На радость бизнесу или что скрывает за собой новопринятый закон регулирующий онлайн-бизнес

Однако, президент Украины свою подпись на документе не поставил, а значит закон в силу не вступил. Можно ли назвать это победой для бизнеса, или данное нововведение очередная затравка от государства, которая повлечет за собой массу неразрешенных вопросов? В этом разбирался Finance.UA

Бизнес счастлив

“Закон вполне адекватно формализует текущее положение вещей в электронной коммерции и с этой точки зрения он нам нравится. И на данный момент в целом в законе нет норм, с которыми мы бы не были согласны, надеемся, что в финальной версии их тоже не будет”, – рассказал Николай Палиенко, генеральный директор всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua.
Со слов Николая, в Украине, на данный момент, закон лишь закрепляет и описывает общие принципы работы рынка электронной коммерции, права и обязанности онлайн-продавцов и их покупателей, а также разграничивает ответственность участников рынка.

Еще год назад презентуя законопроект в зале Верховной Рады, народный депутат Ольга Белькова заявила, что данный проект не регулирует отношения на рынке, он фактически «догоняет то, чего рынок достиг сам». Около 17 млн человек ежегодно покупают товары и заказывают их в интернете. Объем рынка eCommerce составляют около 2 млрд долларов в год, но эта цифра могла бы составить десятки миллиардов, отметила депутат. Что же тогда мешает развитию данного рынка?! Возможно то, что по сей день государство не признает электронные деньги наравне с письменными, данный закон призван это исправить.

“Фактически данный закон признал электронные сделки наравне с письменными на законодательном уровне. Отрасль уже давно работает по сложившимся принципам, которые теперь будут закреплены законодательно. Это конечно, хорошо, потому как рано или поздно мы все равно пришли бы к этому, но чем скорее нормы будут урегулированы, тем быстрее определится курс эволюции отрасли, таким образом, эта отправная точка довольно долгожданная, как для магазинов так и для потребителей. Особенно этот закон поможет компаниям, предоставляющим посредством Интернета услуги и нематериальные товары, например, такие как туристические путевки, ранее я сталкивался с этим краеугольным камнем в туриндустрии, где он реально препятствовал развитию онлайн-проектам в этой сфере”, – отмечает эксперт в области eCommerce и fintech, Юрий Савченко.

“Даже не смотря на опыт продвинутых в этом вопросе стран, все и в Украине понимают, что в Интернете высокий уровень мошенничества, много недовольных и обманутых покупателей, которые, столкнувшись с проблемами, уже не находят своих продавцов среди действующих магазинов, у каждого магазина со своей стороны довольно большой опыт взаимодействия с недобросовестными покупателями и спорными платежами. Поэтому мы приветствуем первые инициативы регулятора стандартизировать процессы обслуживания в сфере e-commerce”, – объясняет он.

В условиях современных технологий принятие закона об электронной коммерции является актуальным и значительно упрощает ведение бизнеса, убрав ненужные формальности с огромным количеством документов на бумагах и затраты времени, связанные с непосредственным присутствием руководства субъектов хозяйственной деятельности при подписании документации.

Более того, в Украине уже давно введен обмен информацией между субъектами хозяйственной деятельности и налоговой, а так же банковскими учреждениями, к примеру. Данный закон фактически детально регулирует вопросы, связанные с торговлей через Интернет-магазины.
“Важным положением данного закона является прямое указание на то, что электронные документы, связанные с электронными сделками, являются письменными доказательствами в соответствии с ХПК Украины, ГПК Украины, КАС Украины. Вместе с тем, непонятно почему законодатель не приравнивает электронные документы к письменным доказательствам по Уголовному процессуальному кодексу Украины и Кодексу Украины об административных правонарушениях. Ведь электронные документы, связанные с электронными хозяйственными сделками, могут быть доказательствами по уголовным и административным правонарушениям, в частности в сфере хозяйственной деятельности и права собственности”, – комментирует Владимир Клочков, адвокат, руководящий партнер адвокатского объединения “Клочков и партнеры”.

