Бизнес в стиле эндуро

Экономическая система во всем мире сегодня переживает период турбулентности. В такой ситуации, как никогда, важными для бизнеса становятся: высокая скорость принятия решений, мобильность, креативность, простота организационной структуры, открытость новому, готовность к постоянным изменениям и навыки работы в условиях неопределенности и непредсказуемости.

На смену стремлениям к стабильности и устойчивому развитию приходят жажда скоростей, умения молниеносной трансформации бизнес-модели к меняющимся обстоятельствам, поиск новых возможностей и слаженность работы всех департаментов оргструктуры.

Успеха в одной дисциплине (сфере, нише) уже недостаточно — побеждают многоборцы. Конкурентная борьба современности напоминает эндуро. Эндуро (англ. enduro от лат. indurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — мотогонки, которые проходят на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности (асфальт, гравий, песок, вода, глина) на соответствующей спортивной мототехнике.

Мотоцикл для эндуро должен быть максимально простым, но в то же время эффективным в любых условиях. Попробуем переложить его характеристики на оргструктуру успешного предприятия в турбулентности.

Итак, что мы имеем? (см. «Мотоцикл для эндуро»).

Эндуро-предприятие

1. Двигатель — производство и R&D

Основной отдел. Должен уметь работать в любых условиях. Обладать уникальными характеристиками с высоким уровнем надежности.
Для эндуро его надо избавить от любых неэффективных процессов. Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. То же относится и к оптимизации.

2. Шины и колеса — отдел продаж

Отдел, позволяющий двигаться вашему предприятию. Отберите в него самых «зубастых», стрессоустойчивых, непреклонных и юрких сотрудников. Обеспечьте их лучшей экипировкой на рынке (гаджеты, транспорт, базы данных и проч.).

3.  Большое переднее колесо — финансовый отдел

Постройте самый маневренный, гибкий и быстрый отдел. Найдите гения, способного контролировать ваше финансовое состояние, учитывая все неровности и меняющиеся условия. Но не позволяйте ему стать препятствием постоянным изменениям курса.

4. Широкий руль — CEO

У вашего руля должен стоять творческий лидер нового поколения, не боящийся неожиданно возникающих проблем, полный энергии, вдохновения и открытый новым идеям.

5. Крылья (грязевые щитки) — юридический отдел

Призван защитить от любой «грязи», исходящей от внешнего мира.

6. Подвески — аналитический отдел

Специалисты этого отдела на вашем предприятии должны смотреть далеко вперед. Предвидеть будущее. Уметь видеть то, чего не видят конкуренты, и при этом не поддаваться настроениям масс и пессимизму.

7. Глушители — HR-отдел

На них самая трудная задача — обеспечить вас лучшими людскими ресурсами на рынке. Поддерживать командный дух, вовремя искоренять неблагополучные и приносящие вред элементы. Постоянно проводить мониторинг внутренней и внешней ситуации.

8. Сиденье — административный отдел

Без идеально отлаженного отдела поддержки (офис-менеджеры, водители, повара, уборщицы, курьеры и др.) далеко не уедете. Не экономьте на этом. Создайте для ваших сотрудников самые комфортные условия.

9. Рама — ваши партнеры, подрядчики, постоянные клиенты

Постройте доверительные отношения, не экономьте время на общении с ними. Удивляйте, будьте уверенными в себе, но при этом не теряйте фокусировку на своих интересах.

10. Общий тюнинг — отдел маркетинга и коммуникаций

По внешнему виду и вашему имиджу о вас будут составлять впечатления конкуренты и клиенты. Старайтесь, чтобы «этикетка» не заслонила вашей сути, а была качественной ее поддержкой. Будьте сдержаны в коммуникациях, но искренни, честны и точны. Не усложняйте — помните, что вашу репутацию вы создаете самостоятельно: своими поступками, действиями и победами.

Эндуро-бизнес-модель

Теперь, когда мы определились с организационной структурой, пришло время остановиться на бизнес-моделях в условиях эндуро.

Продолжительность жизни бизнес-модели становится все короче. Патрик ван дер Пижль, продюсер проекта «Построение бизнес-моделей», основатель Business Models, Inc., международный консультант, считает: лучшим решением в создавшихся условиях будет действовать не как менеджер, а как дизайнер своего проекта.

  • Наблюдайте.
  • Думайте образами.
  • Создайте доски визуализации.
  • Генерируйте идеи.
  • Научитесь жонглировать блоками вашей бизнес-модели.
  • Создайте прототип. Еще один, затем еще один и т.д. Поиграйте с разными вариантами бизнес-модели. Например, используйте «странные» модели, даже шокирующие, чтобы получить инсайты или новые возможности.
  • Мыслите как деятель, предприниматель.
  • Станьте футурологом.

Не предсказателем, а именно мыслителем будущего. Постарайтесь видеть мир иначе — не так, как видят другие. Начните находить вещи, которые остальные не замечают.

После того как будет сформирована нужная парадигма мышления, Патрик предлагает остановиться еще на трех важных вопросах.

1. Кем вы хотите быть, что предлагать рынку: услуги или продукты?

2. Если на предыдущий вопрос вы ответили: «Услуги», значит, находитесь на верном пути. Теперь подумайте, как вы можете усовершенствовать их исходя из девяти структурных блоков бизнес-модели (см. «Шаблон построения бизнес-моделей»). Если же ваш ответ: «Продукты», то вам предстоит нелегкий путь трансформации от продукта к услуге. Важно понимать, что в наше время уже недостаточно продукта, успешный бизнес — это продажа услуги (даже если это продукт). Как трансформировать? Есть множество возможностей, например, лизинг, сервисные и консалтинговые услуги. Среди компаний, уже живущих по такой схеме, — Nespresso, Amazon, Spotify, Facebook и др.

3. Какую работу мы можем делать за (для) наших клиентов? Следующий шаг — усовершенствование. Постоянно думайте, что еще вы можете взять на себя, что может быть взаимовыгодным для вас и ваших клиентов. Идеальная ситуация: вы берете какой-то процесс себе (клиент отдает на аутсорсинг вам). От этого обе стороны в выигрыше: вы получаете дополнительный доход, а клиент ведет свои дела более эффективно, не распыляется, соответственно его доходы также растут.

Напоследок надо отметить, что победить в такой гонке недостаточно, нужно постоянно в ней жить: испытывать жажду скорости, не бояться перемен и падений. Экспериментировать, играть и сражаться до последнего. Удивляться победам и делать выводы при поражениях. И несмотря ни на что, получать удовольствие от процесса, ведь главная задача любого спорта (да и бизнеса) — реализация и развитие человеческого потенциала. Увлекательного вам эндуро!

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь