Путь в Европу

Литва – одна из самых активных стран-лоббистов Украины в ЕС. Именно представители этой страны первыми в Еврокомиссии предложили так называемый план Маршалла для Украины, предполагающий в обмен на реформы финансовую помощь для адаптации украинского бизнеса к новым европейским требованиям к качеству продукции. Об этом и многом другом «&» решил побеседовать с Андрюсом Кубилюсом.

Опытный литовский политик с 20-летним стажем работы в парламенте и двумя сроками премьерства известен тем, что смог вывести страну на первое место в Европе по темпам роста ВВП после мирового финансового кризиса. Впервые Андрюс Кубилюс пришел в политику в 1992 г., когда был избран в сейм Литовской Республики, после чего переизбирался еще четыре раза.

В 1999 г. его назначили премьер-министром вместо предшественника Роландаса Паксаса, который покинул пост главы правительства в знак протеста против продажи нефтяного комплекса Mazeikiu Nafta американскому концерну Williams. А. Кубилюс же на протяжении всей политической карьеры был ярым лоббистом американских интересов, стараясь свести к минимуму участие России в управлении нефтяной отраслью в Литве. Во многом благодаря деятельности его правительства Литва вступила в НАТО и Евросоюз.

Кроме того, именно А. Кубилюс возглавлял правительство, когда в III квартале 2011 г. посткризисные экономические показатели Литвы показали лучший результат роста в ЕС. Осуществив меры бюджетной экономии, он сумел взять под контроль дефицит бюджета и довести рост ВВП до 5,6%, (на тот момент один из самых высоких в ЕС). Тогда международное сообщество отметило его успехи по преодолению кризиса титулом Мирового лидера в экономике.
Для Украины опыт Литвы очень важен. Так же, как и Литва десять лет назад, Украина пока сильно зависима от российского политического и экономического влияния. Нужно принимать меры по переориентации страны с востока на Запад, сохранив при этом жизнеспособную внутреннюю экономику.

Какие препятствия стояли перед Литвой на пути интеграции в ЕС? Как вы их преодолели?

В самом начале процесса основными проблемами были противостояние литовских политических сил в вопросе евроинтеграции, а также влияние России, что сдерживало процесс внедрения проевропейских реформ. Для преодоления этих препятствий мы начали двигать наш рынок на Запад. Чем важнее европейский рынок становился для литовского бизнеса и страны в целом, тем активнее правительство объединялось вокруг идеи членства в ЕС. В 2001 г. вопрос членства в ЕС и НАТО уже был первым в списке приоритетов внешней политики, а в 2004-м нам удалось добиться членства в обеих организациях.

Как вам удалось избавиться от экономического влияния Москвы? Какие были первоочередные шаги в данном направлении?

Решения в этом направлении давались нелегко – многие бизнесмены и политики понимали, что Россия – выгодный бизнес-партнер. Но у нас уже была четкая цель – переориентировать экономику на европейский рынок и диверсифицировать экспортные направления. Большую роль сыграл российский кризис 1998 г. Мы поняли, что тесное сотрудничество с Россией может быть губительным для внутренней литовской экономики. Конечно, это все было бы невозможно без политического и финансового участия самого Евросоюза.

С какими основными трудностями столкнулась Литва при вступлении в ЕС? Как вы с ними боролись?

Основные проблемы были связаны с переходом от плановой к рыночно-ориентированной экономике. Тогда очень важно было подготовиться к конкурентному европейскому рынку с его высокими стандартами. Первые реформы касались государственного бюджета, торгового баланса, создания стабильного инвестиционного климата, либерализации рыночных структур, приватизации государственной собственности и институциональной реформы в государственном секторе. Подготовив экспортную продукцию к выходу на европейский рынок, мы смогли обновить производственный сектор, что привлекло новых инвесторов.

Назовите основные позитивные моменты вступления Литвы в ЕС? Какие секторы экономики выиграли, а какие проиграли при евроинтеграции?

