Site icon Companion UA

B фокусе

настроения
Локация доверчивых потребителей

Восстановление утраченного потребительского доверия разным странам дается по-разному. Показатель его глобального индекса во II квартале 2011 г., согласно недавнему исследованию Nielsen, вырос незначительно: всего на 1 пункт — до уровня 93. Однако это не свидетельствует о том, что во всех странах, принявших участие в исследовании, показатель остался почти на уровне I квартала. Скорее сработал механизм компенсации — динамичное восстановление индекса в странах Азии и небольшие сдвиги в сторону улучшения в США перевесили европейский скептицизм.

Главным фактором, влияющим на пессимистический настрой европейцев, является долговой кризис. На общем фоне заметный позитивный настрой продемонстрировала разве что Германия. Индекс доверия немецких потребителей вырос на 7 пунктов (до 81). Кроме того, Германия вошла в десятку стран с наибольшим уровнем расходов потребителей на одежду и развлечения вне дома. Да и рынок труда страны стабильнее других европейских. Что касается потребителей иных западных стран, то их скромные потребительские траты объясняются пришедшим пониманием того, что из кризиса они выйдут позже, нежели хотелось бы. Кроме европейских государств, падение индекса потребительского доверия Nielsen также зафиксировал в Австралии, Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах, Тайване, Бразилии и Египте.
Сравнивая разные полюса колебания индекса, исследователи приводят следующие данные. Так, наибольшим оптимизмом во II квартале 2010 г. отличились жители Индии (показатель вырос до 129 пунктов), Индонезии и Вьетнама (по 119). Вместе с тем доверие потребителей Испании опустилось до исторического минимума — 69 пунктов во II квартале, тогда как еще в I-м показатель был на уровне 79.

Что касается глобальных результатов без привязки к странам, то 58% опрошенных потребителей заявили, что они все еще не вышли из состояния рецессии. Мало того, 21% респондентов заявили, что такое состояние продлится еще более года.

противоречия
Религия vs экономика

Экономика Израиля, известная своей инновационностью, имеет одну серьезную проблему. Из 2,3 млн. мужчин трудоспособного населения порядка 100 тыс. являются представителями ультрарелигиозной общины (харедим), и 60% из них не имеют работы. Все свое время эти люди проводят за изучением Торы в духовных семинариях (иешивах) и живут на щедрые социальные пособия. Также около 50 тыс. ультраортодоксов, проходящих очное обучение, освобождаются от службы в армии. Вся община — мужчины, женщины и дети — составляет примерно 700 тыс. человек при населении страны в 7,4 млн.

Количество харедимов растет с каждым годом, в связи с чем в июле министр финансов Израиля Юваль Штейниц заявил: «Высокая безработица среди членов ультрарелигиозной общины ставит под вопрос процветание страны». Только в 2009 г. из-за увеличения числа социальных пособий бюджет страны потерял на $1 млрд. больше, чем годом ранее. «Каждый гражданин что-то отдает и что-то получает взамен,?— объясняют в Университете Хибру.— Ультраортодоксальная семья дает мало, а получает очень много. Давление на работающее население будет только расти». Правда, сами члены общины считают, что они таки вносят вклад в развитие страны. «Мы наделяем иудейскую нацию духовной энергией. Это так же важно, как и экономика»,?— отмечает Мойша Линкер, 39-летний студент иешивы и отец троих детей.

Тем не менее правительство не намерено сдаваться и предлагает выделять больше средств на программы по трудоустройству и профессиональному образованию, чтобы довести уровень занятости среди мужской части ультраортодоксов минимум до 63%. Это должно ускорить ежегодные темпы экономического роста Израиля на 0,5-0,75 п.-п. (в 2009 г. ВВП прибавил 0,5%, в 2008-м — 4,2%). «Данная социальная группа обладает большим потенциалом, поскольку они умеют учиться»,— говорят в правительстве.

Большинство харедимов (включая тех, кто проходит военную службу) получают лишь базовые знания в точных науках. Соответственно даже при большом желании они не смогли бы устроиться в технологическую отрасль — один из быстроразвивающихся секторов экономики. Выходом может стать армейская программа под названием «Мудрость в хаки», в рамках которой члены общины будут обучаться работе с ПК и телекоммуникационным оборудованием. Также планируется специально создавать рабочие места, подходящие для них. В конце концов, как признается Линкер, «мы не паразиты; мы хотим работать, просто не можем нарушать религиозные догматы».


совпадения
Студенческие предпочтения

Как соотносится спрос на молодых специалистов и их профессиональные предпочтения, в июле этого года решил выяснить кадровый холдинг Анкор. Оказалось, что наиболее высокий спрос на специалистов во II квартале 2010 г. наблюдался в сфере продаж. Также украинский рынок труда испытывает потребность в работниках бухгалтерии, сфер финансов и производства. Спрос на маркетологов остался в анализируемый период довольно весомым (по сравнению с другими специальностями), хотя и снизился относительно I квартала. В период с апреля по июнь работодатели также активно размещали вакансии на специалистов в сфере логистики, административной работы и медицины. Снизился спрос на специалистов IТ и телекоммуникаций. Еще хуже ситуация с вакансиями для юристов, работников сферы общепита и строительства.
Что касается наиболее востребованных специальностей среди студентов третьих-пятых курсов вузов Украины, то на первом месте оказалась административная деятельность. При этом предложение со стороны компаний в данной сфере остается ниже, нежели спрос со стороны молодых специалистов. Больше популярности у студентов приобрела сфера продаж, тогда как еще в прошлом году старшекурсники менее охотно шли на работу такого рода. Снизился студенческий спрос на работу в IТ и банковской сферах.

