Акциз делает ставки

Взяв курс на оздоровление экономики, украинские власти то и дело ищут пути наполнения бюджета. Проанализировав множество вариантов, фискальные органы решили, что производители подакцизных товаров – алкоголя, пива и табака – та самая золотая жила, которая может закрыть бюджетную дыру путем уплаты налогов. Демонстрация на заседании правительства бутылки алкоголя премьер-министром Арсением Яценюком и фразы спикера Александра Турчинова о том, что платить налоги должны те, кто продуцирует вредные привычки, повышение акцизов на алкоголь, пиво и табак стали настоящим мейнстримом украинского законодательства. За последний год в парламенте регистрировали более десятка акцизных законопроектов, аргументируя предлагаемые повышения борьбой с алкоголизмом и курением, необходимостью наполнения бюджета и приведения законодательства в соответствие с требованиями Европейского союза.

Скованные планом по наполнению бюджета чиновники и обескураженные поведением властей все новыми и новыми инициативами производители неоднократно вступали в диалог, однако до конструктива дело так и не дошло. Чиновники исправно принимают предложения отраслей, но пока никак на них не реагируют. Производители же алкоголя отчаянно просят хотя бы не повышать налоговую нагрузку, не то чтобы ее уменьшить. С табачной отраслью все несколько сложнее – украинские ставки акциза пока несопоставимы с европейскими, и нашим чиновникам хочется привести их к единому знаменателю как можно быстрее. Производители сигарет настаивают на длительном постепенном повышении, ведь вся нагрузка так или иначе переносится на потребителя.

Крепкий алкоголь

Производители крепкого алкоголя с начала 2014 г. пережили три повышения ставок акциза: в январе, в марте и в сентябре. Итоговое повышение ставок акцизов за год превысило 40%. Бутылка водки после таких изменений подорожала примерно на 10 грн. Рынок на это отреагировал очень недвузначно: при декларируемой заместителем главы Государственной фискальной службы тенизации рынка крепкого алкоголя в 10% производители говорят о том, что в тени находится не менее трети рынка. «Я оцениваю уровень нелегального рынка в 30-35%», – говорит председатель совета директоров компании Nemiroff Яков Грибов. Во время одной из встреч главы Госфискальной службы Игоря Билоуса с производителями алкоголя глава отраслевой ассоциации Укрводка Владимир Остапюк демонстрировал водку в упаковке от кетчупа, в пятилитровой пластиковой баклажке, в полиэтилене. Директор по маркетингу компании Eastern Beverage Trading Сергей Колесниченко говорит, что уровень акциза мог бы стать инструментом регулирования потребления крепкого алкоголя: «Проблема в том, что нелегальная водка в большинстве своем продается из-под полы и по значительно ниже установленной минимальной розничной цены стоимости: 20-25 грн. против 39,9 за 0,5 литра».

Генеральный директор Украинской алкогольной компании Олимп Юлия Самойлова говорит, что интерес потребителей к алкоголю не изменился – они просто перешли в более дешевый теневой сегмент: «Люди переключились на «паленку», дешевые аналоги элитного алкоголя (виски, ром). И первое, и второе – напитки сомнительного качества, за которые никто ответственности не несет. В итоге производство падает, отчисления в госказну уменьшаются, потребитель вынужден идти к нелегалам».

Сергей Колесниченко считает, что стереотип о том, будто водочная отрасль – сверхприбыльна, является мифом: «Доля налогов в цене водки достигает 50%, а отрасль поставлена на грань выживания». По его словам, в Украине может повториться российский сценарий, когда после резкого роста акцизных ставок общий объем поступлений в бюджет от этого налога начал сокращаться.

Винодельческое производство продолжает стремительно падать. Согласно данным Государственной службы статистики, за восемь месяцев 2014 г. производство снизилось на 11,3% – до 2,42 млн. дал. В течение 2014 г. акциз для производителей вина вырос на 43%.

