Экологический выброс

В октябре 2012 г., казалось, развитый мир изменил свое отношение к глобальному потеплению. Это случилось, когда штормовые волны Атлантического океана 27 октября того же года, преодолев дамбы и отводные каналы, обрушились на Нью-Йорк. В тот день мировые СМИ заговорили о начале конца света, тем более что до предсказанной майя даты оставалось меньше двух месяцев. Хотя потом стало понятно, что это всего лишь ураган Сэнди, который из-за повышения мировой температуры на 1,5°C, сумел приобрести катастрофические масштабы.

На Восточном побережье США настал местный конец цивилизации. Позднее ущерб от этого урагана эксперты исследовательской службы конгресса оценили в $50 млрд. Это стихийное бедствие второе по величине после Катрины. При этом аналитики НАСА почти сразу же заявили, что ситуация с погодой не будет улучшаться.

Все эти потери и разрушения смогли поменять позицию Соединенных Штатов на саммите по вопросам изменения климата в Катаре. Так, на этой международной встрече, проходившей с 26 ноября по 7 декабря 2012 г., глава американской делегации Тод Стерн заявил, что его страна борьбу с изменениями климата готова поставить на первое место и даже подумает о ратификации Киотского протокола об ограничениях выбросов парниковых газов.

В 2015 г. фактическое действие Киотского протокола закончится, и тогда страны, ратифицировавшие его, не будут ограничены никакими обязательствами касательно выбросов парниковых газов. Но даже сейчас большинство участников протокола признают, что он себя не оправдал. Главная причина этого – отказ США присоединиться к нему и снижать выбросы по требованию ООН. В Вашингтоне изначально заявляли, что это не выгодно для экономики. Эксперты считают, что встреча в Перу, которая состоится через месяц, не сможет изменить расклад в экологическом противостоянии. Положительный результат, скорее всего, можно будет получить на конференции в Париже в конце 2015 г. Если страны не договорятся, то вся система рухнет, и тогда придется все заново создавать.

Также уйдет в прошлое рынок квот, державшийся на этой системе. В основном тогда проиграют страны Африки и СНГ, много лет продающие свои квоты в Японию или Европу. Секрет здесь в том, что в Киотском протоколе за основу взят 1990 г., когда еще работали многие промышленные объекты СССР, а значит уровень загрязнения был намного выше. В целом, по мнению экспертов, Киотский протокол оправдал себя лишь частично, сдержав рост средней температуры по планете на 1,5°C, хотя в 1990-м этот показатель прогнозировали на уровне 3-4°C.

Исторические обещания

В 2007 г. представители большинства стран мира собрались на Бали, чтобы обговорить ближайшее завершение первого периода Киотского протокола, а также обсудить создание нового документа с более амбициозными требованиями. Тогда, по мнению, Стерлинга Бруннета, главы исследовательской службы National Center for Policy Analysis, развитые страны могли позволить себе говорить об экологии и делать обещания. «Особенно ЕС обещал снизить свои выбросы на 30% до 2020 г. и постоянно убеждал США, что они должны сделать то же самое», – рассказывает эксперт.

Вашингтон игнорировал эту конференцию, объясняя это тем, что не ратифицировал Киотский протокол, поскольку сокращение выбросов нанесет удар по экономике страны. Выступая в конце 2007 г. перед конгрессом, Джордж Буш заявил, что экономические потери от такого шага сейчас могут составить 3% от общего объема ВВП.

С наступлением кризиса главным изменением в мировой экологической дипломатии было то, что развивающиеся страны начали еще настойчивее просить денег. Представители Лиги неприсоединившихся государств сообщили, что беднейшим странам нужно получить не менее $40 млрд. в год, чтобы держать ситуацию в узде. Кроме того, они поняли, что нужно быстро подписывать новый договор, чтобы получить представление о будущем климата на земле.

Но на первом большом саммите в Копенгагене, посвященном поиску общего консенсуса, произошел гигантский провал. Страны не смогли договориться почти ни о чем. По мнению Джонатана Лина из Intergovernmental Panel on Climate Change, лидеры ЕС, организовавшие данную встречу, переоценили стремление США к реформам под началом Барака Обамы. Кроме того, к этому саммиту в ООН был подготовлен доклад, согласно которому только европейские страны пытаются выполнить свои экологические обязательства, но и они не близки к тому, чтобы сократить свои выбросы на 8% по сравнению с 1990 г. Остальные же государства просто используют экологические проекты для того, чтобы получать международную помощь.

