Евроинтеграция: табачники нервно курят в сторонке…

За два десятилетия международные компании превратили табачный рынок Украины в один из самых прозрачных и цивилизованных. Результат этой цивилизованности – около 7% всех налоговых поступлений госбюджет получает из «табачки». Казалось бы, евроинтеграционные изменения должны пройти на этом рынке без труда. Однако не все так просто.

Первый камень преткновения – украинское государство так и не выработало табачную акцизную политику в ее европейском понимании. Акцизы поднимают, когда хотят (чаще всего под Новый год), сколько хотят (в прошлом году таких подъемов было четыре!) и на сколько хотят (процент повышения ставок зависит от потребности заштопать ту или иную бюджетную дыру). Горизонт планирования такой «политики» – от нескольких месяцев до года. Разработать программу повышения акцизов хотя бы на три года, рассчитать ставки, которые обеспечивают рост поступлений в бюджет, не убивают производителей и не стимулируют «черный» рынок, учесть требования Евродиректив – задача пока неподъемная.

Камень второй – акцизная политика не является нейтральной по отношению к разным производителям. Нейтральность подходов, недопущение акцизных преференций – одно из основных требований Евродирективы №64, регулирующей налогообложение табачных изделий. В Украине же акцизы используют как инструмент антиконкурентной борьбы при активном участии в этом действе государства. Вот два ярких тому подтверждения.

В начале 2013 года одна из компаний, с большой долей дорогих и премиальных марок в своем портфеле, добилась значительного – в два раза – снижения адвалорной части табачного акциза. Поскольку адвалор рассчитывается со стоимости сигарет, компания получила «налоговую скидку». Отчисления в госбюджет с каждой дорогой и премиальной пачки снизились в среднем на гривну. Соответственно, на гривну с пачки выросли прибыли компании.

А вот и более свежий факт. В предновогоднюю ночь 2015 года были резко (на 120%) повышены акцизы на сигареты без фильтра, при этом на сигареты с фильтром ставки остались нетронутыми. Здесь «постаралась» другая компания, в портфеле которой сигарет без фильтра практически не было. Замысел понятен: уменьшить долю рынка конкурентов за счет стремительного подорожания (на 70%) бесфильтровой продукции.

И наконец, третий камень. То, что называется государственной программой имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, в табачной отрасли напоминает неуправляемый хаос. Например, Соглашение предусматривает имплементацию Евродирективы по табачным изделиям под номером 37. Эта Директива упомянута в евроинтеграционной программе Минздрава. Однако в Парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий имплементацию Директивы №40, «продвинутой» версии тридцать седьмой. Переходные периоды законопроектом не предусмотрены. То, что европейцы сделали за семь лет, нам предлагают воплотить менее чем за год. Риск остановки предприятий и прекращения акцизных отчислений в бюджет авторов законопроекта не пугает.

«Акцизная» Евродиректива № 64 предусматривает, в частности, принципы расчета адвалора, которые отличаются от украинских. Эти принципы должны быть имплементированы у нас до ноября следующего года. Но этим никто не занимается. И наоборот. Поэтапное выравнивание ставок акциза на сигареты без фильтра и сигареты с фильтром должно было происходить по решению Совета Ассоциации. Но ставки выровняли одномоментно, решением Минфина, без всяких Советов…

«Табачной» евроинтеграцией безрезультатно занимаются Минздрав, Минсельхоз, Минэкономики, Минфин, Парламент… Время собирать камни преткновения на пути украинской «табачки» в Европу еще не пришло?

Залишити відповідь