Правительству А. Кинаха отведена роль заложника в противостоянии Администрации президента и Верховной Рады

Итак, захватить парламент блоку «За единую Украину» не удалось ни в первом, ни даже в так называемом втором туре парламентских выборов, то есть с помощью насильственного вовлечения депутатов-мажоритарщиков в президентскую фракцию. В результате в полный рост встал вопрос о том, как на ближайшее будущее «защитить» исполнительную власть от оппозиционно настроенных по отношению к президенту Кучме и блоку «ЗаедУ» политических парламентских сил. Один из методов достижения этой цели достаточно давно озвучил премьер-министр А. Кинах, заявив, что не допустит использования Кабмина в качестве разменной монеты в политических торгах. На практике это означало, что когда кто-то из членов правительства и, кстати, не только министров, но и госсекретарей или сотрудников госкомитетов, участвовавших в выборах, сдавал дела для получения депутатского мандата, – их места немедленно занимались новыми людьми. Малоизвестными или совсем неизвестными политбомонду, но наверняка заинтересованными в максимальном использовании нового служебного положения для тех же стартовых целей, что и их предшественники. В итоге уже одним этим тезисом и его реализацией (даже если идея принадлежала вовсе и не ему лично, а кому-то в Администрации президента) премьер долил свою порцию масла в огонь политического противостояния, благодаря которому внутри ВР так и не создано устойчивое и лояльное к нынешней власти парламентское большинство.

Верность кадров и благосклонность элит – залог непотопляемости премьера

Сам А. Кинах, несмотря на осознание и озвучивание рискованности предприятия, тем не менее остался на посту премьера, отказавшись от депутатского мандата. Кстати, г-н Кинах преподнес это общественности едва ли не как подвиг, намекнув на жертвенность во имя стабильного развития экономики и т. д. Хотя ни у кого не вызывает сомнений, что все гораздо проще: пост премьера был и остается стартовой площадкой на случай досрочных президентских выборов. Соответственно рискованность предприятия А. Кинаха состоит не столько в том, что на определенном этапе (в данный момент предполагается, что речь идет об осени нынешнего года) его с этого поста все же сдвинут конкуренты из ВР, сколько в том, что президент Л. Кучма в любой момент решит для себя более выгодным заменить легального премьера – полулегальным, то есть исполняющим обязанности: с меньшими полномочиями, но и без права замещать главу государства в случае кризиса президентуры. Поводом для такого решения Л. Кучмы всегда могут стать те же мотивы, что готова предложить оппозиция – «снижение темпов роста» экономики. Зато результат будет совсем другим.

При такой перспективе А. Кинах сознательно обрекает себя на полное политическое одиночество, не имея достаточной поддержки в парламенте (СДПУ(о) и часть «заедистов» ее явно не обеспечивают) и в то же время выполняя сугубо служебную функцию для президента. Более того, очень похоже, что и новые кадры в составе Кабмина, назначаемые указами президента, отнюдь не составляют команду премьера, что вовсе не повышает его шансы на эффективное выравнивание перекосов экономики после выборов и соответственно не гарантирует утверждения его правительственной программы в ВР. В этих условиях единственное, на что остается уповать главе правительства, так это на то, что главной мишенью предстоящей политической атаки станет не он и не его пост, а именно президент Л. Кучма. Но и в случае осуществления такой трудно достижимой мечты воспользоваться ее плодами премьеру-одиночке будет практически невозможно. То есть его задача состоит буквально в следующем: использовать ближайшие месяцы пребывания на посту для завоевания определенной популярности не только у граждан (а судя по активности А. Кинаха хотя бы в праздновании всего спектра майских торжеств, он уже приступил к осуществлению данного плана), но и у олигархической элиты. В этих целях г-н Кинах уже подписал и все еще продолжает подписывать своеобразные договоры с «общественными организациями» отраслевых элит, и следующим этапом для него является регионально-территориальный уровень.

