Регуляторная политика

Вступают в силу
1 мая 2016 года вступают в силу изменения в корпоративном и процессуальном законодательстве, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав инвесторов» от 07.04.2015 г. Среди прочих нововведений следует отметить возможность предъявления т.н. «косвенных (производных) исков», т.е. исков, которые подаются участниками (акционерами) общества, с целью защиты его интересов в случае неправомерных действий руководства, причинивших убытки обществу. По данному виду исков выгодоприобретателем является само общество, которому нанесен ущерб. Выгода самих участников (акционеров) в данном случае косвенная (в случае выигрыша все суммы будут присуждены обществу), но в конечном итоге их интересы также защищаются (может вырасти рыночная стоимость акций общества, увеличиться стоимость его активов и т.д.). Данный вид исков давно
известен праву многих развитых стран и позволяет эффективно разрешать корпоративные конфликты между участниками общества и его менеджментом.

Вышеуказанный Закон наделяет правом подачи косвенного иска только тех участников (акционеров) общества, которые совокупно владеют 10 и более процентами уставного капитала (простых акций) общества. Такого рода иски могут подаваться только в спорах о возмещении убытков, причиненных хозяйственному обществу его должностным лицом. В этом случае акционер будет считаться представителем общества, в интересах которого заявлен данный иск. Данная законодательная новелла будет способствовать усилению защиты интересов акционеров, владеющих значительным пакетом акций, которые смогут таким образом противодействовать выведению активов из компании или совершению других противоправных поступков со стороны руководства.
(Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»)

Одобрен
Проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» №3524.

Конституционный суд Украины вслед за Верховным судом Украины одобрил внесение изменений в Конституцию относительно правосудия (законопроект №3524). Последнее слово осталось за Верховной Радой. Учитывая, что проект был одобрен в целом компетентными национальными и международными учреждениями, есть все основания ожидать его принятия уже в ближайшее время. Нормативно-правовой акт содержит ряд коренных изменений в текст Основного Закона. Самые острые обсуждения вызвал вопрос переаттестации судей с целью выявления соответствия занимаемой должности. Существует позиция, что данная норма нарушит гарантии, предоставленные судьям при их назначении. Тем не менее она сохранилась и в финальной версии законопроекта. Кроме прочего, меняется статус как Конституционного, так и Верховного судов. Из наименования последнего удаляется слово «Украины» (спорный момент, на бессмысленность которого обращали внимание судьи КСУ в своих особых мнениях). Высший совет юстиции ликвидируется, а его функции будет испол-
нять новосозданный Высший совет правосудия, в полномочия которого будут входить вопросы увольнения судей и предоставление согласия на их задержание.

Вводится эффективно действующий во многих странах институт конституционной жалобы, как дополнительная ступень юридической защиты перед обращением в Европейский суд. Так, заявитель, считающий, что примененная к нему высшим судом норма противоречит Основному Закону, получит право попытать счастья в Конституционном суде Украины.

В Конституции закрепится право Украины признать юрисдикцию Международного уголовного суда, действующего согласно Римскому уставу. Это не является гарантией его последующего признания, но уже свидетельствует о сдвиге с мертвой точки. Вопрос признания юрисдикции МУС остро обсуждается уже не первый год. Кроме того, предусмотрено постепенное введение монополии адвокатуры в судах. С 2019 года представительство интересов в судах всех инстанций сможет осуществлять только адвокат. Однако предусмотрена возможность установить исключения для некоторых категорий споров, в том числе трудовых споров и споров по защите социальных прав.
(Инна Рудник, старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»)

Изменен
Изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции»

26 января 2016 г. Верховная Рада Украины одобрила внесение изменений в законодательство о защите экономической конкуренции в части контроля над концентрацией субъектов хозяйствования. Новая редакция закона предусматривает существенное увеличение пороговых показателей для концентрации между компаниями, а также качественное смещение акцентов в сторону сделок, потенциально имеющих большее влияние на украинский рынок и более тесную связь с ним. Изменения в законодательстве помогут уменьшить количество заявлений в Антимонопольный комитет Украины на технических основаниях, и позволят регулятору сосредоточить внимание на решении более сложных и комплексных задач.
Очень важными нововведениями являются возможность проведения консультаций с АМКУ как до подачи заявления на концентрацию, так и в процессе его рассмотрения, а также упрощенный механизм рассмотрения беспроблемных трансакций. В новой редакции закона есть и не до конца урегулированные вопросы, в частности, касающиеся трактовки субъектного состава объекта приобретения для целей подсчета финансовых показателей. Но, в целом, внесение изменений в законодательство о защите экономической конкуренции стало важным шагом на пути как исполнения международных обязательств Украины согласно Договору об Ассоциации с Европейским Союзом, так и улучшения инвестиционного климата в стране в целом. Вступление изменений в силу ожидается в апреле 2016 года.
(Татьяна Вовк, старший юрист юридической фирмы «Астерс»)

Привлекаются
Привлечение инвестиционных средств остается острым вопросом для экономики Украины. Механизмы внешнего заимствования, предлагаемые правительством, не способствуют увеличению инвестиционной привлекательности. В свою очередь приватизация объектов это кратковременное явление, способное удовлетворить отдельные интересы.

Деньги нужны на местах: городам, районам и областям. Финансирования требуют контентные объекты инфраструктуры. Регионы нуждаются в рабочих местах, притоке инновационных технологий, увеличению инвестиционной привлекательности, развитию местного менеджмента. Также немаловажным остается создание здоровой конкуренции регионов и притока инвестиций на конкурсных условиях.

В вопросах привлечения инвестиций, практика экономически развитых стран уделяет особое место государственно-частному партнерству (ГЧП). Сотни и тысячи успешно реализованных проектов обеспечивают миллиардные инвестиции ежегодно в странах ЕС, Японии, Израиля, и т.д. Украина находится только на старте реализации этой не простой задачи – привлечение инвестиций по механизмам ГЧП. Государственно-частное партнерство – это совместная работа частного партнера и государства, которое реализуется посредством договора и фактически является гибкой формой
сотрудничества, где государство или территориальная община имеют возможность для достижения высокого общественного интереса устанавливать особые требования к частному партнеру и его деятельности на местном уровне.

На стратегическом уровне ГЧП способствует развитию деловых связей с инвесторами, стимулирует развитие механизмов ГЧП и форм реализации, поиска эффективных способов привлечения средств, сохранение стратегических объектов в собственности государства. Безусловно, основным нормативным актом остается Закон Украины «О государственночастном партнерстве» от 2010 года, но принятый в конце 2015 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций в Украине» положил новый этап в развитие этого, все более привлекательного инструмента привлечения инвестиций в Украину.

Уже сегодня вопросами реализации ГЧП в Украине, интересуются международные организации и инвесторы, что может стать началом новых инвестиций в области здравоохранения, строительства, энергетики и ЖКХ.
(Алексей Пуха, управляющий партнер Aleksey Pukha and Partners)

Залишити відповідь