Следующие два года развитые страны постепенно все дальше отходили от позиций выделения средств на экологию. Так, представители ЕС на саммите в Дурбане (в 2011 г.) заявили, что из $20 млрд., выделенных им в помощь Африке, только 30% было потрачено на экологию, остальное пропало. Тогда же эксперты стали замечать, что в Брюсселе все меньше говорят об изменении климата и все больше думают о том, как бы списать долги Греции, которые достигли 170% от ВВП. По мнению Тиммонса Робертса, старшего аналитика Института Брукингса, сейчас ЕС понимает, что нормы выбросов в мире превышают допустимые, но он больше озабочен своей экономикой. «Если раньше в Евросоюзе говорили о выделении средств на минимизацию последствий изменения климата и ведении политики снижения выбросов, то теперь эта риторика прекратилась. Ведь в одной только Великобритании переоснащение энергетики будет стоить до $17 млрд. за следующие десять лет», – поясняет эксперт.

В США, как и раньше, скептически относятся ко всем международным экологическим инициативам. Кроме того, сейчас в обеих палатах парламента США большинство получат республиканцы, а они всегда были против выделения денег на борьбу с изменением климата. Поэтому на встрече в Катаре Соединенные Штаты заявили, что не будут брать на себя дополнительные международные обязательства, а лучше сами снизят выбросы. Тем более что международные деньги в основном уходят далеко не бедным странам.

Экономика против экологии

Однако все экономические резоны не обращать внимания на экологию становятся не такими убедительными, когда глобальное потепление дает о себе знать. К примеру, сезон штормов и ураганов, который ожидают зимой на Тихом и Атлантическом океанах в НАСА, уже назвали самым мощным за последние 50 лет. Метеорологи считают, что США и странам Азии стоит готовиться к разрушительным тайфунам, которые обрушатся на их территорию. В этом году, по данным ООН, только в Азии стихийные бедствия нанесли урона на $250 млрд. и унесли жизни более 10 тыс. человек. В ноябре в США ждут несколько новых ураганов, которые могут привести к масштабным разрушениям.

Вместе с тем Китай, до последнего времени не желающий слышать об экологических программах, столкнулся с проблемой смога в своих мегаполисах. Сегодня более трети роста экономики КНР дают энергетические и металлургические заводы, которые подчинятся не Пекину, а властям провинций. В последние годы большинство провинциальных властей даже не задумывались над экологическим аспектом и не осуществляли мониторинг того, что выбрасывают в атмосферу. В итоге первые облака смога начали скапливаться над крупными городами севера страны в начале 1990-х. «Ситуацию ухудшил и постоянный рост автомобилей на улицах Пекина. Надо сказать, что к 2000 г. значительная часть китайцев могли себе это позволить», – поясняет профессор Пекинского университета Ву Биду. В итоге к 2013 г. страна потребляла половину мирового объема энергетического угля. А средняя видимость в одном из северных мегаполисов – Харбине – днем не более 50 метров.  

Но, несмотря на все эти стихийные бедствия и убытки, страны не спешат налаживать переговоры по данным вопросам.

На саммит в Перу эксперты не возлагают много надежд. Во-первых, прошлая встреча в Варшаве закончилась почти безрезультатно. В Польше развитые и развивающиеся государства обвиняли друг друга в использовании Киотских соглашений в своих интересах и лишь в последний момент подписали меморандум об ограничении сбросов в мировой океан и пролонгацию протокола по парниковым газам еще на два года. По словам Метью Степа, вице-президента The Information Technology & Innovation Foundation, присутствовавшего тогда на конференции, только давление общественных организаций заставило страны договориться по второстепенным вопросам.

Во-вторых, в США не заинтересованы в том, чтобы Киотский протокол продолжил свое существование после 2015 г. Даже в обращениях Барака Обамы к нации тема экологии всегда на последнем месте. Пока эксперты Всемирного банка прогнозируют рост экономики страны на 3% за год, и сейчас вводить квоты и ограничения означает ударить по этому росту. Именно поэтому Америка так и не ратифицировала Киотский протокол, всячески затягивая подготовку его замены. Даже несмотря на обещания президента к 2020 г. не оставить в США ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, сегодня там выбрасывают на 70% больше парниковых газов, чем десять лет назад.

