Site icon Companion UA

Не давить, а влиять

Новый глава наблюдательного совета «Укрнафты» Владимир Каретко готов объединить частные и государственные интересы акционеров для сохранения внутреннего рынка нефтепродуктов за украинскими производителями.


Несмотря на свою непубличность, Владимир Каретко — известная личность в нефтяном бизнесе Украины. Прежде всего его знают как одного из перспективных финансовых менеджеров отрасли: проработав менее года финансовым директором ОАО «Укрнафта», он помог увеличить чистую прибыль компании за 2005 г. на 39%. Весной нынешнего года Владимир Каретко стал главой наблюдательного совета ОАО «Укрнафта», а также возглавил правление НАК «Надра Украины». В последние месяцы Владимир Александрович вплотную занимается созданием стратегии развития украинской нефтедобычи и нефтепереработки, участвуя в разработке «топливно-энергетической» части коалиционного соглашения. О том, как власть собирается управлять ситуацией на рынке нефти и нефтепродуктов и какова в этом процессе роль «Укрнафты», рассказал «&» Владимир Каретко.


Реформы неизбежны


Сегодня в Украине существует реальная угроза потери влияния на внутренний рынок нефтепродуктов, общую емкость которого эксперты оценивают в $3 млрд. Последние три года наблюдаем опаснейшую тенденцию: объемы переработки нефти украинскими нефтеперерабатывающими заводами снижаются, при этом темпы падения катастрофически ускоряются (-0,4% в 2004 г., —17,8% в 2005 г. и 31,1% падения переработки за І квартал 2006 г.). В данный момент мощности украинской нефтепереработки загружены лишь на треть. Два нефтеперерабатывающих завода — Одесский и Херсонский — в І квартале 2006 г. вообще простаивали.


Владимир Каретко: «ВИНК позволит государству рыночными методами влиять на ценообразование на рынке нефтепродуктов».

Парадокс: мощности отечественных НПЗ (51-52 млн. т в год) позволяют Украине стать одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Восточной Европе. Но вместо того чтобы самим производить и экспортировать бензин, мазут и дизтопливо, мы их импортируем. По данным Государственной таможенной службы, за первые два месяца 2006 г. в Украину ввезли дизельного топлива в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2005 г., а бензина — в 12 раз(!) больше. Украинский бензин вытесняется российским, белорусским, прибалтийским. Учитывая сложившуюся ситуацию, Президент Украины Виктор Ющенко и правительство осознают необходимость кардинального повышения конкурентоспособности украинской нефтедобычи и нефтепереработки. Для достижения этой цели власть уже разработала программу реформирования нефтяной отрасли, которая стала неотъемлемой частью коалиционного соглашения.


ВИНК — инструмент рыночного ценообразования


Первым и главным шагом в этой сфере должно стать создание национальной вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на основе ОАО «Укрнафта». Сегодня большинство наиболее мощных нефтяных компаний мира (включая российские) работают по схеме «от скважины до АЗС». ВИНК позволит государству влиять на ценообразование на рынке нефтепродуктов рыночными методами, а не с помощью административного давления. Кроме того, создание ВИНК даст возможность привлечь дополнительные инвестиции в разведку и эксплуатацию новых нефтегазовых месторождений и диверсифицировать поставки нефти в Украину через реализацию проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (в І квартале 2006 г. доля российской нефти на украинских НПЗ составила 81,6%).


Почему мы настаиваем на том, что ВИНК необходимо строить именно на основе «Укрнафты»? Дело в том, что именно «Укрнафта» уже владеет двумя важнейшими звеньями цепочки вертикально-интегрированной компании — мощной базой добычи нефти и широкой сетью АЗС. В частности, за І квартал 2006 г. 86,3% добытой в Украине нефти приходилось именно на ОАО «Укрнафта». В свою очередь на рынке розничной продажи топлива за прошлый год мы также серьезно нарастили мощности — уже приобрели 588 АЗС и планируем их общее количество довести до 947.


