Коррупция в сфере управления отходами: продолжение следует

Действующие в Украине нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов управления отходами, – бессистемны, содержат множество противоречащих положений и декларативных норм. Как результат, менее 4% твердых бытовых отходов в Украине перерабатывается, из них 1,15 % сжигается, и лишь 2,5% действительно используются в качестве вторичного сырья. Все остальные твердые бытовые отходы, а это порядка 13 млн. тонн в год, попадают на свалки и полигоны (включая несанкционированные), которых в Украине насчитывается более 6,7 тыс., и которые занимают территорию более 10 тыс.га. К сожалению, борются с этой проблемой далеко не так, как в свое время это было в Европе. Вместо создания условий для использования отходов в качестве вторичного сырья, Государственное предприятие «Укрэкоресурсы» не перестает собирать деньги с предприятий,  которые производят и ввозят в Украину товары в упаковке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина заняла 132 место в рейтинге коррупционных рисков

Как работает схема? Согласно Постановлению КМУ № 915 от 25.07.2001 на Государственное предприятие «Укрэкоресурсы» возложена функция по разработке и организации внедрения системы сбора, заготовки и утилизации отходов, в том числе использованной тары и упаковочных материалов отечественного и импортного производства, как вторичного сырья. Однако на самом деле никакой действительной системы сбора и утилизации отходов не существует – за более, чем 13 лет работы данного предприятия указанная система построена не была.
 
Вместо этого были разработаны и внедрены  подзаконные акты, обеспечивающие реализацию схемы взимания поборов с бизнеса и направления генерируемых потоков бенефициарам схемы. При этом указанные подзаконные акты были приняты в противоречие нормам Закона Украины «Об отходах». Так, согласно Закону Украины «Об отходах» субъекты хозяйственной деятельности могут сами выбирать способ исполнения своего обязательства в сфере обращения с отходами:
1) либо самостоятельно обеспечивать прием и утилизацию использованных упаковочных материалов и тары, в которых находилась продукция этих субъектов,
2) либо заключать соглашения с соответствующими организациями по их сбору и утилизации.(N.B.! В тексте Закона упоминается слово «организации» в множественном числе, т.е. Закон НЕ обязывает компании заключать договор с конкретной, единственно возможной организацией, а именно – с ГП «Укрэкоресурсы»).

Однако, несмотря на то, что закон имеет преимущественную силу, были приняты два подзаконные акты (Постановления Кабинета Министров Украины "О внедрении системы сбора, заготовке и утилизации отходов как вторичного сырья" № 915 от 26.07.2001 года, а также совместного Приказа Минэкономразвития, Минприроды и Таможенной службы "Об утверждении Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах" № 789/414/709 от 30.07.2009 г.), которые на практике помогли «узаконить» монопольное положение ГП «Укрэкоресурсы» по сбору дани с бизнеса.

В частности, уже «энное» количество лет невозможно осуществить таможенное оформление импортных товаров в таре и упаковочных материалах без заключения договора с ГП «Укрэкоресурсы», а также без документального подтверждения оплаты, совершенной в пользу ГП «Укрэкоресурсы». Согласно совместному Приказу Минэкономики, Минприроды и Государственной таможенной службы №789/414/709 (Раздел III "Оформление ведомости" Приказа Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей среды Украины, Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении Порядка совершения таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах" от 30 июля 2009 № 789/414/709) наличие указанных оплат при ввозе на территорию Украины контролирует экологическая инспекция, которая ставит специальный штам на таможенной декларации, без которого таможенное оформление грузов не производится.
 
При этом согласно приказу Минприроды № 97 от 25.03.2011 на ежемесячной основе регулируется порядок передачи государственными экологическими инспекциями в ГП «Укрэкоресурсы» информации об учете и расчете тары и упаковочных материалов, в которых поступают товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме импорта, а такжекопий платежных документов об оплате так называемых «услуг» ГП «Укрэкоресурсы».
 
Как следствие, никто (ни Госэкоинспекция, ни Минприроды) не осуществляет контроль за выполнением ГП «Укрэкоресурсы» услуг по организации сбора и утилизации отходов упаковки с использованием средств, уплаченных импортерами товаров в упаковке. Это позволяет ГП «Укрэкоресурсы» беспрепятственно направлять денежные потоки для финансирования нужд бенефициаров этой коррупционной схемы.
 
Несмотря на то, что коррупционная схема ГП «Укрэкоресурсы» предана огласке (например, на пресс-конференции УНИАН: «Виробники вимагають від уряду ліквідації умов для корупції у сфері поводження з відходами упаковки» и в других публикациях СМИ), а бизнес-сообществом совместно с европейскими экспертами в рамках рабочей группы при Минприроды был разработан законопроект «Про упаковку и отходы упаковки», цель которого – внедрить европейскую модель обращения с отходами упаковки, и положить конец указанной выше схеме, последние события свидетельствует о том, что искоренять коррупционную схему никто не планирует.

В частности, вместо поддержания европейского вектора развития в этой сфере 28 октября 2014 г. на сайте Министерства экономического развития и торговли был опубликован проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001г. № 915 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины». (Отдельно стоит отметить, что Минэкономики поддержали инициативу бизнеса отменить Совместный приказ №789, но, к сожалению, эта инициатива не была доведена до конца).

Итак, проект предусматривает, что ГП «Укрэкоресурсы» остается ключевым «специализированным предприятием», выполняющим функцию «по участию во внедрении системы сбора, заготовки и утилизации использованных упаковочных материалов и тары». Таким образом, сама формулировка свидетельствует о том, что ГП «Укрэкоресурсы» планируется оставить в участниках схемы, а не обязать его обеспечивать реальную работу системы утилизации.

Проект также предусматривает переподчинение ГП «Укрэкоресурсы» от Кабинета Министров Украины к Министерству экологии и природных ресурсов, а значит предполагается, что схема управления будет полностью централизована: одни и те же лица будут осуществлять управление данным предприятием и в то же время проводить «контроль» за эффективной работой схемы через Госэкоинспекцию. В таком случае бизнесу не стоит ожидать изменения системы, а учитывая вовлечение в схему новых бенефициаров, существует большая вероятность усиления «контроля» с их стороны – дополнительные штрафы, проверки и прочие методы давления.

Кроме того, в проекте постановления содержится норма о необходимости разработки законопроекта в сфере управления отходами упаковки. Учитывая, что указанный проект уже давно разработан и прошел несколько кругов согласования в установленном порядке, эта норма вызывает недоумение и подозрение в том, что данный проевропейский законопроект принимать не собираются, а будут создавать бесконечные рабочие группы для затягивания времени.   
Исходя из последовательности вышеуказанных событий, можно поставить под глубокое сомнение желание правительства бороться с коррупцией в этой сфере. К сожалению, такая ситуация не несет позитивного сигнала для иностранных инвесторов и международных доноров в и без того непростой ситуации в нашей стране.

Залишити відповідь