненавидят. Когда на улице дождливо (будь то осень или лето), их очень трудно заставить чем-либо заниматься, особенно в случае, если необходимо выйти из дома. Безусловно, таких людей очень маленький процент, но они существуют.
Интересным является тот факт, что зависимость человека от погоды является наследственным фактором.

Главное – не стоит забывать: человек во многом способен сам создавать свое настроение.

 

Залишити відповідь