Предприниматель — Ребенок или Взрослый: три правила коммуникации

Из первой части статьи (см. СТРАТЕГИИ №3, 2013 год: «Предприниматель — Ребенок или Взрослый?». — Прим. ред.) вы узнали, что от того, как человек использует ресурсы своего «Я», во многом зависит особенность развития бизнеса: будете вы его делать в одиночку или предпочтете работать в команде единомышленников. Если так, то, будучи Mindful, а значит, во взрослом возрасте, вы задумываетесь над многими вещами, в частности, о корпоративной культуре.

Эрик Берн, специалист в области человеческих отношений, более всего интересовался их социальной природой. В своей книге «Динамика групп и организаций» он писал: «Для понимания организаций и групп необходимо иметь пригодную для использования теорию групповой культуры, поскольку культура влияет на все происходящее в агрегации. Культура делится на три сегмента: этикет, техническую культуру и групповой характер».

Этикет — это правила, нормы и ценности, которые будут использованы в организации. Правила и нормы способствуют регулированию отношений как внутри компании, так и с деловыми партнерами. Традиции отражают ее философию и основные ценности, на них в первую очередь будут влиять особенности национальной культуры, а они могут быть и позитивными, и негативными.

В России известна поговорка: работать спустя рукава, отражающая одну из многочисленных особенностей русской национальной культуры. При отсутствии грамотных деловых соглашений, норм и правил в организации, эта национальная черта может оказывать негативное влияние на корпоративную культуру, в частности, на трудовую дисциплину и производительность труда. Другим примером может служить особенность немецкой национальной культуры: работать и создавать качественные вещи. Немецкое качество славится в мире до сих пор.

На корпоративную культуру влияет образ тех, кого считали отцами-основателями организации. Их позитивный имидж, харизма, безусловно, оказывают позитивное влияние. Примерами могут послужить такие личности, как Генри Форд, Билл Гейтс, Стив Джобс. Эта часть корпоративной культуры медленно поддается изменениям и соответствует родительскому состоянию «Я» организации.
Техническая культура — это то, как организовано рабочее пространство, техническое оборудование.

Слава доктору Берну, знатоку человеческих отношений: изучив особенности общения людей, он пришел к выводу, что их можно привести к трем правилам. Первое правило говорит о том, что коммуникации (транзакции) будут продолжаться сколь угодно долго, если они дополняют одна другую и способствуют поддержанию разговора. Помните: у каждого человека есть предпочтения в использовании разных частей своего «Я».

Если ваш собеседник звучит, как строгий или заботливый Родитель, это значит, что он ожидает, что вы ответите как Ребенок, смущенный или дерзкий. Поэтому так часто простой вопрос: «Почему вы опоздали?» может застать врасплох и вызвать неприятные переживания.

Знание второго правила коммуникации помогает перенаправить или прервать коммуникацию, если вам необходимо изменить разговор в нужное русло. Итак, на вопрос: «Почему вы опоздали?» ваши ответы могут быть разные: «Есть впечатление, что вы ко мне придираетесь»; «Вас это действительно интересует?»; «Я думаю, что это не помешает мне выполнить задание в срок».

Третье правило говорит о том, что все люди общаются на двух уровнях. Один социальный, а другой скрытый или психологический, и отклик приходит именно на скрытый, а не социальный. Социологи утверждают, что на 95% человеком управляют эмоции и лишь 5% — рассудок. Нетрудно догадаться, что, когда вы отвечали на вопрос: «Почему вы опоздали?», на ваш ответ влиял тон голоса, поза, жесты, мимика вашего собеседника. Теперь вы понимаете, почему на этот простой вопрос есть так много вариантов ответов?

Голод по признанию

Каждый предприниматель хочет добиться высокой производительности труда сотрудников, приносящей большие прибыли. Их мотивация в этом случае является немаловажным фактором. Берн создал теорию мотивации и предложил свой взгляд на потребности человека. Он писал: «Самые существенные, самые эффективные формы сенсорной стимуляции обеспечиваются социальными отношениями», подчеркивая тем самым значимость социума в жизни человека. С его точки зрения, для хорошего самочувствия человек должен удовлетворить ряд потребностей. По силе и значимости он сопоставлял их с пищевым голодом. Возможно, вам знакома ситуация: вы входите в рабочую комнату, громко приветствуете присутствующих, а в ответ — тишина. Что это? Вас не заметили? Голод по признанию, в удовлетворении которого лежит биологическая потребность понимания того, что «Я» существую, — один из первейших. Возникает потребность определить, какой «Я»: хороший или плохой, компетентны ли мои действия? Для биологического и психического выживания человеку нужны стимулы. Англичане в этой связи в шутку говорят: если кошку долго не гладить, то ее спинной мозг высохнет.

Характер организации определяется тем, как в ней обмениваются знаками признания — «поглаживаниями». Некоторые руководители, как и родители, считают, что для достижения цели нужно раздавать негативные «поглаживания»: критиковать, отмечать недостатки, и получают то, что они «поглаживали», — неэффективные действия. Так как же поступит руководитель Mindful? Обязательно учтет третье правило коммуникации и будет думать о скрытых посланиях, основной смысл которых можно свести к двум ключевым: «ты — хороший» и «ты — плохой».

Силу можно использовать для чего-то или против кого-то. Эффективная критика способствует компетентным действиям, помогает достичь высоких стандартов. Критикуйте действия, а не личность, отмечайте позитивное намерение, даже если оно вам не нравится, остерегайтесь обобщений, например: «Вы всегда опаздываете!». Скажите о том, что вам не нравится: «У меня создается впечатление, что вы пренебрегаете своими обязанностями, поскольку часто опаздываете». Помните: невербальные сигналы определяют ответ, а «поглаживание» усиливает поведение.

Если руководитель использует свое детское поведение негативно, его можно распознать по капризности и незрелости поступков. Требования такого начальника импульсивны, а решения и поведение — трудно предсказуемы. Он может подсмеиваться над подчиненными или давать им задания, которые сложно выполнить по причине недостаточного количества инструкций или информации. На вопрос сотрудника: «Когда должен быть готов проект?» он иронично отвечает: «Вчера». Между сотрудниками растут напряжение и недоверие. Вы, наверное, заметили, что трудности появляются, когда у вас возникает желание доминировать, контролировать, утвердиться в том, что другие лучше или хуже вас.

Люди обращают внимание на взаимодействия, когда они становятся неудовлетворительными, забывая о том, что каждый из нас является частью возникшей ситуации. Значит, мы можем ее разрешить.

Залишити відповідь