Site icon Companion UA

Конкретизация запрета на экспорт зерна позволит учесть интересы его экспортеров и государства – мнение

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал управляющий партнер международной юридической группы Astapov Lawyers Андрей Астапов, комментируя возобновление оформления и отгрузки зерновых грузов в портах, приостановленного Государственной таможенной службой во второй декаде июля.

"Если правительство все-таки будет вводить запрет на экспорт, несмотря на ограничения, обусловленные членством Украины в ВТО, то это должно быть сделано с юридически правильной формулировкой, для того чтобы не ухудшать положение национальных экспортеров в плане их ответственности по уже заключенным контрактам", – сказал он.

Как пояснил А.Астапов, это позволит украинскому экспортеру обосновать иностранному контрагенту и международному арбитражу, что контракт на поставку, к примеру, продовольственной пшеницы исполнить невозможно, поскольку в предусмотренный контрактом период поставки действует запрет на экспорт именно этого товара.

Такая формулировка, по мнению А.Астапова, не должна оставлять сомнений в отношении характера мер, принятых государством, и должна однозначно предусматривать, что вводится прямой запрет, а не регуляторное ограничение, затрудняющее экспорт зерна. Также, по его мнению, должен быть установлен срок действия запрета и перечень сельскохозяйственных культур, на экспорт которых распространяется запрет.

В то же время А.Астапов отметил, что неофициальные запретительные/ограничительные действия властей в отношении экспорта зерна, такие как устный запрет таможенного оформления или железнодорожная конвенция на подачу вагонов в порт, не только не позволяют выполнять экспортерам контрактные обязательства, но и не позволяют им ссылаться при таком неисполнении на обстоятельства форс-мажора или документально подтвержденное запрещение на экспорт. В таких условиях ответственность за неисполнение контракта полностью несет экспортер.

Как сообщалось, Гостаможслужба Украины практически разблокировала оформление и отгрузку зерновых грузов в портах, приостановленные во второй декаде июля.

Ранее сообщалось, что Гостаможслужба фактически приостановила таможенное оформление и отгрузку судов с зерном из портов Украины, мотивируя свои действия необходимостью проведения контрольных мероприятий по борьбе с контрабандой. По информации Украинской аграрной конфедерации, Гостаможслужба сначала приостановила таможенное оформление и отгрузку судов с зерном с 23 по 27 июля, а 29 июля возобновила свои действия.

Согласно данным Аграрного союза, 29 июля "Укрзализныця" прекратила отправку в порты вагонов с рядом культур. Спустя некоторое время фуражное зерно и масличные культуры были отпущены, а пшеница все еще простаивала в вагонах.

Полная версия комментария юриста доступна в еженедельнике "Обор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version