Яблоки на снегу

Польша  

Поляков такие вопросы интересуют в первую очередь. Оно и понятно – во-первых, Польша является одним из важнейших российских поставщиков мясомолочной и сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, поляки оказались психологически готовыми к санкциям, поскольку, несмотря на предполагаемые колоссальные убытки, все же активно поддерживают украинцев.

В польской бизнес-среде сегодня видят несколько направлений, куда можно перенаправить сельскохозяйственный и мясомолочный бизнес, ранее ориентированный на Россию.
 Польша  Самым простым способом диверсификации бизнеса, направленного на экспорт, является его переориентирование на внутреннего потребителя. Однако такой процесс всегда чреват недополученной прибылью, а то и убытками, поэтому малоэффективен. Проблемы добавляются также, когда необходимо переориентироваться срочно. Яркий пример может представлять ныне сложившаяся ситуация на складах крупнейших польских экспортеров молочной продукции Mlekpol и Mlekovita, где скопилось большое количество специально маркированной продукции для Российской Федерации, которую продать в Польше не удастся. Причем некоторые товары переупаковать уже невозможно.

Германия 

Эта страна – один из важнейших рынков для польской продукции. Однако тут не все так просто. Например, для польской молочки здесь сложно будет пробиваться, поскольку немецкие производители сами оказались в подобной ситуации из-за закрытия российского рынка. А появление новых игроков в Германии может даже привести к ценовой войне и в результате – к падению доходов.

Беларусь

В данном направлении работают производители молока. Предполагается продавать сырые молокопродукты с целью их переработки на тамошних предприятиях в белорусский сыр, масло для дальнейшего экспорта в Россию.

Вообще, у диверсификации, направленной на страны бывшего СССР, в Польше есть как сторонники, так и противники. Руководитель Польского агентства информации и иностранных инвестиций Славомир Майман говорит, что раньше Польша чрезвычайно слабо использовала свой потенциал по вхождению на рынки, находящиеся у восточных границ страны. Но сейчас появилась возможность компенсировать данный просчет.

Китай

Противники диверсификации на страны бывшего СССР считают перспективным более глубокое продвижение на восток – к Китаю. Но никто не сомневается в том, что этот рынок, несмотря на огромнейший потенциал, один из самых трудных, во-первых, из-за административных барьеров со стороны Китая, во-вторых, из-за особой ментальности китайцев и сложного языка.

Арабские страны 

На эти рынки нацелены производители мяса. В частности, поднимается вопрос о решении на законодательном уровне проблемы ритуального забоя скота, что даст возможность поставлять мясо в мусульманские государства. Принятие подобной нормы может также открыть перспективы сотрудничества с Израилем и государствами Юго-Восточной Азии. Кстати, поляки в этом направлении не едины – данный вопрос уже урегулирован на законодательном уровне в Литве.

Африканские страны

Этот рынок тоже считается весьма перспективным. Однако, чтобы выйти на него, бизнесу нужна политическая поддержка со стороны государства. Но и она не сможет решить всех проблем. Анна Барбажак, директор департамента экономического сотрудничества МИД Польши, говорит, что важнейшим препятствием на пути к африканскому потребителю является слабость здешнего финансового сектора. Это означает, что стоимость обслуживания таких рынков чрезвычайно высока. Кроме того, предприниматели отмечают, что когда дело доходит до африканского рынка, трудно найти польских специалистов, которые хотят ехать туда работать.

США 

Огромнейший американский рынок до сих пор практически недоступен европейским экспортерам (впрочем, за редким исключением – например, Италии). Многие в Польше рассчитывают на подписание Трансатлантического соглашения о свободной торговле между США и Евросоюзом, что даст возможность выхода польской продукции на американский рынок. Однако в данной ситуации не все так просто, поскольку при подготовке соглашения нужно отстаивать интересы европейских производителей. А принимая во внимание активную позицию США, это может и не получиться. Поэтому экспорт товаров в данную страну может оказаться невыгодным.

Тем временем в Польше 

Пред­ва­рительные прогнозы свидетельствуют, что польские производители могут собрать в этом году более 3,5 млн. т яблок, что на 12% больше, чем в предыдущем. И это в то время, когда в Китае, где выращивают около половины мирового урожая яблок, в нынешнем году соберут на 10% меньше, чем в 2013-м.

Залишити відповідь