Прямым следствием вступления Литвы в ЕС стал рост ВВП. В период с 2004 по 2006 г. темпы его роста составляли 7,5% (по сравнению с -0,7% в 1999 г. и 6,3% в 2001 г. – Прим. ред.). Одним из основных источников такого роста было увеличения экспорта на рынок Евросоюза в 1,4 раза по сравнению с доинтеграционным периодом. Соответственно больше всех от евроинтеграции выиграли именно экспортные секторы.

Кроме того, уменьшение процентных ставок по банковским кредитам вызвало рост в строительном секторе. За ним последовала активизация транспортной сферы в связи с внедрением европейской свободы перемещения товаров и людей.

Нелегко пришлось аграрному и пищевому секторам. Но о негативе можно говорить только частично, так как деньги из этих сфер перешли в более продуктивные. Из-за высоких стандартов ЕС пострадало производство. Тем не менее в целом экономика не ощутила сильного удара – предприятия быстро переориентировались еще до вступления Литвы в Евросоюз, а потом их поддержали фонды ЕС.

Какой механизм сотрудничества с ЕС вы использовали во время экономической интеграции?

Еще в 1992 г. мы подписали соглашение о торговле и сотрудничестве, что стало первым реальным шагом на пути экономического взаимодействия. Через два года – соглашение о свободной торговле, которым отменялись пошлины на литовские товары. В ответ мы должны были отменить пошлины на европейские товары в течение шести лет. Почти за десять лет уровень экспорта в ЕС вырос с 2% (1990 г.) до 50% (1999 г.). Более половины прямых иностранных инвестиций в Литву попали из стран Евросоюза. Помогла и европейская программа Phare, нацеленная на улучшение экономических отношений между посткоммунистическими странами и Восточной Европой.

Как литовское правительство координировало внутренние экономические реформы с Евросоюзом?

Специально для этих целей был создан координационный орган, с помощью которого правительство соотносило необходимые внутренние реформы с европейскими требованиями, а также формировало позицию страны в переговорном процессе. Механизм действия данной институции был достаточно сложным. Нужно было контактировать со всеми государственными структурами, координировать их действия внутри страны и в то же время с ЕС. Тем не менее такая структура в составе первых лиц страны показала эффективность, позволив сгладить переговорный процесс и завершить все необходимые приготовления до 2004 г.

Какие требования Евросоюза было сложнее всего выполнить?

Для литовского правительства самым сложным решением стало требование ЕС остановить работу Игналинской АЭС (чернобыльского типа). Это сильно увеличило нашу зависимость от российского электричества.

Какие реформы провалились, а какие удались?

Одна из самых успешных реформ – внедрение так называемого третьего энергетического пакета, который отделяет производство и продажу энергоресурсов от их транспортировки. Такая европейская система позволяет создать эффективный внутренний энергетический рынок, уменьшая тем самым зависимость от основного поставщика – России.

Эта реформа особенно важна для Литвы, поскольку она дает возможность бороться с ценовой диктатурой Газпрома, что часто оборачивается политическим давлением. Именно благодаря этой реформе нам удалось построить СПГ-тер­ми­нал, который был запущен в этом году. Думаю, такой пример Литвы полезен и для Украины.

Что касается не до конца выполненных обязательств, то мы не смогли полностью удовлетворить требования ЕС относительно бюджета и государственных расходов. В 2008 г. нам пришлось радикально урезать государственные затраты и сбалансировать бюджет, что дорого обошлось и государству, и населению. Отталкиваясь от этого опыта, хочу посоветовать Украине ограничить госрасходы с самого начала и постараться сохранить если не баланс бюджета, то минимальный дефицит до 3%.

Исходя из опыта вашей страны назовите первоочередные шаги, которые следует сделать Украине на пути к членству в ЕС (учитывая нынешнее противостояние с Россией)?

Нужно постепенно переориентировать экономику вашей страны на западные рынки, расширяя взаимовыгодные торговые отношения. Это долгосрочная стратегия, которая будет успешна только при условии создания стабильной бизнес-среды и прозрачной нормативной базы. Если вкратце, то я выделил бы следующие три этапа.