Киевские студенты чаще всего ищут работу в административной сфере, продажах, бухгалтерии и финансах. А во Львове наиболее популярны только первые два из упомянутых направлений. Рвутся к работе в сфере продаж также студенты Одессы и Днепропетровска, тогда как в Донецке количество таковых во II квартале уменьшилось (по сравнению с I кварталом).


изменения
Новое дыхание аренды

В первом полугодии 2010 г. впервые за два года на рынке офисной недвижимости наблюдается оживление. Это коснулось прежде всего аренды офисных помещений. Радомир Цуркан, управляющий партнер CB Richard Ellis в Украине: «Объем сделок по аренде офисов, закрытых нами в первой половине этого года, сопоставим с совокупным объемом сделок за весь прошлый год, что подтверждает позитивные тенденции на офисном рынке в целом». За первые шесть месяцев 2010 г. общая площадь сданных в аренду и проданных помещений, в том числе по предварительным договорам, уже на 12% превышает аналогичный показатель 2009?го. Еще выше транзакционная активность в Киеве, где темпы роста составили 14%. Кроме того, согласно исследованиям CB Richard Ellis, наиболее важным отличием первого полугодия текущего года от аналогичного периода минувшего со стороны потребления стало изменение чистого поглощения с негативных величин до позитивных. Так, на фоне возрождения спроса на наилучшие помещения, переездов большого количества компаний из неучтенного предложения в качественные помещения, а также благодаря более сдержанному росту нового предложения уровень вакантности сократился почти на 4 п.?п. и составил чуть более 18% для рынка в целом.

Активность на рынке офисной недвижимости может быть свидетельством постепенного выхода экономики из кризиса.


измерения
Коррекция роста

Подведя итоги I квартала, Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) пересмотрела ранее обнародованный прогноз рекламно-коммуникационного рынка страны на 2010 г. Согласно нынешней оценке рынок в текущем году вырастет на 21% (до 10,621 млрд. грн.). Если еще зимой эксперты ВРК ожидали от медиарынка роста в 20%, то теперь эту планку подняли до 28%. Соответственно суммарный объем рекламы в данном сегменте может достичь 6,75 млрд. грн. Телевизионная реклама и телевизионное спонсорство перейдут намеченный ранее порог роста в 25%. Нынешний прогноз пророчит этому сегменту +40%. Однако такой оптимизм касается только национального телевидения, тогда как региональное останется на упомянутом ранее уровне +25%.

Изменен и прогноз роста рекламы в прессе. В отличие от телевидения ожидания были откорректированы в сторону уменьшения — 16,8% роста вместо зимних 19,1%. Ожидания от увеличения объема наружной рекламы выросли вдвое (20 вместо 10%). Сегмент вполне может выйти на уровень 780 млн. грн. Сами же операторы рынка рассчитывают еще на дополнительные 90 млн. грн., которые могут поступить от политической рекламы. Добавилось оптимизма у экспертов относительно транспортной и внутренней реклам. От первой теперь ждут хотя бы 1% роста (или 101 млн. грн. по итогам года), а от второй и вовсе 23% (до 83,5 млн. грн.). Осторожны эксперты в прогнозах относительно будущего рекламы на радио. Так, если в начале текущего года ожидалось, что объем вырастет на 25%, то теперь эту цифру скорректировали до 20%. Позитивны изменения в прогнозах рекламы в кинотеатрах — 36% роста вместо 20%. То же касается и рекламы в Интернете: прогноз улучшен с 40 до 58%.

Кардинальные перемены коснулись также немедийного сегмента рекламы. Прежде всего изменилась структура рынка, на что и отреагировали эксперты. Однако те шаги по структуризации рынка маркетинговых коммуникаций, которые уже предприняты в ВРК, называют только началом процесса.


наблюдения
Развитие своими силами

Лояльность к работодателю или же просто отсутствие других вариантов трудоустройства? Другими словами, что лежит в основе приверженности персонала компаниям, постаралась определить MASMI Research Group, проведя вторую волну исследования удовлетворенности сотрудников частных компаний. Исследование охватило респондентов из стран ЦВЕ и Ближнего Востока, данные 2010 г. сравнивались с результатами 2009-го.

Общий вывод таков: полностью лояльных работников за год стало чуть больше — 37 вместо 32%. Самые лояльные живут и работают на Кипре, где анализируемый уровень достиг 66%. На втором месте оказалась Саудовская Аравия — уровень лояльности там достигает 63%. Наиболее высокая доля нелояльных трудится в Беларуси (25%). Притом за год этот показатель в стране вырос на 12 п.?п., что также является максимумом роста. Далее в списке стран, где сотрудники лояльны менее всего, следуют Венгрия (21%) и Россия (17%). В последней показатель в этом году вырос на 2 п.?п. по сравнению с результатом прошлого года.

Нелояльных среди работников, трудящихся в организации до трех лет, в целом около 19%. Среди тех, кто задержался в одной компании более пяти лет, уже 11%. Приводя такие данные, исследователи акцентируют внимание на факторах, которые могли бы исправить ситуацию. Так, по их мнению, лояльность сотрудников выстраивается из удовлетворенности от повседневной работы, возможностей развития, ощущения того, что работа человека замечена и оценена руководством компании. Наиболее слабым звеном, по данным MASMI Research Group, является возможность развития сотрудников. Именно ему сейчас компании уделяют наименьшее внимание. Результат не заставляет себя ждать — большинство профессионалов занялись саморазвитием. Для компании такой самостоятельный персонал, с одной стороны — находка (сотрудники развиваются, а организация в это ничего не вкладывает), а с другой — большой риск. Ведь как только у таких людей появится возможность сменить место работы, они это обязательно сделают.

Exit mobile version