Site icon Companion UA

Цена прозрачности

Единственным действенным механизмом для Украины избавиться от ценового диктата России в газовых вопросах является отказ от теневых схем и создание площадки для определения рыночной цены на газ.


С 1 июля Москва намерена повысить цену на газ для Украины как минимум до уровня $130 за 1 тыс. куб. м вместо нынешних $95. Об этом НАК «Нафтогаз Украины» официально уведомил оператор поставок в Украину российского и среднеазиатского газа «РосУкрэнерго». Кремль можно сколько угодно подозревать в нелюбви к «оранжевой» власти, но выставленная «Газпромом» на переговорах с Минском цена в $200 за 1 тыс. куб. м показывает, что только этой причиной дело не ограничивается. Если в подобных действиях политика и присутствует, то с ярко выраженным экономическим акцентом.














Теневая система дележа между элитами постсоветских стран сверхдоходов от разницы цены на газ в России и ЕС больше в Кремле никого не интересует. Россией взят курс на закрепление и развитие своего статуса главного поставщика энергоресурсов в Европу. Реализация данного курса требует устранения буфера между поставщиком и потребителями в Евросоюзе и в первую очередь в Германии. Таким буфером до сих пор являются Беларусь и Украина, которые, независимо от совершенно разного качества отношений с Москвой, в равной степени не позволяют россиянам установить контроль над национальными газотранспортными системами. Если политическое давление имеет место, то исключительно с целью сделать Киев и Минск более сговорчивыми в указанном вопросе.


В украинском правительстве в отличие от ситуации с «газовой войной» минувшей зимы на сей раз целиком осознают серьезность намерений Москвы и свою уязвимость в возможном конфликте с ней. Повышение цен на газ для населения на 85% отразило тот факт, что Киев понимает — дешевого газа больше не будет никогда. Вопрос сейчас стоит только о пределе, до которого будет повышена цена на голубое топливо. «Кремль готов повышать цену на газ столько раз, сколько будет видеть, что Украина готова за него платить. Надеяться на милосердие команды Путина совершенно наивно», — заявил «&» один из экспертов московского Института стран СНГ. Для отечественной промышленности критической ценой является $160. Сейчас при цене газа на границе России с Украиной в $95 металлурги и химики получают его примерно по $140. Очевидно, что пределы устойчивости к подорожанию здесь крайне незначительны. При этом в Украине сохраняется абсурдная система, когда НАК остается освобожденным от уплаты НДС и берет значительные деньги за транспортировку газа конечным промышленным потребителям, которые еще и платят НДС за получаемое топливо.


Выходом в сложившейся ситуации может быть переход на прямые закупки газа у компании «Укргазэнерго», которую создали совместно «РосУкрэнерго» и «Нафтогаз Украины». Реальный контроль над этим посредником находится в руках управляемого из Москвы менеджмента, но выбирать не приходится — НАК признала многомиллионный долг перед «РосУкрэнерго», погасить который у нее нет ресурсов. Получаемый «Нафтогазом» газ в счет оплаты за транзит направляется на нужды населения и бюджетных предприятий, значит закупить газ для перепродажи украинской промышленности он не может по финансовым причинам. По факту украинское государство потеряло контроль над рынком газа для индустрии. Вместе с тем промышленность получила шанс договориться с россиянами о приемлемых ценах на энергоносители напрямую. Вопрос в том, захотят ли те договариваться и не будет ли соглашение означать переход объектов химической отрасли (наиболее зависимой от газа) под прямой контроль аффилированных с «Газпромом» структур? Так в свое время произошло с большинством украинских НПЗ, которые были проданы тем, кто мог снабдить их сырьем, — российским нефтяным компаниям.