Первый этап – создание в Украине свободных экономических зон и обеспечение того, чтобы иностранные инвестиции в первую очередь приходили именно сюда. Правительство должно пригласить крупные иностранные (американские, немецкие, британские) компании для вложения в эти зоны, показав стабильную и прозрачную нормативную базу и благоприятную бизнес-среду. При наличии гарантий такие зоны смогут привлечь иностранные инвестиции прежде всего из стран ЕС, укрепляя таким образом экономические связи между Украиной и Западом.

Второй – необходимость в постепенной адаптации положительного опыта свободных экономических зон в остальной части Украины.

И наконец третий этап – консолидация украинской политической и бизнес-элиты вокруг идеи интеграции в ЕС как источника притока денег в страну и дальнейшего экономического роста. Когда национальная элита (политики, олигархи) поймет, что Европа несет деньги в страну, идея евроинтеграции станет популярнее. Но для достижения консенсуса между разными политическими (они же экономические) группами текущие экономические связи с Россией должны быть постепенно заменены тесными связями с ЕС, чтобы у элиты появился интерес идти в Европу.

Верите ли вы, что ЕС может принять Украину в свои члены при текущей конфронтации с Россией?

Конфликт с Россией – только дополнительный мотив для ЕС по ускорению процесса интеграции Украины. Конечно, Украина должна осуществить необходимые реформы, но Евросоюзу надо сделать еще больше. Одна из главных задач Европы в рамках Восточного партнерства – предложить Украине новый план Маршалла – 3% от общего бюджета ЕС 2014-2020, которые будут выделены на помощь вашей стране в борьбе с Россией и для продолжения европейского пути. Ускорение интеграционных процессов и помощь Украине в прохождении линии невозврата – в интересах Евросоюза, который должен сделать решающий шаг и активнее участвовать в ситуации страны, предлагая реальную финансовую помощь, а не просто выражая озабоченность.

Какое может быть наименее болезненное для украинской экономики разрешение конфликта с Россией? Какую роль в таком решении может (должна) играть Европа с учетом ее собственных экономических интересов?

Украина не может идти на российский рынок на прежних условиях. Это означает, что ваша экономика должна перестроиться и повернуть на Запад, где очень много возможностей. Это вовсе не означает полный разрыв всех торговых связей с Россией, но минимизировать ее значение для национальной экономики необходимо.

Ключевым вопросом для Украины является поддержание ее промышленного потенциала в процессе модернизации экономики. Вход на западные рынки вызовет некоторые проблемы, но они неизбежны – отрасль должна быть обновлена, чтобы соответствовать стандартам Запада.

Это возвращает к идее о создании свободных экономических зон и привлечении инвестиций со стороны ЕС. Европейские компании могли бы использовать продукцию ваших промышленных комплексов, что позволит выжить даже без российского рынка. А роль ЕС в этом процессе – поощрение своих компаний инвестировать в Украину и договариваться с местными промышленными гигантами. Учитывая значительную долю промышленности в экономике Украины, этот вид партнерства с Западом поможет свести к минимуму негативное воздействие противостояния с Россией и в то же время создаст импульс для дальнейшего экономического сотрудничества с Европой.

Какие преимущества может получить регион Центральной Европы от сближения Украины с ЕС?

Преимущества очевидны, и они варьируются от сферы безо­пасности до экономики. Соглашения о свободной торговле с ЕС означают более интенсивные экономические отношения между странами Центральной Европы, включая Литву и Украину, что, несомненно, выгодно для обеих сторон.

Что касается аспектов безопасности, сближение между Украиной и ЕС означает более стабильное и прозападное соседство, что создает огромные возможности для всего региона – единое геостратегическое видение и способность действовать сообща для достижения общих целей. Европейская Украина дополнительно уменьшит влияние России в регионе, тем самым увеличивая стабильность. Активное сближение Украины с ЕС увеличит геополитическое и экономическое влияние всего центрально-восточного региона и поднимет уровень жизни населения как региона, так и самой страны.

Залишити відповідь