Фильтрация сетевого шума: как соцсети взрывают рынки

Утром 22 января 2013 г. в Twitter разошлось сообщение о скорой и неожиданной отставке Йенса Вайдмана, генерального директора Deutsche Bundesbank. Первый твит появился в 10:02. Отправлен он был владельцем анонимного блога «Русский рынок», численность последователей которого сейчас – около 23 тыс. В считанные минуты пользователи Twitter поделились новостью 257 тыс. раз. Кроме обывателей и самозваных экспертов, в этом поучаствовали профессиональные трейдеры, специализирующиеся на банковских акциях, и редакторы финансовых СМИ. К 10:20 евро упал с 1,3340 до 1,3267 по отношению к доллару США. Подобные падения могут показаться незначительными, однако, учитывая рычаг (gearing) международных валютных рынков, на микроспадах можно заработать огромные суммы, если, конечно, вы в состоянии контролировать колебания и получили эту информацию раньше других инвесторов.

Выступая в Dow Jones/Wall Street Journal с официальным опровержением слуха, представитель Deutsche Bundesbank использовал довольно сильную формулировку, в переводе означающую «полный мусор». Всего за семь минут официальным опровержением отставки Вайдмана в Twitter поделились 345 тыс. раз, а курс евро вернулся на прежний уровень.

Дело Вайдмана – не единственное в своем роде. Платформы социальных медиа уже не раз использовались для нагнетания панических настроений на рынках. Так, 23 апреля 2013 г. твит-мистификация была отправлена с аккаунта Associated Press, что, скорее всего, свидетельствовало о его взломе. Твит «Срочно: два взрыва в Белом доме, и Барак Обама пострадал» вызвал панику в финансовом секторе. Американский фондовый рынок рухнул в течение нескольких минут, а индекс волатильности CBOE, также известный как «индекс страха», поскольку он предсказывает потенциал волатильности на рынке, поднялся на 10%. В то же время S&P 500, NASDAQ и цена на сырую нефть упали на 1%.

Последствия пугающие, однако некоторые эксперты утверждают: этот вид информационного шума на самом деле необходим для торговли. Если бы рынки были эффективными в том смысле, что каждый человек может действовать на основе полной и достоверной информации, тогда не существовало бы такого понятия, как прибыльная торговля, а значит она остановилась бы.
Но если трейдеры прекратят торговать, то рынок не будет ликвидным и это станет его концом. Рынки должны страдать от несовершенства. Для того чтобы это произошло, одни трейдеры должны быть гораздо хуже информированы, чем другие. Некоторые действуют на основе информации, остальные – только ориентируясь на шум, поэтому рынок продолжает двигаться.

Если шумовые трейдеры необходимы для того, чтобы заставить работать финансовые рынки, возможно, источники шума столь же необходимы для функционирования блогосферы? Сэм Блэк, казалось, предвидел это, написав в 1985 г.: «Я подозреваю, что если бы было возможно наблюдать значение человеческого капитала, то мы нашли бы его колеблющимся таким же образом, как и уровень колебаний фондового рынка».

Профессиональные трейдеры обладают соответствующей информацией и рациональными ожиданиями, так как могут правильно сбалансировать цену активов против их фактической стоимости. Они будут одерживать победу над шумовыми трейдерами, принимающими плохие решения на основе информационных заблуждений и ложных представлений о цене актива и стоимости связанного с ним финансового инструмента.

В блогосфере и соцсетях генераторы шума или тролли могут подпитывать огонь жарких дебатов и облегчать обмен мнениями. Пузыри мнений или пик осуждения могут соответственно расти за или против определенной компании, лица, позиции, политики или точки зрения. При этом вовсе не обязательно, чтобы дискуссии отражали реальные личные предпочтения или даже факты. Ложная информация может распространяться в интернете и иметь серьезные последствия, как это было в громком деле Робина МакЭлпайна в Великобритании.

Но если становится ясно, что выровненные убеждения пользователей Twitter или блогеров основаны на шуме и социальных свидетельствах, а не на правильной информации и убедительных аргументах, то созданный пузырь может быстро сдуться. Если не появляется новых свидетельств для раздувания огня, Twitter-шторм быстро сходит на нет. Если же слухи основаны на достоверной информации, они, скорее всего, выстоят. По мере того как использование новых медиа становится для нас привычным делом, мы, как и хорошо информированный фондовый брокер, должны научиться отделять зерна от плевел и плохую информацию от хорошей.

Залишити відповідь