Европейское смягчение

Вступив на должность главы Еврокомиссии, Жан Клод Юнкер сразу предложил глобальную инвестиционную программу для ЕС, и оказался в центре политического скандала.
Дело в том, что политик посоветовал отказаться от курса экономии, который в Европе строго выдерживали с самого начала экономического кризиса. В мае 2010 г., когда Греция только попросила дать ей кредит в €14 млрд., Жан Клод Трише, возглавлявший тогда Европейский центробанк, заявил, что теперь Евросоюз должен удержать экономику от раздувания новых кредитных пузырей.

Позицию Трише разделяли не все. Тогдашний глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу призывал поступить по примеру США, запускавших программу «количественного смягчения» и собиравшихся печатать деньги для поддержания экономики. Речь шла о €100 млрд. за следующие пять лет. «Но партия Трише победила в Европарламенте. И Баррозу сразу же многие начали обвинять в том, что он не предугадал кризис в Греции и даже потворствовал Афинам, предоставлявшим в Брюссель неправдивую информацию о своих долгах», – рассказывает Лиер Сараскета, аналитик бельгийского центра «Бругель».

Век экономии

Еще несколько лет назад европейские политики считали, что экономия – чуть ли не единственный способ побороть кризис. В мае 2011 г. Жан Клод Трише заявил, что опыт Германии в фискальной консолидации и повышении конкурентоспособности экономики нужно перенимать всей Европе. «По сути, речь шла об урезании всех госрасходов. Это позволило Берлину в 2011-м получить рост ВВП в 3% и подтвердить статус локомотива экономики ЕС», – пояснил старший эксперт EastWest Institute Грэхем Вебстер.

Этот пример вдохновил и другие страны, например, Брюссель начал делать шаги в сторону экономии. В середине 2010 г. ЕЦБ приступил к программе фискальной консолидации, в результате которой хотел сэкономить более €20 млрд. за четыре года. Согласно плану ЕС, особенно крепко затянуть пояса должны были Греция, Португалия, Ирландия и Испания, постоянно просившие финансовой помощи.

В реальности сэкономить эти деньги оказалось совсем непросто. Ограничение соцвыплат и зарплат в бюджетных организациях помогло Германии, однако в других странах ЕС подобное не сработало. Но на это были свои причины. Во-первых, политическая нестабильность, особенно в странах Средиземноморья. Например, попытка ввести программу экономии 10% бюджетных расходов стоила должностей греческому правительству Георгиуса Папандреу. Даже во Франции постоянные призывы к экономии стали причиной поражения президента Николя Саркози на выборах в мае 2012 г. Во-вторых, когда механизм экономии только запускался, в Брюсселе говорили, что он станет первым шагом к глобальным реформам ЕС. Но в обозримом будущем Европа сможет лишь принять закон об общем национальном банке. О единой же системе наполнения общего бюджета или налоговой службы речь не идет.

По мнению Майкла Ли, старшего советника Фонда Маршалла в Германии, важной причиной также стало то, что в Брюсселе не смогли сбалансировать дотации проблемным странам и взносы членов Евросоюза в бюджет. В центральном аппарате ЕС даже не смогли добиться того, чтобы госдолг таких важных стран, как Франция или Италия, прекратил увеличиваться. Сейчас, по мнению экспертов, эти государства находятся почти на грани дефолта. А экономика так и не запустилась. Поэтому теперь в Брюсселе хотят изменить подход к данному вопросу.

Новый путь

Теперь понятно, что политика экономии мало помогла еврозоне. Чиновники в Брюсселе так и не смогли добиться от проблемных стран ограничения государственных расходов. А помощь одной только Греции поглотила уже более €100 млрд. за четыре года. При этом рост ВВП зоны единой валюты по прогнозам The Economist Intelligence Unit ограничивается только 1%. И это при самом лучшем развитии событий. Остальные эксперты предполагают, что, возможно, в этом году Европа продолжит долгий путь рецессии экономики. Даже главный локомотив ЕС – Германия начинает постепенно замедляться. В 2014 г. Берлин покажет рост максимум в 2% ВВП по сравнению с 2013-м. На фоне того, что США постепенно выходят из кризиса, а азиатские рынки, несмотря на некоторое замедление, все равно показывают рост экономики в 4-5%, Европа остается чуть ли не единственным регионом в развитом мире, который не может справиться с кризисом.

