Долгая дорога в Лондон: украинский вариант

Ukrproduct Group — единственная отечественная компания, завоевавшая доверие инвесторов на открытом рынке. Правда, открытость по-украински пока имеет ряд особенностей.


Украинские компании фактически не имеют опыта привлечения инвестиций на открытых рынках капитала. Поэтому Ukrproduct Group после принятия глобального решения о подготовке к выходу на IPO (initial public offering, первичное публичное размещение) пришлось идти непроторенным путем. И, судя по результатам размещения на Лондонской фондовой бирже (площадке AIM), а также дальнейшему росту курса акций (за три месяца после размещения на 25%), компания справилась с задачей «на отлично». Во многом ее действия по завоеванию доверия инвесторов были классическими. Тем не менее присутствует и ряд особенностей, обусловленных чисто украинской спецификой. В связи с этим анализ опыта Ukrproduct Group может быть полезен и другим отечественным компаниям, которые ставят перед собой аналогичные цели.

Публичность по-украински пока получается «англоязычной»

































Что значит «открыться, не навредив бизнесу»
К размещению своих акций на иностранной бирже Ukrproduct Group готовилась по трем направлениям. Во-первых, она решила целый комплекс технических задач: внедрила учет по международным стандартам, прошла аудит, реорганизовала бизнес в открытый, подготовила проспект эмиссии, внедрила внешнее управление, обеспечила презентации возможным инвесторам-покупателям акций (см. табл. 1).

Во-вторых, создавала условия для того, чтобы ее первое публичное предложение понравилось инвесторам. Для этого не только демонстрировала им текущие успехи на рынке, но и постоянно вселяла веру в то, что перспективна на будущие годы. Ведь важны не только действия, но и их коммуникация потенциальным пользователям информации. Достижение компании состоит в том, что она последовательно заявляла о своих намерениях и исполняла их на протяжении всего срока подготовки к выпуску акций на Лондонской фондовой бирже. В результате ей удалось сформировать у инвестора мнение, что те успехи, которых уже достигла компания, будут (как минимум) повторены при использовании инвестиций. Возможно, полная история бизнеса, объединенного сегодня в холдинг Ukrproduct Group, намного длиннее и не так уж гладка. Но инвесторам был презентован только самый краткий и самый красивый этап, который отлично вкладывается в логику рассуждений инвестора (см. «&» №6 за этот год ).

В-третьих, компании пришлось решать одну непростую задачу: как в условиях, когда все вокруг (и в первую очередь прямые конкуренты) играют по другим правилам, сделать так, чтобы путь к публичности не навредил непосредственно бизнесу. Решение вполне соответствовало сложившимся в Украине традициям. А именно: компания полностью открылась инвесторам, но не широкой общественности и конкурентам на внутреннем рынке. Подобная полупубличность тем не менее не повлияла на предпочтения инвесторов. А Ukrproduct Group дала возможность избежать значительной статьи расходов на дезинформацию конкурентов (в связи с разглашением ценной коммерческой информации, которую конкуренты как раз разглашать не планируют).

Итак рассмотрим, на каких посылках, умело выдаваемых потенциальным инвесторам, Ukrproduct Group сформировала у них позитивное умозаключение.

Как доказать эффективность в долгосрочной перспективе
Главным бизнесом компании было и остается производство и дистрибуция плавленых и твердых сыров, а также сухого молока и сливочного масла. Поэтому основные изменения направлены на улучшение качества производства и его модернизацию (параллельно с расширением). Наилучшей демонстрацией качества производимой продукции, по мнению руководства компании, является подтверждение его системой контроля на основе стандарта контроля качества ISO 9001. Соответственно, в течение февраля-апреля 2004 года была внедрена программа НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point — Анализ рисков и концепция критической контрольной точки), и с апреля 2004 года продукция маркируется как соответствующая стандарту качества ISO 9001.

Полная информация только для инвестора. Таков выход из закрытой украинской бизнес-среды

























Модернизация и расширение производства возведены компанией в ранг непрекращающегося поэтапного процесса (на сегодняшний день (то есть приблизительно за год) компания прошла уже три этапа на данном пути). С одновременным регулярным информированием общественности о пройденных шагах и достигнутых улучшениях в этом вопросе. А корпоративный сайт компании содержит следующую цитату представителя компании Stephan (Германия) в СНГ: «ОАО «Молочник» (основное производственное подразделение Ukrproduct Group. — Прим. ред.) стал одним из первых заказчиков оборудования и технологии Stephan на территории СНГ, кто имеет серьезные планы по развитию рынка плавленого сыра и знает, как это сделать».

Путь, который прошла Ukrproduct Group
Хронология подготовки Ukrproduct Group к IPO
Нажмите для увеличения



















Помимо самого факта приобретения оборудования, компания делает упор на полную автоматизацию процесса производства и упаковки. При этом не забывает напоминать рынку, что от этого качество товара только повышается. Но совершенствование производства товаров не гарантирует успешности его продаж. Следовательно, эту связь нужно очень наглядно показывать. И компания делает достоянием общественности каждое свое рыночное достижение (практически ежеквартально публикуются показатели подразделений, демонстрирующих лучшие достижения в текущем периоде).

Ukrproduct Group глазами инвестора
Нажмите для увеличения






Совокупно и рыночным, и управленческим успехом компании стало получение права собственности на торговую марку «Дружба». Естественно, что редкий британский биржевой аналитик будет впечатлен таким успехом. Но лишь до того момента, пока не проверит, что означает для постсоветского пространства эта марка. Параллельно компания работает над совершенствованием имеющихся и выводом на рынок новых брендов в различных секторах рынка. В течение 2004 года, предшествовавшего размещению акций, компания вывела на рынок целую серию новых продуктов.