Свои основные надежды в диалоге с Россией Киев связывает с поддержкой Вашингтона, который уже не раз заявлял, что рассматривает действия Москвы в энергетической сфере как акт экономического давления на суверенные государства. Проблема только в том, что юридические основания предъявлять Кремлю какие-либо претензии у Белого дома есть только в отношении «РосУкрэнерго». Непрозрачность данной структуры и ее возможная связь с разыскиваемым ФБР бизнесменом Могилевичем легитимизируют нажим на Путина. Но в Кремле уже давно поняли свою уязвимость в означенном вопросе и предпринимают активные шаги к тому, чтобы убрать эту структуру с рынка. Ее место скорее всего займет сам «Газпром». Недавно в Госдуму был внесен законопроект о том, чтобы исключительным правом на осуществление экспорта природного газа из России могла обладать организация — собственник единой системы газоснабжения («Газпром») либо ее 100%-я дочерняя структура. Руководство энергетического монополиста уже выразило полную поддержку этой инициативы. Законопроект будет рассмотрен в ближайшее время, после чего «РосУкрэнерго» уйдет с рынка. Таким образом, к намеченному на 15-17 июля саммиту группы восьми наиболее развитых государств в Санкт-Петербурге у Джорджа Буша будет минимум аргументов для защиты Украины. Если американский президент возьмется отстаивать более низкие цены для Украины, это не найдет поддержку у его европейских коллег. Ведь они понимают, что разница в цене на газ является одним из конкурентных преимуществ украинских металлургов и химиков, что Евросоюз вовсе не радует.


Достаточно разумный алгоритм действий предложил министр экономики Украины Арсений Яценюк: поставить вопрос о пересмотре стоимости транзита и хранения газа на территории Украины, установить жесткий контроль над теплоемкостью поставляемого топлива и требовать в соответствии с международными процедурами снижения цены на менее качественный газ. Такую позицию Украины международное сообщество охотно поддержит, равно как и переход на прямую закупку газа у «Газпрома» на основе долгосрочных контрактов, как принято в государствах ЕС.


Но вот удержанием цены на газ для населения придется пожертвовать. Проблемы возникнут, если новое правительство займется социальным популизмом и попробует не допустить повышения цен на услуги ЖКХ за счет интересов промышленности и жесткого конфликта с Россией. К такому сценарию «Газпром» активно готовится, закачивая в хранилища в Западной Украине рекордные объемы резервного газа для снабжения Европы в случае критических ситуаций. В то же время практически полное разорение НАК «Нафтогаз Украины» не позволяет сделать сколько-нибудь существенные запасы на осенне-зимний период. Когда газпромовские чиновники говорят, что Украина в следующем отопительном сезоне столкнется с нехваткой газа в пределах 3-4 млрд. куб. м, они не грешат против истины.


Трудности Украины в значительной мере связаны еще и с тем, что в мире так и не сложился общепризнанный механизм определения рыночной цены на природный газ. Расчет через сложную формулу цены на основные нефтепродукты не устраивает никого, кроме России. В этих условиях Киев мог бы выступить инициатором создания на своей территории газовой биржи — через Украину идет 80% российского экспорта газа в Европу, и альтернативы этому маршруту в ближайшие пять лет не будет. Заступничество США уместно было бы использовать именно в данном направлении. Тем более что крупнейшие американские и британские компании давно выдвигают идею создания механизма определения рыночной цены на газ, позволившему бы им играть более активную роль на европейском рынке, который упорно пытается монополизировать Кремль. Украина за счет этого получит единственную гарантию, что по политическим мотивам не будет платить больше за газ, чем Беларусь или Молдова.


Прозрачность газового партнерства с Россией и максимальный перевод его на рыночные рельсы, наконец, сделают Украину энергетически независимой и свободной от изменения настроений в Кремле. С 1991 г. между Россией и странами Балтии не было ни одной энергетической войны, несмотря на все политические противоречия. Просто для балтийской элиты российский газ — не способ заработать на перепродаже или на откатах, а обычный товар. 


Располагает ли Украина возможностями смягчить последствия нового роста цен на газ?


Виктор Баранчук, заместитель министра промполитики:
— Українська промисловість споживає 12-12,5 млрд. куб. м. У планах — скоротити ці обсяги на 30%. Чого ж вже було досягнуто? У хімічній промисловості власники підприємств диверсифікували свої виробництва. Було встановлене обладнання більш глибокої переробки для того, щоб зменшити втрати. І навіть більше — практично всі хімічні підприємства зараз чітко розмежували споживання газу як сировини і як опалення.