Пивоваренный коллапс

Пивоваренная отрасль пережила уйму законодательных инициатив: акцизные поступления, по мнению некоторых депутатов, могли бы профинансировать строительство детских больниц, а подорожание пива – избавить страну от пивного алкоголизма. Однако из множества угроз воплотить в жизнь удалось только одну: с мая ставка акцизного налога на пиво повысилась сразу на 42,5%, до 1,24 грн. за литр напитка. Пивовары такими изменениями недовольны. Генеральный директор компании Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко отмечает: «Наряду со снижением покупательной способности и доходов населения существующая акцизная политика государства углубляет кризис в отрасли. В этом году наши производственные мощности загружены в среднем на 63%, что на 5% меньше, чем в 2013 году». Совладелец компании Оболонь и вовсе заявляет о 40%-й загрузке пивоваренных заводов корпорации. По данным отраслевой ассоциации Укрпиво, снижение объема производства пива к концу 2014 г. составит около 16%. «Более 60% украинского пивного рынка занимают крупные международные инвесторы InBev, Carlsberg, Efes. Они работают во многих странах мира, всегда соблюдают законы стран присутствия и ожидают того же от правительств этих стран», – говорит директор по корпоративным связям компании Эфес-Украина Валентин Бойницкий. «Однако мы вынуждены отметить, что правительство предпочло проигнорировать нормы Налогового и Бюджетного кодексов. Согласно этим законам повышение акцизов происходит с начала нового финансового года на уровень прогнозируемой инфляции и с предупреждением не менее чем за полгода до такого повышения», – сетует он. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании САН ИнБев Украина Денис Хренов отмечает, что пивовары нуждаются в создании прогнозированной и сбалансированной акцизной политики, которая будет основана на лучших европейских практиках, а также даст видение изменения акцизных ставок как минимум на 5 лет вперед. Он считает, что необходимо ввести на 2015 г. мораторий на повышение акциза и дальнейшего его повышения в рамках приближения к минимально рекомендованной ставке акциза в ЕС. Кроме того, уверен Д. Хренов, необходимо отменить 1,5%-й сбор на развитие хмелеводства.

Табачная встряска

Три повышения ставок акциза пережили в этом году производители сигарет. С 1 января минимальное акцизное обязательство и специфические ставки акцизов повысили на 6,5%, с 1 июля – на 25%, с 1 сентября – еще на 5%. В целом с начала года акцизная нагрузка выросла для табачной отрасли на 40% (адвалорная составляющая 12% не пересматривалась). В результате резких и существенных повышений акциза цены на сигареты тоже выросли. «С января по сентябрь средневзвешенная стоимость пачки сигарет выросла с 10,90 до 12,34 грн.», – рассказывает директор отдела корпоративных вопросов компании JTI Украина Александр Когут.

Однако такой динамики для гармонизации украинских ставок табачных акцизов со ставками Евросоюза недостаточно. Поэтому Министерство финансов, стремясь скорее выполнить требования директивы ЕС, предложило повысить акциз на сигареты без фильтра на 50% в 2015 г. и еще на 50% – в 2016 г. Такое новшество, уверены специалисты, приведет к дальнейшему росту цен на сигареты. Сейчас, по словам А. Когута, сегмент сигарет без фильтра занимает более 15% рынка и продолжает расти за счет низких ставок акцизного налога, генерируя при этом всего 5% всех поступлений в бюджет от акциза на табак. В 2015 г. цена самой дешевой пачки сигарет без фильтра приблизится к цене пачки сигарет с фильтром – около 9 грн. «Сейчас самые дешевые сигареты стоят 5-6 грн., самые дорогие – 35 грн. Это огромная разница между ценовыми сегментами, которая негативно сказывается на объеме поступлений в бюджет от акциза и не соответствует европейским принципам акцизной политики, – говорит А. Когут. – Повышение ставок акциза на сигареты без фильтра, при сохранении действующих ставок на сигареты с фильтром, может обеспечить рост поступлений в бюджет в 2015 г. Если уравнять акцизную нагрузку на сигареты с фильтром и без, с учетом всех рисков бюджет будет получать на  1 млрд. грн. больше». С этим соглашается и директор по корпоративным вопросам компании Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль. Однако он считает повышение акциза на безфильтровые сигареты антисоциальным явлением: «Государство продолжает реализовывать антисоциальную политику налогообложения малообеспеченного курильщика, отложив в сторону идею повышения ставок на премиальные сигареты».