Разрешение экспортировать нефть и нефтепродукты из Украины тем компаниям, которые обеспечат их 60-дневный запас, позволит создать стратегический запас топлива.
















Сегодня борьба против ВИНК — это лишь борьба интересов ряда украинских бизнес-групп. Оппоненты той группы, которая является миноритарным акционером ОАО «Укрнафта» (напоминаю, что контрольный пакет акционерного общества принадлежит государству), свою критику строят лишь на том, что ВИНК усилит ее позиции на нефтяном рынке. В то же время важно понимать, что во многих проектах ключевые интересы частных акционеров «Укрнафты» и государства на отечественном нефтяном рынке совпадают: вывести мощного украинского производителя, усилить энергетическую безопасность государства, увеличить добычу ресурсов, модернизировать НПЗ. И моя задача как главы наблюдательного совета «Укрнафты» — реализовать государственные цели с учетом интересов частных акционеров «Укрнафты». Для Украины создание ВИНК — это тест, насколько бизнес и власть в состоянии построить взаимное сотрудничество для усиления позиций друг друга. И мы уже можем говорить о первых достижениях в этом направлении: капитализация компании за прошлый год выросла почти в 4 раза. Такая тенденция соответствует интересам и государства, и частных акционеров.


Правила игры в отрасли должны стать стабильными


Второй несомненный приоритет — введение единых и стабильных правил игры в отрасли. Ведь это недопустимо — регулировать рынок нефтепродуктов так, как это делает сегодня парламент. Еще в феврале 2004 г. был принят Закон «О рентных платежах на нефть, природный газ и газовый конденсат». Но из года в год действие его норм приостанавливается, и депутаты правят размеры ренты вручную. Только за прошлый год величина ренты дважды увеличивалась. При этом ни разу никто не продемонстрировал расчетов, выдержит ли отрасль новые ставки. Ни разу никто не консультировался ни с руководством «Укрнафты», ни «Нефтегаза». Поэтому ОАО «Укрнафта» будет активно отстаивать стабильность фискальной политики в сфере добычи углеводородов. Только в таком случае нам удастся выйти на оптимальный уровень прироста разведанных запасов нефти (10-12 млн. т в год) и нефтедобычи (около 5 млн. т) к 2010 г.


Вопрос стабильности правил игры касается и экспортно-импортной политики государства на рынке нефтепродуктов. Круговорот разрешений и запретов на экспорт топлива из Украины и целенаправленная политика Российской Федерации по стимулированию экспорта готовых нефтепродуктов в Украину снижают ценность украинских НПЗ как производственно-экспортного моста в Европу для российских нефтяных компаний. Соответственно для стабилизации рынка мы предлагаем, во-первых, гарантировать право на экспорт нефти и нефтепродуктов из Украины тем компаниям, которые обеспечили 60-дневный запас нефтепродуктов. Таким образом создадим стратегический запас топлива, который позволит избегать сезонных ценовых колебаний на рынке. Во-вторых, будем инициировать принятие новых, более эффективных, ставок импортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также мораторий на слишком частые их изменения.


Третий приоритет — стимулирование кардинальной модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Сегодня лишь 31% мощностей украинских НПЗ может обеспечить глубокую переработку нефти. Выход светлых нефтепродуктов в среднем на украинских НПЗ составляет 50% (максимум 62%). Чтобы сохранить конкурентоспособность, отечественным НПЗ нужно повышать глубину переработки до 73-75%. Для этого планируется принять ряд изменений в закон об НДС и в Таможенный тариф Украины, а также ввести отсрочку по уплате НДС на импортируемое оборудование для НПЗ и отменить ввозную пошлину на это оборудование.


Такой комплексный подход, состоящий исключительно из рыночных, неадминистративных шагов, позволит уже в ближайшей перспективе стабилизировать рынок нефтепродуктов, заложить мощную базу дальнейшего развития нефтедобычи и нефтепереработки в Украине.

Exit mobile version