Арт-фирма: рецензия на книгу

Приходилось ли вам слышать от профессора в университете, что до начала курса, который он будет читать, вы должны купить и прочитать его книгу? Мне по старой привычке это сразу не понравилось. Книга на Amazon стоила недешево, и времени на то, чтобы ее читать, как и у других студентов, особо не было.

Но, обучаясь по программе международного менеджмента в сфере искусства в Стокгольмском университете, выбирать не приходилось. Профессор менеджмента Пьер Гуле де Монто хотя и был гуманен по отношению к студентам, тем не менее он сразу сам распределил все главы книги между членами нашей немногочисленной группы для доклада на первом семинаре. Мне досталось больше всех — вступление и три первые главы.

Содержание книги очень напоминало название глав из книг по экономической теории, но пришлось читать. Вот тут все и началось. Это был необыкновенный арт-тур: Швеция, Германия, Франция, Россия, Америка… Причем не просто тур, а через века, шедевры и гениев: от философов Шеллинга и Шиллера, деятелей театра Станиславского и Дягилева, композитора Вагнера, художников Кандинского и живого классика итальянского современного (!) искусства Микеланджело Пистолетто до нашего современника — удивительного авангардного режиссера, драматурга Роберта Вильсона и многих других.

Тогда я впервые поняла, как интересно дискутировать и даже дебатировать о книге с ее автором, особенно таким интеллектуалом, как де Монто. Я уже не говорю о присущем ему шарме и дипломатичности (не зря же он наполовину француз, наполовину швед).

Многие из моих друзей в Украине по моей рекомендации сразу приобрели книгу и прочитали ее на английском. Но мне очень хотелось, чтобы она стала доступной для большего круга моих соотечественников — бывших коллег из корпоративного мира, а также для всех тех, кто связан с искусством.

Во-первых, существует не так уж много литературы об арт-менеджменте, особенно в странах СНГ; во-вторых, «Арт-фирма» охватывает множество видов искусств (не только изобразительное искусство и музыку, но и театр); в-третьих, уникальный контекст, из которого автор черпает информацию, — это культурологические и философские работы, которые он подает доступно (не в обиду будь сказано — «для чайников»); в-четвертых, де Монто считает, что интеграция искусства в экономический процесс — новый хит, особенно на Западе, и показывает, что великие творцы были своего рода талантливыми предпринимателями и новаторами.

Книге удается гармонично балансировать на грани между искусством и бизнесом, не уходя полностью в финансовый аспект. По приезде в Киев мне было приятно узнать, что издательский дом Companion Group заинтересовался книгой и издал ее в Украине.

«Итак, представьте себе креативное предприятие с верой в европейскую философию, где методами работы является искусство, а эстетика — философия менеджмента. Ницше, который учился на курсе MBA вместе с Шопенгауэром, был назначен исполнительным директором… Не останавливайте ваше воображение — Йозеф Бойс (тот самый знаменитый немецкий художник, который сказал: «Каждый является художником, а результат нашего творчества — социальная скульптура») будет директором по персоналу, а Иммануил Кант — финансовым директором… И в то время как другие предприятия производят материальную продукцию, корпорация «Дионисиус» превращает символы и образы в видео и музыку или наоборот».

Можем ли мы научиться у них чему-нибудь новому? Думайте сами, решайте сами — читать или не читать…

P. S. Как бонус — найдете значение немецкого слова «schwung», которое и станет вашим личным ключом к успеху в бизнесе в условиях экономики впечатлений.

КУПИТЬ КНИГУ

Залишити відповідь