За период с 2008 по 2013 г. легальное производство сигарет сократилось на 33,4%. Частично легальные объемы заместил черный рынок, что позволяет наполнять бюджеты других стран и финансировать криминальные структуры. К примеру, в 2013 г. теневой оборот составлял около 9% и государство потеряло от этого около 2 млрд. грн. налогов. По данным JTI Украина, доля контрабанды и контрафакта в табачной отрасли без учета Донбасса и Крыма по итогам года может составить 7-10% рынка. При этом во втором полугодии уровень контрафакта существенно снизился. «Это связано с тем, что в течение 2014 г. с введением эффективного механизма уничтожения конфискованного табачного сырья, нетабачных материалов и оборудования МВД и Госфискальной службе удалось остановить деятельность пяти нелегальных производителей сигарет», – уверяет А. Когут.

Еще один вопрос, остро волнующий табачников, – «необходимость постепенной аппроксимации ставок акциза на протяжении 15 лет с повышением минимального акцизного обязательства и специфики на 12% ежегодно, – говорит менеджер по корпоративным вопросам компании Бритиш Американ Тобакко Украина Ирина Куринная. – Такой подход позволит избежать ценовых шоков на рынке и обеспечить стабильный рост отчислений в бюджет». В компании Филип Моррис Украина поддерживают разработку Минфином долгосрочного плана гармонизации ставок акциза.

«Разработка такого плана – это не просто «идея» Минфина, но и требование Соглашения об ассоциации c Европейским союзом. Принятие такого графика будет полезно в первую очередь правительству. Во-первых, будет выполнено требование Соглашения, во-вторых, это поможет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговых поступлений», – отмечают в пресс-службе Филип Моррис Украина. При этом ежегодная индексация специфической ставки и минимального акциза должна осуществляться с учетом динамики покупательной способности населения, добавляют в компании.

Не обошли и розницу

Заставить платить новый акциз с оборота власти пытаются и розницу. Обсуждается вариант уплаты налога с продаж подакцизных товаров в размере до 5% с дальнейшим перечислением этих средств в местные бюджеты. При этом предлагается упразднить сбор 1,5% на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который уплачивался на каждом этапе продажи – от производителя до реализатора. «Я не понимаю, зачем это делать, если раньше с учетом производителя, дистрибьютора и розницы в бюджет поступало 4,5%. Сейчас местные власти вряд ли отважатся на 5% – максимальную предложенную ставку», – говорит гендиректор сети «Новус» Игорь Ланда. Соглашается с ним и директор по вопросам развития и связей с государственными учреждениями сети METRO Виктор Кабан: «Если это новшество примут, мы платить будем. Но все это ляжет на плечи потребителей». Производители считают, что введение налога с оборота алкогольной продукции в размере 5% приведет к катастрофическим последствиям и ускорит дальнейшее падение рынка. «Взимание 5% сбора, к примеру, с каждой реализованной бутылки столового вина приведет к росту акцизного налога на 10000%.

Минимальная розничная цена на бутылку столового вина составляет 20 грн., ставка акцизного налога на данный вид продукции – 0,01 грн. В случае взимания 5% от продаж (1 грн.) акциз фактически будет 1,01 грн. Таким образом рост составит 10000%. В случае с креплеными или игристыми винами, цена которых в рознице в среднем 35 и 50 грн. соответственно, увеличение достигнет 70% (крепленые) и 64% (игристые)», – говорит директор Ассоциации виноградарей и виноделов Украины Сергей Михайлечко. Он прогнозирует, что отечественный винный рынок сузился до минимальных пределов.

«Негативные последствия ощутит и рынок табачных изделий, – говорит И. Куринная. – Увеличение акциза повлечет за собой повышение стоимости сигарет для конечного потребителя, создавая дополнительные стимулы для роста нелегальной торговли». А. Когут говорит, что этот налог не соответствует европейской практике налогообложения и декларируемому сближению с налоговыми нормами ЕС: «Администрирование нового налога потребует существенных затрат, учитывая, что в Украине более 90 тыс. точек розничной торговли табачной продукцией.

Предоставление права органам местной власти устанавливать размер налога для отдельных категорий подакцизных товаров может создать условия для коррупции. Если налог будет введен, цены на сигареты, по нашим подсчетам, вырастут еще на 10-15%».

Пока производители подакцизных товаров ищут пути защиты от нелегальных поставок и намереваются ступить на путь внедрения электронных акцизных марок, чиновники кормят рынок обещаниями. По словам главы Госфискальной службы, концепция внедрения такой технологии пока находится лишь на стадии разработки.

Залишити відповідь