Председатель правления АПАБ «Украина» о финансовом здоровье своего банка

В прошлом году наш журнал уже неоднократно писал о сложном финансовом положении агропромышленного банка. И честно говоря, перспективы были далеко не самыми радостными. О сегодняшнем состоянии дел в банке в эксклюзивном интервью «&» рассказывает председатель правления банка «Украина» Петр Михеев.

«&»: Петр Николаевич, какие задачи поставили перед новым руководством банка его акционеры летом прошлого года?

П. М.: Я выделил бы две основные задачи. Первая – структурные изменения банка «Украина». Ведь если любая структура не изменяется в течение 5 лет (то есть не реагирует на внешние изменения), она обречена. Банк «Украина» был создан в 1991 году, образно говоря, еще при социализме. Поэтому и руководство, и акционеры считали, что структура нашего банка устарела, затратна, неэффективна и не отвечает современным требованиям.

Вторая задача – приложить максимум усилий для того, чтобы восстановить ликвидность и платежеспособность, остановить обвальное падение финансового результата, а также расчистить проблемные активы банка.

«&»: В этой связи хотелось бы узнать, вносились ли изменения в антикризисную программу вашего предшественника Дмитрия Гриджука?

П. М.: О качестве программы бывшего председателя правления можно судить всего лишь по одному ее пункту, которым было предусмотрено получение «Украиной» во II полугодии 1999 г. 101 млн. грн. убытка. И это при том, что в первом полугодии под его руководством банк уже имел убыток в 97,5 млн. грн.!

Кроме того, на основании этой программы был подписан договор с Национальным банком о возврате ему средств стабилизационного кредита. Тем самым г-н Гриджук лишил банк возможности маневра во взаимоотношениях с НБУ. Как можно было одновременно планировать убытки банка «Украина» в размере около 200 млн. грн. и возврат Национальному банку 150 млн. грн.? А если еще вспомнить, что в июле прошлого года НБУ приостановил банку действие 5 лицензий, то разве можно программу, реализация которой приводит к таким последствиям, назвать антикризисной?

Поэтому сегодня мы руководствуемся совершенно другими подходами.

«&»: Хотелось бы более подробно о них услышать…

П. М.: Исходя из глубокого понимания ситуации, в которой оказался банк, его трудностей и тех сил, которыми мы располагаем, а также с учетом требований акционеров правление банка разработало реальную программу выхода из кризиса. И определенные успехи в ее реализации нами уже достигнуты.

В частности, как вы наверное уже знаете, с нового года банк начал осуществлять переход на двухуровневую систему управления. Существовавшая ранее структура из 26 региональных дирекций и 527 филиалов требовала значительных затрат. Поэтому сейчас «Украина» переходит на единый баланс на уровне региона, а остальные балансовые отделения полностью перейдут на безбалансовый режим работы. Тем самым мы освободим наших сотрудников от рутинной бумажной работы и сосредоточим их на более качественном обслуживании клиентуры. А областные дирекции получат больше самостоятельности и ряд дополнительных функций, но в то же время повысится их ответственность за конечный результат. Вот почему особое внимание сейчас уделяется созданию эффективной структуры самой дирекции. К тому же уже сделано техническое перевооружение, усилены аппаратные комплексы по передаче данных, программный продукт.

Структурные изменения – длительный процесс, но, думаю, что к 1 июля этого года он будет полностью завершен. И в перспективе банк благодаря подобной реорганизации планирует сэкономить до 35 млн. грн.

«&»: А численность сотрудников будет сокращаться?

П. М.: Безусловно. Каждое отделение банка, каждая дирекция пересматривает свои кадры для того, чтобы оставить самых профессионально подготовленных в банковском бизнесе людей.

В прошлом году нами уже сокращено более 1300 человек, и на 1 января 2000 года штат сотрудников составлял 18472 человека.

«&»: Мы коснулись только одного направления в реорганизации деятельности банка. А что сделано и еще будет сделано для достижения финансовых успехов?

П. М.: Пожалуй, одним из наших самых значительных достижений я считаю решение проблем с текущей ликвидностью банка. Не секрет, что в 1997-98 и 1998-99 гг. у нас были большие проблемы с осуществлением клиентских платежей. Неоплаты порой достигали 100 млн. грн. И от того, что банк не мог обеспечить главную функцию для клиентов – работу с их деньгами – «Украина» потеряла многих из них. Поэтому тот факт, что впервые за три года новый 2000 год и банк, и клиенты встретили без головной боли, думаю, является лучшим подтверждением правильности нашей политики.