И теперь, когда теперешний глава Еврокомиссии предлагает пакет мер для стимуляции экономики на сумму €315 млрд., в парламенте ЕС сразу же заговорили о больших растратах. Чтобы только презентовать свой проект, Юнкеру пришлось ставить на голосование вотум недоверия к своему кабинету. В ходе голосования в парламенте только позиция депутатов из Германии помогла главе Комиссии сохранить свою должность. После этого вопрос о том, нужно ли принимать его программу к действию, считается решенным. И в ближайшие дни в Брюсселе должны обнародовать ее детали.

План спасения

Программу, которую предлагают реализовать в Брюсселе, многие аналитики уже назвали очень спорной. Хотя она довольно простая. В начале 2015 г. будет создан Европейский фонд стратегических инвестиций, который должен аккумулировать частные и государственные деньги на развитие инфраструктурных проектов.

Дело в том, что частные компании не горят желанием вкладывать деньги в новые дороги или больницы. За последние пять лет этот показатель упал на 20% до самого низкого уровня с 2000-го. При этом государства также не могут позволить себе эти дорогостоящие проекты, потому что свободные средства ушли на поддержание экономик проблемных стран, таких как Греция, Ирландия, Португалия.

Теперь же в Брюсселе предлагают, чтобы деньги в новый фонд направляли частные инвесторы, но под гарантии государственных финансов. На гарантии из бюджета ЕС будет выделено €16 млрд., еще €5 млрд. должен дать Европейский инвестиционный банк. По сути, источник здесь один – государства ЕС, поскольку и бюджет, и инвестиционный банк наполняются членами ЕС. Под эти деньги по плану, предложенному Юнкером, частные инвесторы должны вкладывать свои средства и на них строить дороги.

По мнению европейских чиновников, это должно оживить экономику еврозоны. Похожая ситуация была в США, тогда в январе 2014 г. министр финансов Джейкоб Лью в Давосе заявил, что проекты по строительству инфраструктуры принесли его стране более $100 млрд. инвестиций в год. И большая их часть имеет частное происхождение. Но тогда Вашингтон каждый месяц печатал десятки миллиардов долларов, на которые покупал облигации проблемных компаний, чтобы гарантировать стабильность экономики. В свою очередь частные банки, чувствовавшие поддержку правительства, могли инвестировать в инфраструктуру и инновационные сферы экономики.

В идеале Европа хочет повторить этот рецепт спасения экономики. Но эксперты уже сейчас замечают, что, во-первых, инструменты, которыми будут оперировать в Брюсселе, слишком ограничены. Непонятно, какие именно гарантии будут у частных инвесторов, если они согласятся вкладывать в эту программу. Во-вторых, неясно, как будут делиться риски между частными и правительственными капиталами. «Грубо говоря, как понять, не захочет ли компания взять государственные гарантии, а потом обанкротиться. Тогда все потери понесет общий бюджет», – говорит Майк Ли. Поэто­му сейчас в Европарламенте социалисты и евроскептики не в восторге от нового плана. Они считают, что Юнкер хотел продемонстрировать этим большую цифру в €315 млрд. А как это реализовать – непонятно.

Тем более что, по мнению большинства экспертов, без финансовой консолидации и создании единого бюджета ЕС экономику запустить вряд ли удастся. В последнее время некоторые страны Южной Европы заявили, что пока они не могут себе позволить платить нормальные взносы в бюджет Евросоюза, так как уровень безработицы и бюджетного дефицита достигли рекордных показателей, что может обвалить всю их промышленность.

Сейчас политики в Брюсселе, несмотря на «план Юнкера», не готовы выделять денежные средства или делиться своими полномочиями. А частный капитал вряд ли рискнет самостоятельно восстанавливать Европу без поддержки государства. И это может похоронить любые инициативы.

Залишити відповідь