В случае создания так называемой широкой коалиции крупный капитал будет объективно стремиться к монополизации отдельных секторов и рынков, ведению конкуренции к минимуму. В этом смысле малый и средний бизнес будет для него препятствием, а не союзником.
Прошедшие парламентские выборы показали реальные настроения граждан и указали на значительную поляризацию нашего общества. Однако региональный раскол — не единственная острая проблема, как об этом принято говорить. Достаточно посмотреть на электорат Партии регионов, среди которого только треть представляют сторонники пророссийской ориентации. Другие же две трети поддержали эту политическую силу, голосуя либо за понимаемую ими как благо «стабильность», либо просто отдавая голос за своих работодателей, каких в избирательном списке регионалов великое множество. Так что социальная поляризация в обществе — проблема, которую не только нельзя быстро снять, но даже можно усугубить попытками любой ценой «объединить Восток и Запад Украины».
Для меня принципиально то, что «Наша Украина» как политическая сила в ходе избирательной кампании декларировала определенный набор четких принципов: поддержка гражданского общества, ориентация на европейские ценности, приверженность либерализму в экономике. Позиция демократической политической силы всегда должна соответствовать ожиданиям избирателей. В этом смысле у «Нашей Украины» нет альтернатив в выборе политических партнеров. Даже просто потому, что в ходе выборов мы все ездили по регионам и обещали гражданам стать стержнем «оранжевой» коалиции с Блоком Юлии Тимошенко и Соцпартией и ни при каких обстоятельствах не идти на коалицию с Партией регионов.
В том варианте коалиционного соглашения, который согласован и планировался подписать тройкой «оранжевых» партий, были предусмотрены некоторые механизмы сглаживания левизны политических действий со стороны БЮТ и СПУ. Потому в политике «оранжевой» коалиции мог быть найден необходимый баланс между социальными и либеральными моментами. И если расхождения в программах БЮТ, СПУ и «Нашей Украины» носят сугубо социально-экономический характер, то расхождения в наших позициях с Партией регионов являются идеологическими, мы по-разному видим модель развития и государства, и общества.
Что получит Украина в случае создания так называемой широкой коалиции? Для бизнес-среды это будет означать формирование правительства, отражающего интересы исключительно крупного капитала. Зачастую данные интересы находятся в конфликте с интересами всего остального предпринимательского сообщества. Крупный капитал объективно стремится к монополизации отдельных секторов и рынков, сведению конкуренции к минимуму, и в этом смысле малый и средний бизнес являются для него препятствием, а не союзником. Я допускаю возможность осуществления либеральных экономических реформ таким правительством, но все эти реформы будут нацелены только на поддержку развития крупных предприятий. Рассчитывать на то, что указанные реформы улучшат общий бизнес-климат, совершенно не приходится. Скажем, в отношениях между налоговыми органами и предпринимателями, бюрократией в целом и бизнесом, владельцами контрольных пакетов акционерных компаний и миноритариями не произойдет никаких позитивных изменений. Финансово-промышленным группам, которые получают эксклюзивные права и возможности через прямой доступ к власти, нет резона устанавливать одинаковые правила для всех. Говорить об улучшении инвестиционного климата тоже не приходится, ведь если иностранные инвестиции и будут поступать, то только в совместные проекты с крупными корпорациями, чьи интересы станет представлять правительство. То есть мы фактически получим экономическую стагнацию, которую будут пытаться называть «экономической стабильностью».
Очевидно, что в таком формате коалиции также не приходится говорить ни о каком развитии механизмов гражданского контроля над властью. А раз так, то при отсутствии инструментов действенного контроля над органами власти со стороны активной части общества масштабы коррупции в Украине будут в лучшем смысле оставаться такими же.
Немаловажно и то, что формируемая коалиция по своему характеру будет стремиться к максимальной концентрации принятия решений на центральном уровне. Децентрализации власти не будет. Проще говоря, конфликты бизнеса с местными органами власти, вопросы землепользования, развития инфраструктуры городов и т. д. не должны решаться Кабинетом министров. На локальном и региональном уровнях с участием институтов гражданского общества, включая в первую очередь бизнес-ассоциации, должны быть все необходимые инструменты, чтобы обходиться без вмешательства Киева.
С точки зрения общеполитического значения происходящих процессов мы видим, что украинскому обществу в случае формирования коалиции ПР-НСНУ будет предложена жесткая альтернатива: либо закрытый олигархический режим с псевдолиберальной вывеской, либо вождизм, основанный на социальном популизме. И в том, и в другом случае общество поделится на узкий круг ведущих и широкие массы ведомых. Инициатива граждан в обоих случаях останется невостребованной. Украинцам будет предложено проявлять свою политическую активность только в период выборов, в остальное время — довольствоваться ролью ведомых. Как было до 2005-го.
При этом я глубоко убежден, что основой развития украинской государственности должно быть становление сообщества активных граждан, которые имеют необходимые инструменты и механизмы участия и контроля власти, а также возможности для реализации своей активной позиции. Речь идет как о решении коммунальных проблем кондоминиумами жильцов дома, так и участии граждан в работе политических партий — развитие Украины должно определяться инициативой снизу. Такая логика гарантирует влияние общественных интересов на формирование политики. В условиях эффективного гражданского контроля и преодоления пропасти между бюрократическим аппаратом и бизнес-сообществом в прошлое отойдут и агрессивные налоговые проверки, и прочие формы прессинга на предпринимателей. В сложившихся же условиях эта перспектива вновь откладывается.
Работая в налоговой администрации, я ощутил всю степень забюрократизированности государственного аппарата, его игнорирование интересами бизнеса, граждан. Опыт показывает, что необходимо не только радикально изменить правовую базу работы фискальных органов, но и стимулировать приход в эти органы людей, которые настроены дружественно ментально по отношению к предпринимателям. В минувшем составе Верховной Рады мною был внесен законопроект об ограничении вмешательства налоговых органов в работу предпринимателей. Хочу отметить, что и в подготовленный вариант коалиционного соглашения между «оранжевыми» партиями удалось включить часть инициатив по совершенствованию системы отношений фискальные органы — бизнес.
Теперь для реализации курса на развитие конкурентной и прозрачной бизнес-среды само бизнес-сообщество должно проявить способность к самоорганизации и защите своих интересов. Создавая институты цивилизованного системного лоббизма, институты гражданского контроля как наиболее ответственная часть общества, бизнесмены должны стать локомотивом процессов развития гражданских инициатив. Уверен, что такая активная гражданская позиция наиболее деятельных и ответственных представителей общества, к которым в своем большинстве относятся украинские предприниматели, поможет и нивелировать негативные последствия возможного создания в нашей стране «широкой» коалиции, и усилить эффективность действий «оранжевой» коалиции.
Ни у кого не должно вызывать сомнений, что в парламенте достаточно ответственных и компетентных народных депутатов, которые поддержат любую инициативу предпринимательских кругов и структур гражданского общества, нацеленную на развитие в Украине гражданского государства.