Лондонское «меню» Ukrproduct Group (от 10.05.2005 г.)
Основные финансовые показатели Ukrproduct Group
























Что показать в обоснование профессионализма управления эффективным бизнесом
В эпоху постиндустриального общества ни один инвестор уже не купится лишь на сведения о качестве товара и производственных мощностях. Верит ли украинский менеджер в то, что основная ценность компании — в ее нематериальных активах? Возможно, он видит конкурентные преимущества в недооцененности основных производственных активов и дешевой рабочей силе в Украине в целом и в своей компании в частности. Но западный инвестор твердо верит и придирчиво рассматривает такие «эвфемизмы», как миссия и стратегия компании. Он обязательно проверяет, создает ли компания экономическую добавленную стоимость и будет ли создавать в будущем, имеет ли для этого квалифицированный персонал всех уровней и использует ли современные управленческие технологии. Ведь грамотный инвестор оценивает не прошлые достижения, а способность компании генерировать доход в будущем. Миссия Ukrproduct Group открыта широкой общественности в самом доступном варианте — на сайте компании. Стратегия же открыта лишь для потенциальных инвесторов (компания вынуждена учитывать тот факт, что ее конкуренты открытости не демонстрируют). И в соответствии с заявлением президента компании Джека Роуэлла включает в себя выход в новые сектора молочного рынка (твердые сыры) на протяжении 2006-2007 гг. и развитие собственной цепочки продаж.

На повышение квалификации управленцев высшего уровня руководство компании не забыло направить определенные усилия, постоянно проводя корпоративные тренинги по управлению персоналом. Например, во время одного из тренингов прочитаны авторские курсы «Искусство управления людьми» и «Режиссура управления людьми», разработанные академиком, директором международной конференции по режиссуре В. Ремизовым-Терещенко и профессором, заведующим кафедрой режиссуры в театральном институте им. Б. Щукина, художественным руководителем ГИТИСа, народным артистом Росии Л. Хейфецом. В равной степени повышается и квалификация нижестоящего персонала, в том числе производственных работников и дистрибуции.

А в последний год компания поработала и над развитием своего учета (была проведена его автоматизация). По мнению самого руководства Ukrproduct Group, постоянно растущая доля рынка, расширяющийся ассортимент, повышающаяся скорость проведения изменений сделали автоматизацию необходимой. Вместе с тем стоит отметить, что далеко не каждая западная компания-аналог может похвастаться внедрением автоматизированных систем такого уровня. Компания же Ukrproduct Group стала способной в рамках одного программного комплекса вести все виды учета, в том числе — управленческого.


Завоевать доверие инвесторов на открытом рынке, конечно, непросто. Но сделан только первый важный шаг, который, как считают в компании, себя полностью оправдал. Теперь у Ukrproduct Group наступает еще более сложный период. Ведь отныне оправдывать доверие инвесторов необходимо постоянно. И, судя по результатам презентации отчетности за 2004 год, прошедшей 10 мая в Лондоне, у нее это пока получается. 







Возможностей для IPO станет больше


Ukrproduct Group осуществил IPO на площадке AIM (Alternative Investment Market) Лондонской фондовой биржи. Биржа специально основана в 1995 году в качестве альтернативного рынка для привлечения инвестиций небольшими, но быстро растущими компаниями, в том числе и из стран с переходной экономикой. За 10 лет благодаря менее строгим требованиям к капитализации, сумме привлекаемого долга, показателям прошлых лет и т. д. (по сравнению с основной площадкой ЛФБ и другими биржами) AIM снискала большую популярность. В настоящее время на ней котируются акции около 1100 компаний. Причем 80% из них имеют капитализацию менее $94 млн. Только в марте текущего года 69 компаний осуществили на ней первичное размещение акций. И именно поэтому она стала примером для подражания. По информации Economist, биржи с такими свободными правилами в последние месяцы создаются по всему миру. Например, в середине апреля в Ирландии открылась биржа для компаний, которые хотят привлечь небольшие (по европейским меркам) инвестиции. Еще одна биржа во Франкфурте, которая два года назад открыла отделение «Новый рынок» для молодых технологических предприятий, сейчас подумывает о трансформации по подобию AIM. Соперничать с Лондоном пытается и Американская фондовая биржа, стараясь привлечь компании с небольшой капитализацией. Но пока она смогла убедить только пятерых выйти со своими IPO в Америке.

Несмотря на то, что у компаний из стран с переходной экономикой (в том числе и у украинских) появляется более широкая возможность выбора биржи для размещения акций, вряд ли гегемония AIM будет нарушена даже в среднесрочной перспективе. Тем более что менеджмент биржи в ближайшее время планирует особое внимание уделить привлечению большего числа европейских компаний. Поскольку из 1100 компаний только 130 небританского происхождения (28 канадских, 30 австралийских и только чуть более 20 европейских, из которых одна украинская компания). И как пример возрастающего интереса к размещению на AIM на европейском континенте Мартин Грэхэм, директор биржи, приводит украинские компании. «Мы хотим сделать из нашей биржи европейский NASDAQ», — говорит он. Еще одной причиной роста популярности биржи для небольших компаний станет введение более жестких стандартов банковской деятельности «Базеля II» в 2007 году. Эти стандарты сделают банковские займы мелким компаниям более дорогими (вследствие большего риска банки должны будут увеличивать под них резервы). Как результат — для привлечения денег компаниям более выгодно будет выходить на открытые рынки капиталов, прогнозирует Economist.

Залишити відповідь