Цепочка эмоций и действий

Вначале июня на сайте агентства AUTO-Consulting появилось сообщение, суть которого передается одной фразой: «Таких низких показателей украинский авторынок еще не демонстрировал за всю историю наблюдений». Относится она к статистике продаж новых легковых автомобилей в мае, которые сократились на 80% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года – зарегистрировано немногим более 3 тыс. авто.

Причины обвала

Разумеется, такие результаты не стали неожиданностью – операторы рынка давно говорили о падении продаж в мае с учетом девальвации гривни, длительных праздников и ситуации в восточных областях страны, куда практически прекратились поставки. Но результаты оказались существенно хуже ожиданий. В результате обвала рынка все без исключения автобренды завершили месяц с минусовыми результатами.

Майской статистики по рынку грузовых авто на момент подготовки этой статьи не было, в апреле же, по данным AUTO-Consulting, украинский рынок новых грузовиков полной массой свыше 3,5 т сократился на 44% в годовом исчислении. А по итогам первых четырех месяцев спад составил 45%.

Не для сравнения (которое было бы некорректным), а только для иллюстрации того, что в это время где-то есть и другая жизнь, скажем, что продажи легковых автомобилей и пикапов в США в мае подскочили на 11% по сравнению с тем же месяцем прошлого года и составили 1,6 млн. единиц. В пересчете на годовые темпы и с учетом сезонных факторов реализация по итогам 2014 г. может составить 16,77 млн. автомобилей (месяц назад этот прогноз был 16,04 млн.). При этом многие производители зафиксировали двузначные цифры процентного роста своих продаж: General Motors – 13%, BMW, Toyota и Chrysler – по 17%, Nissan – 19%, а Audi прибавила вообще 26%. Правда, бренд Volkswagen потерял 15%, но это отдельная история, как говорят в таких случаях, исключение, подтверждающее правило.

Но вернемся в Украину. В конце мая, после успешно состоявшихся президентских выборов и снижения вероятности прямой агрессии со стороны России, рынок немного ожил. Это дало основания Олегу Назаренко, председателю Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, предположить, что продажи в июне могут вырасти на 70% к маю. Сами же импортеры и дилеры более сдержаны. На летний рост мало кто рассчитывает, так как это вообще низкий сезон для авторынка. Возможный заметный прирост продаж ожидается осенью, если к сезонному фактору добавятся стабилизация экономики, снижение валютного курса, упрощение ситуации в Донбассе. В этом случае к концу года, по мнению некоторых импортеров, ежемесячные продажи могут достигнуть уровня 15-16 тыс. автомобилей. Но даже эти оптимисты не ожидают, что емкость рынка в 2014 г. превысит 150 тыс. авто (в прошлом году продажи составили 201 тыс.).

Попытки противодействия

Напомним, что в середине апреля был отменен утилизационный сбор и на 30% уменьшена спецпошлина на автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1-2,2 л. Эти решения не моги не обрадовать импортеров, которые стали меньше тратить на таможенную очистку, и опечалить отечественных автопроизводителей, поскольку усилились позиции их конкурентов. Но и те, и другие получили общую горькую пилюлю в виде существенно выросшей ставки акцизного сбора.

Вместе с тем чехарда с пошлинами и сборами, а также быстрый рост курса валют позволили маркетологам импортеров проявить свою креативность. Правда, пока в ход пошли относительно простые аргументы, как-то: фиксация валютного курса при определении гривневой цены (на ограниченный период или на часть модельного ряда), появление самых разных специальных предложений. Все это краткосрочные стимулы, призванные поддержать бизнес в условиях катастрофического спада продаж. Но когда складские запасы истощатся, импортерам нужно будет выставлять цены, основанные на реальных валютных курсах. И тогда маркетологам придется столкнуться с тем, что автомобили подорожали, а их потенциальные потребители обеднели (ведь зарплаты большинства из них гривневые, притом их не индексируют). В результате, возможно, придется задуматься о корректировке позиционирования некоторых моделей. Да и к тому времени и потенциальные потребители смирятся с мыслью, что им теперь недоступны те модели, о которых они еще недавно мечтали. А стабилизация курса гривни поможет потребителям планировать свои покупки.