То, что происходит после выборов на уровне местных властей, а именно кадровая перетряска, символизирующая «разбор полетов» в соответствии с достигнутыми в ходе народного волеизъявления результатами, на данный момент выглядит и традиционно, и не совсем стандартно. Прежде всего потому, что «чистка» чиновничьих рядов началась не с губернаторов (здесь пока заменяются в первую очередь те, кто сам завоевал депутатский мандат), а с глав районных администраций, то есть с тех чиновников, что поближе к избирателю. Как и в случае с правительственными должностными лицами помельче, источник «новой крови» в административной вертикали, как можно предположить, добывается не столько из уже однозначно зарекомендовавших себя квалифицированных номенклатурщиков, верных непосредственно «лидеру нации», сколько из сравнительно молодых карьеристов, у которых все еще впереди. Вопрос состоит в том, кто именно разъяснит этим людям, что конкретно у них впереди и за кем они готовы будут пойти к моменту любых предстоящих выборов. Следует отдать должное А. Кинаху: он один из первых высокопоставленных чиновников, сделавших заявку на роль поводыря для такой новой номенклатуры. Сделал он это публично, заявив что-то о подтягивании в исполнительную власть достойных кадров, выращенных на региональной почве. Что для уха бьющего копытом провинциального карьериста, согласитесь, звучит соблазнительнее, чем прежние стоны президента Кучмы о «короткой скамейке запасных». Еще один «подвиг» А. Кинаха на кадровой ниве в том, что он категорически отказал в совмещении должностей даже самим нынешним губернаторам, обеспечившим себе избрание на посты глав обладминистраций. С одной стороны, премьер явно играет в законопослушного исполнителя, с другой – рискует порвать отношения с ключевыми (уже в прошлом?) фигурами исполнительной вертикали президента Кучмы, как это можно наблюдать на примере харьковского наместника Е. Кушнарева…

Администрация президента – Верховная Рада противостояние неизбежно

Впрочем, сказанное отнюдь не означает, что А. Кинах сам имеет прямой доступ к назначению новых кадров в исполнительной вертикали, поскольку процесс проходит только через президента, а до сих пор реальными полномочиями распоряжения «вертикальными кадрами» ведала исключительно Администрация президента. Однако момент, когда прежний глава АП В. Литвин уже «сослан» в парламент, а новый глава все еще не назначен, достаточно удачен для того, чтобы даже самый зависимый и не влиятельный премьер мог попытаться реализовать собственный план кадровой политики. Включая в том числе и попытку воздействовать на назначение официального «заведующего вертикалью» того самого главы АП. И А. Кинах пошел даже на такой риск, как выражение сомнения по поводу назначения на пост заведующего президентской канцелярией нынешнего губернатора Херсонской области, а в прошлом министра внутренних дел Ю. Кравченко. Сомнение, впрочем, было выражено в очень условной форме: якобы кандидатура Кравченко подробно не обсуждалась. Может оказаться, что она подробно не обсуждалась именно с премьером, и если назначение экс-министра внутренних дел все же состоится, то г-н Кинах окажется в положении лица, полностью дискредитировавшего себя как влиятельная политическая фигура. Но заслуга Кинаха состояла в следующем: он позволил себе высказать то, чего от него ожидала пресса и, вероятно, большинство сограждан, – одиозный начальник «орлов боевых», способных осуществлять акции устрашения против нелояльных политиков и правозащитников (см. пленки Мельниченко) – не вернется в большую политику, а значит – не будет претендовать на верховную власть, когда придет момент… Разумеется, подобный конкурент в первую очередь не нужен самому А. Кинаху, особенно на должности главы АП. Но рядом даже с именем Ю. Кравченко и сам г-н Кинах выглядит почти положительным героем.

В то же время, как бы ни именовался в ближайшем будущем новый глава Администрации президента, совершенно очевидно, что его роль в исполнительной власти будет заключаться в осуществлении попыток дальнейшей и все более очевидной концентрации власти за счет изъятия ее у правительства (точнее – премьер-министра) и, конечно, парламента. Программу соответствующих действий, кстати, заложил сам В. Литвин, когда заявил о том, что блок «За единую Украину» на выборах 31 марта одержал несомненную победу в местных советах всех уровней, и даже привел соответствующую статистику. И хотя начавшаяся после этого заявления кадровая перетряска в местных же исполнительных органах походила, скорее, на «второй» тур выборов, аналогичный тому, что произошел в парламенте, то есть отнюдь не подтверждала реальной победы партии власти именно на выборах 31 марта, в сумме все эти действия президентского чиновничества однозначно указывали на главную тенденцию: окружить «заповедник демократии» – Верховную Раду – со всех сторон «заедистскими» силами.

