Как показывает пример Франции, благожелательный патернализм государства может негативно отражаться на положении молодых людей в стране.
Рассмотрим, например, такую желанную цель, как гарантия занятости. Французское правительство постаралось достичь ее единственным известным ему способом — дополнительным регулированием. Неудивительно, что правила, усложняющие процесс увольнения существующих работников, отбивают у работодателей желание нанимать новых. Те, кто имеет рабочие места, пользуются чрезмерной защитой, в то время как препятствия к вступлению на рынок труда для миллионов людей являются практически непреодолимыми. В результате в то время как общий уровень безработицы остается на стабильном, хотя и шокирующе высоком уровне, уровень безработицы среди молодых людей подскочил с 15,3% в 1990 г. до 21,4% в 2005 г.
Благожелательный патернализм Франции негативно отражается на молодых людях и вне рынка труда. На бумаге перераспределение богатства за счет высоких налогов и государственных трансфертов, отражающих республиканские идеи равенства и социальной сплоченности, принесло хорошие результаты. Но эта общая стабильность маскирует сдвиги в распределении доходов в пользу более старших возрастных групп. Доля тех, кто находится ближе к пенсионному возрасту, в общем доходе выросла на три процентных пункта за последние десять лет, тогда как доля молодежи упала более чем на пять процентных пунктов.
Основная причина бедности — безработица, а лучшая защита от нее — доход от зарплаты, которому даже щедрые французские платежи по соцобеспечению не являются адекватной заменой. Более того, высокие налоги на заработную плату, необходимые для того, чтобы финансировать эти пособия, — еще одно препятствие для найма новых работников, равно как и минимальная заработная плата, имеющая тенденцию оценивать неквалифицированный труд выше его потенциальной продуктивности. Относительно щедрое пособие по безработице и перспектива высоких налогов при наличии работы уменьшают стимул соглашаться на низкооплачиваемую работу.
Логичным ответом было бы сокращение гарантий занятости для всех участников рынка труда. Но ни одно французское правительство в последние десятилетия не было достаточно сильным для того, чтобы сократить укоренившиеся привилегии.
Наверное, единственным выходом из сложившейся тупиковой ситуации является традиционный французский путь революции. Согласно этой точке зрения, реформировать существующую систему невозможно. Провести реальные изменения можно будет только после ее окончательного крушения. В конце концов какими бы ни были более глубокие причины Французской революции 1789 г., поводом для нее стал кризис государственного бюджета.
Социальная напряженность, вызванная высоким уровнем безработицы среди молодых людей, может заставить правительство провести реальные изменения, не дожидаясь финансового кризиса. Это становится ясным на примере недавнего опыта Sciences Po — одной из элитных школ в центре Парижа. Система приема в такие школы действительно монополизирована социально привилегированными классами, на долю которых приходится 80% всех студентов. Директор Sciences Po провел программу позитивной дискриминации в пользу кандидатов из непривилегированных слоев общества и увеличил плату для более богатых студентов.
Директор столкнулся с сильной оппозицией. Но даже самые убедительные аргументы уступают перед срочной необходимостью изменений. Для Франции в целом долгосрочная стоимость воздержания от приема сильнодействующего лекарства будет гораздо выше, чем краткосрочная болезненность реформирования финансово неустойчивого и духовно истощающегося государства всеобщего благосостояния.