Не менее важным также является и то, что во II полугодии прошлого года банк работал без убытков и даже получил за этот период небольшую прибыль в 1,5 млн. грн. Я не говорю, что и в дальнейшем мы будем работать без убытков. Для вывода такого огромного системного банка на достаточно высокий уровень рентабельности и прибыльности нужно время. И руководство отдает себе отчет в том, что за полгода или за год все проблемы нам не решить. К тому же если реформирование осуществляется в непростых экономических условиях.

Кроме того, только в прошлом году «Украине» удалось вернуть проблемные кредиты на сумму 290 млн. грн.

«&»: Кстати, насколько мне известно, в прошлом году МВФ требовал от украинского правительства закрыть банк, но потом пересмотрел свое решение. Почему?

П. М.: Действительно, это так и было. Поводом для такого категоричного вывода послужили огромные убытки первого полугодия и сформировавшееся мнение о неспособности прежнего руководства банка переломить ситуацию. Но те дальнейшие шаги, предпринятые новым руководством, и полученный эффект позволили сменить мнение экспертов МВФ, что само по себе было непросто. И сейчас в рамках программы EFF совместно с НБУ должна быть принята стратегия будущего развития банка «Украина» и определена конкретная форма помощи правительства нам. Кроме того, банку уже сформированы условия, которые нужно выполнить до 1 июля и 31 декабря 2000 года. В их числе возврат проблемных кредитов, сокращение операционных затрат и структурные изменения.

«&»: То есть банк уделит пристальное внимание расчистке своего кредитного портфеля?

П. М.: Проблема качества кредитного портфеля остается очень сложной, и в то же время его повышение – одна из первостепенных задач. Если мы улучшим кредитный портфель хотя бы на 25-30%, то можно говорить о том, что банк уже уверенно будет получать прибыль.

Возврат упомянутых выше 290 млн. грн. проблемных кредитов потребовал сравнительно небольших временных затрат. Сейчас мы начинаем работу с проблемными кредитами, для обработки которых потребуется около полугода. А для возврата отдельных займов придется ждать осеннего урожая.

«&»: Подобные планы требуют от банка пересмотра подходов к решению этой проблемы?

П. М.: Мы создали новое управление по проблемным кредитам. Качественно и количественно усилена служба безопасности банка, тоже активно занимающаяся проблемными кредитами. В этом вопросе «Украина» вышла на качественно новый уровень. У нас сейчас нет ни одного проблемного кредита, по которому мы не знали бы, что и как надо делать.

«&»: Как обстоят дела с погашением задолженности правительства перед банком?

П. М.: По всей видимости, этот процесс будет долгим и мучительным. Бюджетом на этот год предусмотрено выделение средств для погашения задолженности по двум кредитам, выдававшимся под гарантии Кабинета министров. Но из-за постоянных проблем с наполнением доходной части бюджета этих денег мы можем не увидеть.

Тем не менее мы все-таки надеемся, что правительство предпримет какие-то шаги для того, чтобы рассчитаться с банками. Хотя в этом вопросе мы встречаем больше понимания со стороны МВФ, нежели от родного Кабмина.

«&»: А что с задолженностью другого крупного заемщика – ГАК «Хлеб Украины»?

П. М.: Мы подготовили постановление Кабинета министров, в котором четко расписана процедура погашения задолженности самой компании перед банком и погашения задолженности коммерческих структур, которые брали в «Украине» кредиты и имели деловые отношения с ГАК «Хлеб Украины».

«&»: Чем закончились переговоры о реструктуризации задолженности банка «Украина» по синдицированному кредиту западных банков?

П. М.: Нами достигнута договоренность с синдикатом о пролонгации этого кредита на 4 года на приемлемых для банка условиях. Поэтому возвращать его мы будем частями. Нам тоже не очень приятно иметь эту задолженность. И чтобы в дальнейшем банк мог вести переговоры с западными кредиторами о привлечении дополнительных средств, мы постараемся ее как можно скорее ликвидировать.

«&»: В таких условиях банк, вероятно, старается не увеличивать размер кредитного портфеля?

П. М.: Да, банк ограничивает активные операции и больше работает с проблемными кредитами. Но пассивы мы стараемся наращивать. Разрабатывается много мероприятий и схем для привлечения дешевых ресурсов от юридических лиц. Постараемся вернуть хотя бы тех клиентов, которые от нас ушли.

«&»: Насколько нам известно, «Украина» планирует кредитовать посевную и в этом году. Что делает банк для того, чтобы гарантировать возврат этих кредитов?