Цель В. Литвина могла состоять в том, чтобы, оставив парламент на растерзание внутренних противоречий, связанных с весьма загадочной конфигурацией «ситуативных большинств», попытаться спровоцировать в нем кризис и даже, не исключено, вскоре организовать досрочные парламентские выборы. И при этом добиться полного реванша так называемых пропрезидентских сил благодаря максимальной перегруппировке административного ресурса в регионах и на местах. Однако на тот момент сам Литвин все еще, вероятно, надеялся, что останется на своем посту главы Администрации и возглавит исполнение данного плана. Но было уже поздно: Л. Кучма подписал указ об отставке Литвина в связи с переходом его на парламентскую работу, и теперь почтенный профессор оказался непосредственно внутри того органа, который, по его же собственным расчетам, едва ли не обречен на заклание. Впрочем, нет никакой гарантии, что после ссылки Литвина в ВР его преемник на посту главы АП не будет выполнять тот же план дальнейшей дискредитации и в итоге – дезорганизации работы парламента, если экс-главе Администрации президента каким-то чудом не удастся взять в свои руки законодательный орган.

Впрочем, парламент в руках Литвина – это и есть его дезорганизация и дискредитация. И поэтому план ужесточения противостояния ВР и президентской власти будет осуществляться несомненно. При этом старые и новые персонажи вне законодательного органа могут даже с известным удовольствием пытаться потопить на этом «корабле» не только и не столько политических оппонентов, сколько бывших лидеров президентской «партии власти», приведших Л. Кучму к поражению на этих выборах. В назидание и наказание, а также из совершенно прагматических соображений так называемой «смены элит». Как известно, свои «услуги» на этом направлении президенту предлагают многие исполнители, в их числе наиболее конкретно выделяется шантаж вновь избранных бизнесменов со стороны ГНАУ, которая якобы расследует использование на выборах теневых финансовых ресурсов. В рамках этой же «концепции», естественно, сможет попытаться осуществить свои личные планы и премьер-министр А. Кинах, который при случае попробует сыграть и на отличии своей персоны от прочих лидеров блока «ЗаедУ», включая В. Литвина, «заточенных» в стенах парламента. Однако у г-на Кинаха нет такого инструментария, как у того же Н. Азарова, и есть немало сдерживающих факторов, о которых уже шла речь выше.

Точки над «i» расставит бюджет

Вообще, как несложно догадаться, установка на конфликт с Верховной Радой со стороны исполнительной власти – это совсем не результат глубокого политического расчета, а лишь психологическая традиция президента Л. Кучмы. Не случайно еще перед выборами он заявил, что попросит вынести из зала ВР свое кресло, поскольку ему неприятно находиться в здании под куполом в окружении некоторых лиц, норовящих занять это самое кресло. И хотя речь шла всего лишь об одной из экзальтированных выходок М. Бродского, который в нынешний состав парламента не прошел, однако и после выборов президент обратился к ВР с просьбой отложить его выступление с ежегодным посланием до момента, когда будет избрано новое руководство Верховной Рады. Что мешает Кучме выступать перед депутатами, если за его спиной будет находиться временный президиум, состоящий из В. Ющенко, Ю. Тимошенко, А. Мороза, П. Симоненко, В. Медведчука и В. Литвина, – можно только догадываться, зато нетрудно предположить, что гарант вообще просто надеется избежать встречи с депутатами, по крайней мере, до осени: в связи с предположением, что вновь в здании под стеклянным куполом разыграется долгоиграющая «спикериада».

Но для исполнительной власти в целом все эти ритуальные фокусы Кучмы не имеют никакого значения, поскольку правительству предстоит не только утверждать в парламенте свою программу, но и бюджет. И если отказ ВР от утверждения программы А. Кинах не считает для себя большой проблемой, поскольку с формальной точки зрения ее провал еще не означает автоматической отставки правительства, то бюджетный процесс – с учетом его прямого и непосредственного влияния на региональную и местную политику, где желающим стать новыми лидерами государства следует подкармливать якобы нарождающуюся «новую элиту», – это уже не игра. Уже только из этих соображений план полного и окончательного «разделения властей» вплоть до их открытого противостояния – совсем не то, что должно греть душу главы правительства.

Так, круг замыкается, причем с учетом уже заявленных, хотя и в несколько завуалированной форме, политических амбиций А. Кинаха – существование в Украине «теневого» правительства с неутвержденной программой действий нельзя отнести к его интересам. Об интересах же страны в этом случае вообще говорить не приходится.

Залишити відповідь