Ритейл под ключ
Исследование показало, что сегодня наиболее оптимальными рынками для экспансии игроков международных розничных компаний являются Индия, Россия и Вьетнам. Так, Индия уже второй год подряд удерживает первое место со стопроцентным показателем привлекательности. И это неудивительно: рост на $350-миллионном рынке ритейла ожидается не менее 13%. Россия продолжает удерживать за собой вторую позицию в рейтинге. Доля розницы в стране за минувший год выросла на 19%. В текущем году свой выход на рынок планируют The Body Shop, Lotte, Marks&Spencer. Вьетнам с 2005 г. поднялся на пять позиций. Украина же опустилась в рейтинге с третьей на четвертую сроку, понизив свою привлекательность на 4%. Хотя рост ритейла в 2005 г. здесь составил 30%, а оборот розничных товарных операций достиг $27 млрд.
Но, к сожалению, удача улыбается ритейлерам не всегда. Аналитики A. T. Kearney определили именно стадию пикового развития рынка (длительность 5-10 лет) наиболее привлекательной для начала экспансии рынка розничной торговли. Так что именно на данной стадии ритейлерам следует входить на рынок. В связи с этим, как утверждают аналитики, сейчас как раз пришло время Украины, Индии и Вьетнама. Вхождение на данном этапе подразумевает долгосрочное существование и стабильную прибыль. Примером может служить вхождение на рынок Китая Wal-Mart и Carrefour в начале 2000 г. Сейчас эти сети успешно применяют стратегию экспансии на рынок Индии и Вьетнама.
Время Украины уже пришло Повышению привлекательности украинского ритейла способствовал ряд факторов: рост покупательной способности населения, перспектива вступления в ВТО, стабильный валютный курс. Но важнейший — рост потребительской культуры, которая предполагает желание покупать качественные товары и готовность за них платить. С увеличением числа игроков на рынке существенного снижения цен не произойдет. По мере развития рынка будет преобладать неценовая конкуренция. Операторы попытаются привлечь потребителя за счет лучшего уровня обслуживания, ассортимента, качества товаров и разработки программ лояльности. Испытанием для операторов рынка станет приход в Украину мировых гигантов (в частности, планируемый выход IKEA). Поэтому сегодня мы наблюдаем маркетинговую активность ведущих ритейлеров, которые стараются застраховать себя как посредством выхода на региональные рынки, так и путем оптимизации бизнес-процессов и формирования позитивного эмоционального отношения со стороны потребителей.
— Специфика нашей работы позволяет отслеживать тенденции развития розничного сектора по динамике запросов в наши справочные службы. Хотелось бы отметить две тенденции. Первая — бурное развитие крупных торговых точек. Так, в ежегодном рейтинге самых запрашиваемых компаний 2005 г. третье место занял строительный гипермаркет «Эпицентр», пятое — МETRO. При этом количество запросов по позиции «супермаркеты» по итогам мая 2006 г. возросло на 20% по сравнению с маем 2005 г. Интерес к ним вызван ускорением темпа жизни и желанием потребителя минимизировать время на приобретение нужных товаров. Все чаще он предпочитает купить все необходимое в одной торговой точке. Этим же обусловлена вторая тенденция — рост онлайнового сектора розничной торговли. Так, посещаемость нашего интернет-гипермаркета за май увеличилась по отношению к аналогичному периоду прошлого года более чем в 5 раз. При этом 40% пользователей приходится на потребительскую розницу.
Экономические заботы объединенной Европы
Испаряющаяся прибыль авиакомпаний
От такой шаткости рынка черного золота и постоянного повышения цен страдают авиаперевозчики. Таков главный вывод ежегодной встречи Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), представляющей 261 авиакомпанию и контролирующей 94% всех регулярных авиаперевозок в мире. Эксперты прогнозируют: в текущем году высокие цены на нефть принесут мировым авиакомпаниям убытки в $3 млрд. «Нефть — совершенно непредсказуемый фактор. Цены опережают производственную прибыль и уничтожают все наши доходы», — отметил глава IATA Джованни Бизиньяни.
Ежегодный рост выручки на 10% в течение последних трех лет, а также активные меры по минимизации издержек (затраты, не связанные с топливом, за последние пять лет сократились на 13%) помогли авиакомпаниям удержаться на плаву. В числе других антикризисных шагов — использование экономичных авиалайнеров, разработка сети транзитных маршрутов и переход на «бюджетный» вариант перевозок с минимальными стоянками и максимальной загрузкой авиалайнеров. Между тем расходы на топливо в нынешнем году составят в среднем 26% общих затрат авиалиний по сравнению с 22% в 2005-м. Чтобы выйти на прибыльность, авиакомпаниям придется использовать 63,3% своих мощностей для перевозки грузов. Хотя, по прогнозам, они вряд ли сумеют использовать более 62,4%.
Как ожидается, основной «топливный» удар в нынешнем году придется на американский рынок авиаперевозок. Быстрое развитие маршрутной сети, в основном осуществляется малобюджетными авиакомпаниями, что позволило европейским перевозчикам получить в прошлом году больше прибыли, чем их коллегам в США. С 2000 г. американские авиаперевозчики потеряли $42 млрд. и ни разу не вышли на прибыль. «Мы увеличили число пассажирских мест, повысили цены на билеты. Это единственное, что можно сделать в сложившейся ситуации», — отметил старший экономист Air Transport Association Джон Хеймлич. Эксперт напоминает: несмотря на 10%-й рост стоимости билетов в январе, они все же на 16% дешевле, чем в 2001 г. К тому же по доходам лидеров рынка существенно ударила деятельность Southwest Airlines и других малобюджетных американских авиакомпаний. Ведь быстрая оборачиваемость маленьких перевозчиков позволяет при нынешних ценах на топливо удерживать стабильные цены на билеты и за счет высокого спроса на перевозки оставаться на рынке. В такой ситуации крупные компании, по мнению Хеймлича, выйдут на прибыльность не ранее 2007 г.