У металургійній галузі нашою програмою було передбачено два головні заходи задля економії газу. Перший — упровадження лінії щодо безперервного розливання металу. На сьогоднішній день повністю в замкнутому циклі ця лінія працює тільки на Алчевському металургійному комбінаті. На решті підприємств така модернізація здійснена поки що тільки на рівні цехів. Другий передбачений в програмі захід — перехід (там, де це можливо) на альтернативні види коксу й порошкового пороховдування. На жаль, різкого технологічного прориву власники не думають робити. Але очікується, що протягом літа ситуація покращиться.


Крім того, Мінпромполітики ініціювало такий захід. Якщо з метою модернізації промислового підприємства ввозиться імпортне обладнання, то власник може розрахуватися податковим векселем, що дозволяє не платити живі кошти при його розмитненні. Мінекономіки підтримало нас в цьому. Зараз воно ініціює розробку постанови уряду, яка передбачатиме відшкодування підприємству коштів, що були сплачені за імпортоване обладнання (у випадку, якщо оплата не проводилася через податкові векселі). Це, з нашої точки зору, спонукатиме ввезення імпортного обладнання, яке буде використовувати менше енергоресурсів.


Два місяці тому ми запровадили диференційовані ставки по електроенергії. Якщо підприємство споживає більше ніж 50 млн. кВт·год у рік, то воно має право на цю диференційовану ставку. Це досить відчутна допомога для алюмінієвого виробництва, виробництва феросплавів і т. ін. Зараз разом із Міністерством фінансів ми хочемо визначити формулу сплати ПДВ при постачанні газу. На жаль, сьогодні вона занадто складна. Зараз це питання вивчається, й буде зроблено все для того, щоб формула, за якою вираховується вартість споживання газу, була більш прозорою, ніж вона є зараз.


(Газета «Дело», №151 от 09.06.2006 г.)


Арсений Яценюк, министр экономики Украины:
— Если Россия будет пересматривать цены на газ, отходя от подписанных договоренностей, то Украина в свою очередь пересмотрит цены на транспортировку и хранение газа. Это ключевой вопрос, и здесь нет ничего необычного…


Вместе с тем конъюнктура цен на энергоресурсы — очень уязвимая проблема для нас. Дальнейшие прогнозы в целом для экономики Украины напрямую зависят от данной конъюнктуры цен на газ. Как себя вести нам? Думаю, так же, как и весь цивилизованный мир. Первые шаги мы сделали — решение Кабинета министров относительно приведения цен и тарифов на газ к экономически обоснованному уровню. Кроме того, мы будем проверять качество газа. Ключевой для нас момент — теплотворность газа, которая зависит и от цены. Когда мы говорим, что будем переходить на европейские стандарты транзита и стандарты Европейской хартии, это в том числе чрезвычайно значительные расходы для украинской газотранспортной системы. Более того, это очень серьезно и для России, потому как последняя должна стремиться поставлять достаточно качественный газ. В противном случае согласно ряду коэффициентов стоимость этого газа должна снижаться.


(Газета «Дело», №151 от 09.06.2006 г.)


Олег Копейка, генеральный директор ООО «Донецкхим»:
— Сейчас спекулятивно нагоняются страсти о будущем повышении цены на газ. Это неправильно. Сегодня практически все украинские предприятия могут прекрасно работать на угле и спокойно обходиться без газа, как это происходит во многих европейских государствах, например, в Финляндии, Норвегии. Ведь раньше все электростанции в Украине и многие заводы работали на угле, а из-за низкой цены на газ перешли на «газовую зависимость». И если предприятия вернутся снова на уголь, это будет гораздо дешевле для производства.


Надо менять устаревшие технологии на заводах, деньги вкладывать в новые технологии и оборудование. За рубежом сегодня применяется индукционный нагрев, что гораздо выгоднее для производства, чем применяемый у нас по старинке газовый нагрев.

Exit mobile version