Как данные изменения отразятся на покупателях?

Николай Палиенко считает, что рынок электронной торговли в Украине уже давно нуждался в формализации и юридических дефинициях, которые должны были защищать покупателей и интернет – предпринимателей от незаконных действий с другой стороны.
“Считаем, что данный законопроект создает необходимое правовое поле для отрасли электронной коммерции, а именно: исчезнет неразбериха с дефинициями, например, такими понятиями как электронный документ и электронная сделка; сделке купли-продажи в интернете будет присвоен статус договора, т.е. такого же, как при заключении обычной сделки, например, на кассе; будут закреплены права и ответственности сторон – продавца и покупателя; будут обозначены четкие и прозрачные отношения между участниками рынка; установятся четкие и прозрачные отношения между участниками рынка и в отрасли в целом”, – добавил он.
Недочеты есть везде

Пока представители бизнеса и не только поздравляют друг друга с долгожданной победой. Закон уже успел насчитать в себе несколько изъянов, которые вызывают больше всего вопросов и смятений.

К примеру, в ст.11 раздела III законопроекта есть положение о том, что покупатель должен получить подтверждение электронной сделки в виде электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, талона или другого документа. Возникает вопрос: а что если получатель не получил подтверждение, выходит назвать это сделкой нельзя?

“В случае, когда никаких подтверждений не было предоставлено, такая сделка не будет считаться электронной сделкой. Сам смысл этого закона урегулировать правоотношения в сфере электронной коммерции и приравнять электронную форму сделки к письменной, со всеми вытекающими последствиями. Таким образом электронные сделки станут надлежащим доказательством в суде и могут быть предоставлены как первичные документы. Если же не соблюдать всех требований данного закона и работать по общим правилам торговли, также как работали до принятия закона, то это не значит что все остальные сделки будут вне закона. До сегодняшнего дня не было ни одного нормативного акта, который бы отдельно регулировал заключение сделок в интернете, все руководствовались общими нормами гражданского и хозяйственного кодекса Украины. По крайне мере на сегодняшний день, в соответствии с ч.1 ст. 215 Гражданского кодекса Украины несоблюдение установленной формы сделки (письменной, а в случае принятия данного Закона, будет еще одна форма сделки – “электронная”) не означает автоматической недействительности такой сделки”, – объяснил специалист торговой площадки Prom.ua.

По мнению представителя государственного предприятия “Информационный центр” Министерства юстиции Украины, эксперта в области электронной цифровой подписи Юрия Козлова, одним из спорных вопросов нового закона является несогласованность его положений в существующее законодательство в сфере электронного документооборота.

“Электронные документы, которые должны формироваться при заключении электронных сделок, как сказано в Законе Украины “Об электронной коммерции” должны отвечать также и требованиям Закона Украины “Об электронных документах и ​​электронном документообороте”. Этот закон предусматривает, что оригинал электронного документа должен давать возможность доказать его целостность и подлинность в порядке, определенном законодательством, – заявил он, – На теперь непонятно, каким образом будет обеспечено целостное и подлинность таких сделок без использования электронной цифровой подписи, и из органов власти должен осуществить разработку порядке, определенном законодательством по доведению целостности и подлинности оригиналов электронных документов”.

Однако, это не все, что вызывает бурные комментарии в сторону новопринятого закона.

Обсуждать и проявлять недовольство можно, пожалуй, всегда. В целом, принятие закона №0957 является положительным направлением для рынка eCommerce. Как отмечает Николай Палиенко из Prom.ua: “Важность этого закона скорее не в том, что отрасль не могла жить без него, но для того, чтобы не был принят какой-либо другой закон, который бы внес не нужные ни бизнесу, ни покупателям ограничения или дополнительное регулирование торговли в онлайне”.

Залишити відповідь