География, как судьба: почему страны конфликтуют и развиваются по-разному

Международные законы и права человека – всё это, конечно, прекрасно. Но почему временный успех в случае с Крымом и Востоком Украины пока что у Путина? Дело в том, что с исторической точки зрения  он представляет собой более традиционный персонаж, нежели Обама, Меркель и иже с ними. За Путиным стоит география.

Так считает известный американский журналист и политолог Роберт Каплан. Это не значит, что геополитика оправдывает любые действия, которые нарушают западные и общечеловеческие ценности. Нет, конечно. Но это значит, что для разрешения современных конфликтов необходимо проявить к географии достаточно уважения.

В 2011 году международный журнал «Foreign Policy» включил Каплана в первую сотню важнейших мировых мыслителей. А в 2012-м у Каплана вышла книга под названием «Revenge of Geography» («Месть географии»).

«Малые и средние по размеру государства — Франция, Великобритания, Израиль — не способны перенести такой масштаб агрессии и разрушений, как государства-континенты (Россия, США, Китай), поэтому их ядерным угрозам не хватает убедительности. Чтобы обеспечить выживание, такие микроскопические государства, как Израиль, должны быть либо подчеркнуто пассивными, либо подчеркнуто агрессивными», – пишет он там, например.

В книге много места уделено конфликту в Сирии, отношениям Ирана и Израиля, доминированию Китая в Азии и т.д. Что касается, агрессии Путина, то она проистекает из фундаментальной географической безопасности России, считает Каплан.

В том числе нельзя отрицать, что из-за географии Украина имеет для Росси гораздо большее значение, нежели для США или Европы. Это не повод чувствовать обречённость, но это повод проявить больше изобретательности, чем требует лобовое военное столкновение.

Залишити відповідь