Дилеры практически не имеют возможности влиять на цену автомобиля, но уровень дохода от сервиса во многом находится в их власти. Любой автовладелец скажет, что резервов для этого даже на самых фирменных СТО по-прежнему очень много. Реакцией на нынешнюю ситуацию можно считать дополнительные усилия некоторых дилеров по привлечению клиентов на постгарантийное обслуживание, установление специальных цен на отдельные виды работ и запчастей, предложение пакетных услуг типа «а диагностика бесплатно».

Оптимизм же участников рынка поддерживается сейчас двумя факторами. Первый из них относительно невелик по значимости и кратковременен – в настоящее время накапливается отложенный спрос на авто. Второй существенно более значимый и продолжительный – проникновение автомобилей в стране все еще очень мало, а значительная часть автопарка устарела.

Судьба автопрома

Отдельный очень сложный вопрос – состояние отечественных автопроизводителей, часть которых, по образному выражению одного из руководителей, «перемещаются сейчас из реанимации в морг». Традиционно эти предприятия просят поддержки у государства. Безусловно, государство должно стимулировать развитие производства в своей стране. Но любого ли и какой ценой? Вероятно, стоит признать, что существенного экспорта автомобилей, произведенных в Украине, уже не будет никогда, а емкость внутреннего рынка не заинтересует уже никого из мировых автопроизводителей, чтобы открыть здесь производство. Что в таких условиях ограничение импорта автомобилей означает противодействие интересам очень большой части потребителей.

Любой предприниматель знает, что бизнес сопряжен с рисками. И если риск наступил, то выход надо искать не в той же системе действий, которая привела к этой ситуации, а в иной.
Вполне вероятно, что если государству поддерживать не автопром вообще, а, например, каких-то нишевых производителей, то эффект от этого в целом для экономики и общества будет вполне покрывать затраты (всех видов). Но ответы на подобные вопросы можно искать только в контексте таких понятий, как «миссия государства», «промышленная политика» и т. п.

Больше, чем просто автомобили

В Украине стартовали продажи нового модельного ряда Renault Trucks. С начала этого года в Европе обязательным требованием к грузовикам стало соответствие нормам экологического стандарта Евро 6. Поэтому новая линейка автомобилей Renault Trucks – от магистральных седельных тягачей до небольших грузовиков для городской дистрибуции – сразу создавалась с учетом норм этого стандарта, и на западных рынках появилась в середине прошлого года.  Но нормы Евро 6 пока не являются обязательными во многих странах, включая  Украину, да и не скоро станут такими. Поэтому для поставок в страны СНГ, а также в страны Африки и Ближнего Востока компания адаптировала свою технику до стандарта Евро 5.

Европейские перевозчики, у которых с июня 2013 г. есть возможность приобретать и эксплуатировать грузовики нового модельного ряда, довольны ими. Они заявляют, что компания исправила все недочеты авто предыдущих годов и учла пожелания пользователей.

В компании утверждают, что их грузовики – это не просто автомобили, а инструменты, призванные служить повышению эффективности перевозчиков, источник прибыли и повод для гордости водителей.

В новую линейку входят: магистральные грузовики Renault Trucks серии T, строительные грузовики Renault Trucks C и K и грузовики для городской дистрибуции Renault Trucks D Wide и D Cab 2,1 м. Все они прошли серьезные испытания в условиях температур от -40°С до +60°С, совершив суммарно 10 млн. км пробега.

Дизайн каждого элемента автомобиля создавался таким, чтобы не только полностью соответствовать его функции, но вызывать чувство гордости у собственника авто и водителя. Концепция новых грузовиков и их оборудования обеспечивает максимум комфорта и безопасности. Одна из основных целей Renault Trucks – постоянное улучшение комфортных условий работы водителя.

При разработке новых моделей особое внимание было уделено вопросу экономии топлива. Например, у магистральных грузовиков серии Т расход уменьшился на 5% по сравнению с предыдущим поколением.

В случае необходимости компания готова предоставить клиентам быструю и эффективную техническую поддержку. Благодаря сети из 1600 пунктов продажи и обслуживания в мире, она обеспечивает короткий период простоя автомобиля.

Залишити відповідь