Кроме того, в самой киотской системе было заложено разделение на развитые и развивающиеся страны. «Это было актуально в 1990-х, когда в ООН хотели поддержать государства новой индустриализации и направить их на более экологически чистый путь развития», – говорит Стерлинг Бруннет. Теперь же экономика Китая обогнала по своим масштабам ЕС и вплотную приближается к США. По объемам экспорта и импорта КНР стала самой большой страной в мире. От нее старается не отставать и Индия. Оба государства в последние годы показывали рост ВВП в размере минимум 5% в год и получали от ООН расширенные квоты на выбросы и финансовую помощь для строительства чистой экономики. В Объединенных нациях не скрывают, что значительная часть денег, которые выделялись Китаю на экологические проекты (а всего с 2000 г. это более $900 млн.), пошли на другие нужды. Финансовая же помощь для стран Африки по большей части просто исчезла.

Единственные, кто заинтересован в продолжении киотской системы, – это бедные страны Азии, Африки и СНГ. Все они по сравнению с 1990 г. уменьшили свои выбросы, поэтому у них есть достаточно квот, чтобы продавать их. В целом рынок торговли парниковыми газами, по мнению экспертов Института Брукингса, так и не заработал. Квоты продавались только бедными странами, тогда как богатые не спешили урезать свои выбросы – им легче было купить квоту. И деньги от продаж шли не на экологию. Особенно в этом деле выиграли Россия и Украина, которые к 2013 г. выбрасывали лишь 41% от уровня 1990-го. За последние годы, по данным ООН, именно эти страны продали развитым государствам квот на выбросы парниковых газов на $1,7 млрд., но при этом сами не уменьшили свои выбросы. Экологические организации на саммитах постоянно признавали Украину государством, промышленность которого одна из самых грязных в мире, и говорили, что Киев ничего с этим не делает.

В Африке выбросы почти не росли, а квоты страны региона получили значительные. Лишь одна Буркина-Фасо смогла за последние десять лет наторговать воздухом на $200 млн. Поэтому аналитики сходятся во мнении, что рынок квот привел только к спекуляциям на рынке экологии, а не к реальному снижению выбросов в атмосферу.  

Новая хартия

Эксперты считают, что новый договор должен коренным образом отличаться от киотской модели, которая себя не оправдала. Во-первых, нужно прописать жесткие нормы ограничения выбросов для каждой страны, взяв за базовый уровень 2015 г. Помимо этого, убрать для Китая и Индии статус развивающихся стран. Во-вторых, решить проблему с ратификацией соглашения, чтобы оно не повторило судьбу Киотского протокола. Пока в США заявляют, что готовы принять новую хартию, только если это не будет наносить урона их экономике. На сегодняшний день страны не пришли к глобальному соглашению, поэтому его могут заменить промежуточным. В нем будет ограничена или ликвидирована торговля квотами, которую предполагают заменить на экономические стимулы. Но по снижению выбросов пока нет консенсуса. Страны согласны установить новый базовый год, но не готовы соблюдать ограничения, которые хотят ввести в ООН.   

По словам Стефании Рекре-Хамберс, старшего аналитика Institute for Advanced Sustainability Studies, такой документ уже даже разработан в ООН. Осталось только подписать его и заставить основные страны его ратифицировать. Но даже этот ограниченный договор может натолкнуться на экономические препятствия. Так, в Евросоюзе, где постоянно ратуют за экологическую сознательность, в последнее время не уверены, что готовы подписать новый договор. Глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер заявил, что снижение выбросов к 2015 г. на 10% – это слишком амбициозная и затратная задача для экономики еврозоны. «Еще несколько лет назад на политика, который сказал такое, обрушился бы шквал критики. Но теперь все только и говорят об экономии или промышленности», – рассказывает С. Рекре-Хамберс. По ее словам, за последние десять лет выбросы парниковых газов в ЕС упали всего на 1,8%. И сейчас политики считают, что следующая цель – снизить их еще на 5% до 2020 г. В других странах отношение к новому договору еще более скептическое. Если даже в Париже в следующем году подпишут новый договор, то ООН нужно будет сильно потрудиться, чтобы доказать, что экология сейчас становится важнее экономики.

Залишити відповідь