П. М.: Банком совместно с Министерством агропромышленной политики разработана Концепция кредитования агропромышленного производства в условиях реформирования агропромышленного сектора экономики (министр И. Кириленко подписал ее 8 февраля). И там все необходимые механизмы предусмотрены. В частности, будет осуществляться кредитование только прямых заемщиков и под залог будущего урожая. Планируется создание также и государственного гарантийного фонда.

«&»: Вы для себя выбрали какие-то приоритетные отрасли в сельском хозяйстве?

П. М.: В первую очередь – выращивание зерновых культур. Это та отрасль, где можно получить быструю отдачу. Украина всегда, при любых условиях, получает высокий урожай. Разница может быть лишь в несколько миллионов тонн.

«&»: Кредитованию каких структур банк отдает предпочтение?

П. М.: Тут большой спектр заемщиков. Это и фермеры, и вновь образующиеся хозяйства, если они не имели ранее долгов перед банком. Если есть хорошее обеспечение, мы можем кредитовать заготовительные организации и ремонтные предприятия, связанные с сельским хозяйством, перерабатывающие заводы. Кроме того, поставщиков нефтепродуктов, чтобы можно было обеспечить весь комплекс полевых работ. Качественных заемщиков на самом деле много.

«&»: А по срокам какие в основном выдаете кредиты?

П. М.: Среднесрочные. Вот сейчас кредитуем посевную, а в августе-сентябре мы должны получить деньги обратно. Это все, что связано с зерном. В случае сахарной свеклы сроки немного больше – в среднем около 9 месяцев.

«&»: Как решается вопрос с НБУ о ресурсной поддержке кредитования посевной?

П. М.: Есть проект постановления Кабинета министров об усилении ресурсной позиции «Украины». Поскольку до 70% аграриев обслуживается в нашем банке, то для их поддержки нам необходимо больше ресурсов, чем мы имеем.

Хочу отметить, что инициатором этого постановления выступил, как ни странно, не сам банк, а Министерство агропромышленной политики. Такого взаимодействия с этим министерством, как в этом году, не было никогда. И сегодня это наш главный союзник. Сейчас совсем другие взаимоотношения с Кабинетом министров, и силовые решения, как это было ранее, банку «Украина» уже не навязываются.

Но на региональном уровне отдельные чиновники еще не привыкли жить по рыночным законам. Им по старинке подавай деньги и все.

В целом же хочу отметить, что способствовать реформированию аграрного сектора в комплексе может только «Украина» со своей филиальной сетью. Другие банки не готовы войти в агропромышленный комплекс, поскольку никогда с ним не работали. Они прекрасно понимают те проблемы, которые там сложились, и брать на себя дополнительные риски не станут.

«&»: А ресурсы будут Нацбанка или из бюджетных средств?

П. М.: Бюджетных денег не будет. Сегодня банковская система Украины сверхликвидна, и НБУ решит, на каких условиях эти ресурсы будут перераспределяться. На них мы и рассчитываем, предлагая соответствующие инструменты возврата этих средств. В частности, ценные бумаги.

«&»: Какой предполагаемый объем средств вы рассчитываете получить?

П. М.: До 300 млн. грн. Это те заявки, которые мы получили с регионов. Собственными ресурсами банк может покрыть только 30% необходимого.

«&»: Не планирует ли банк менять свою сельскохозяйственную ориентацию?

П. М.: Эта тема не поддается никакому обсуждению. «Украина» – банк, создававшийся для аграриев, он им и останется. То есть данную стратегическую линию менять не собираемся. Хотя это вовсе не означает, что мы обслуживаем только сельское хозяйство. Наш банк обслуживает все секторы экономики Украины: и промышленность, и транспорт, и связь, и торговлю и т. д.

«&»: А как вы относитесь к появившейся идее создать на базе «Украины» ипотечный банк?

П. М.: Отрицательно. К тому же специалисты нашего банка просчитали: возврат «Украины» в государственную собственность обойдется приблизительно в $1 млрд.

СПРАВКА «&»

Михеев Петр Николаевич, председатель правления банка «Украина».

Родился 18 мая 1953 г. Имеет высшее экономическое образование – в 1974 г. окончил Киевский институт народного хозяйства.

Банковским делом занимается уже около 25 лет, а непосредственно в банке «Украина» работает с момента его основания.

Продолжительное время руководил отделением банка на Черкасчине.

С сентября 1996 г. перешел на работу в центральный аппарат банка «Украина»: был начальником главного операционного управления, затем заместителем председателя правления банка.

Залишити відповідь