Писать стихи и ходить на поэтические вечера снова становится модно. Это делает современную поэзию интересной как для книгоиздателей, так и для меценатов.
Инвесторами и организаторами мероприятия выступили издатели киевского журнала «ШО». Несмотря на бесплатный духовный посыл и свободный доступ зрителей ко всем мероприятиям, проект под названием «Киевские лавры» со временем может стать коммерчески успешным и приобрести привлекательность для спонсоров.
О том, как самый неприбыльный вид литературы выстраивает свои отношения с рынком, рассказал организатор фестиваля, редактор журнала «ШО», поэт Александр Кабанов.
Человек — хозяин своей среды
«&»: Какова основная идея создания поэтического фестиваля, который сейчас многие сравнивают с давно существующим московским «Биеннале поэтов»?
А. К.: В нынешней литтусовке есть такая модная шутка: «Ваши стихи прекрасны, однако они имеют один, но очень большой недостаток — автор не живет в Москве…». Москва — своеобразная Мекка для молодого писателя, режиссера, актера, для любого творческого человека, проживающего на постсоветском пространстве. Это нужно признать. Москва — это деньги и слава. Быть может, мне повезло, и я принял эти условия игры в тридцать лет, а не в пятьдесят. Начал приезжать, издаваться, выступать, получать какие-то премии за стихи…
Но, живу-то я в Киеве, а всякий уважающий себя человек стремится создать комфортное культурное пространство в том месте, где он обитает. Знаю, что Андрей Курков, писатель и успешный человек, и тот же Андрей Блудов — один из самых продаваемых киевских художников, устраивают у себя дома регулярные посиделки, на которые приходят дипломаты, литераторы, бизнесмены. В этом пространстве люди общаются, читают стихи, могут заключать какие-нибудь сделки. То есть происходит реальное духовное и коммерческое общение.
Поэтому возникновение международного поэтического фестиваля «Киевские Лавры» как пространства, обладающего своими свойствами, не только уникально, но и вполне естественно. От таких фестивалей воздух культуры в городе становится чище.
Блоку негде упасть
«&»: Каким образом рынок влияет на современную поэзию? Насколько она востребована и куда движется?
А. К.: Если принять утверждение, что цивилизация развивается по спирали, то в наше время на примере поэзии можно наблюдать такой возврат. Нынче поэтом быть модно, а сама поэзия перемещается в хорошие клубы. В нее вернулось действо и шоу, которое можно было наблюдать во времена Серебряного века.
Опыт киевского фестиваля показал, что на протяжении пяти дней выступления известных поэтов могут каждый раз собирать от 100 до 700 человек. При правильной организации дела такие мероприятия могут приносить реальную прибыль. Таким образом, возникает первичная капитализация поэзии.
Пока что этому мешает отсутствие в Украине крупных издательств и реального литературного процесса. Конечно, у нас тоже время от времени случаются какие-то поэтические посиделки, но попробуйте сравнить с Москвой, где на одной улице — с десяток модных литературных клубов, в которых постоянно проводятся творческие вечера в разных форматах. И они вполне успешны и прибыльны, а вечером туда не пробиться, несмотря на то, что это достаточно большие помещения площадью 400-500 кв. м.
Заработать или пожертвовать?
«&»: Современная поэзия — это способ зарабатывания денег или объект для вложений меценатов?
А. К.: Здесь возможно и то и другое. Если современный популярный поэт займется продвижением и продажей собственной книги, то он вполне способен заработать на ней от $1000 до 3000.
Туры поэтов по городам тоже можно сделать успешными коммерческими мероприятиями. Думаю, на протяжении 2-3 лет у нас должны появиться литературные агенты, которые помогут им зарабатывать и сами не останутся внакладе. Уже сегодня можно инвестировать деньги в поэтов, и это будут вполне окупаемые вложения.
Что касается литературных меценатов, то в России их уже довольно много. Считается престижным вкладывать деньги в литературные премии. Там существует не менее десятка премий за поэзию величиной от $5 тыс. до 20 тыс. Появляются такие меценаты и в Украине.