кадровые перестановки
Рыцарь печального образа
Марк Херд, звездный CEO, президент и председатель совета директоров Hewlett-Packard, 6 августа подал в отставку со всех позиций. Его прошение было немедленно удовлетворено правлением. Причина ухода прозаична — сексуальный скандал, при расследовании которого всплыли факты нарушения 53?летним Хердом этических норм. «В ряде случаев я не соответствовал принципам доверия, взаимоуважения и честности, на которых строится работа компании, поэтому мне будет трудно продолжать руководить ею»,?— признал теперь уже бывший СЕО.
История началась в конце июня, когда 50?летняя маркетолог (и бывшая актриса) Джоди Фишер, работавшая по контрактам с HP с 2007 по 2009 г., обвинила топ-менеджера в сексуальных домогательствах. Внутреннее расследование показало: Херд, женатый человек и отец двоих детей, действительно вступал с этой женщиной в регулярные интимные отношения, хотя никаких признаков сексуального преследования выявлено не было. И все же некоторые действия руководителя таки противоречили внутрикорпоративным стандартам. Чтобы скрыть расходы на поездки и обеды со своей любовницей (по данным The Wall Street Journal, их сумма не превышает $20 тыс.), Херд фальсифицировал финансовые отчеты компании, а также выплачивал ей деньги за фиктивную работу. Фишер уже согласилась аннулировать свой иск в обмен на неназванную сумму денег. Сам Херд за решение уйти немедленно получит $12,1 млн. наличными и опционы на покупку акций HP еще на $30-40 млн.
Принципиальность компании обошлась ей очень дорого: рынок воспринял увольнение Херда крайне негативно. Того же 6 августа котировки HP компании рухнули на 9,7%. «Совет директоров вынес худшее решение с тех пор, как идиоты в правлении Apple много лет назад решили избавиться от Стива Джобса,?— написал друг Марка и СЕО Oracle Ларри Эллисон в письме, направленном в The New York Times.?— Это трусливое решение руководства, чересчур обеспокоенного своей репутацией».
Такая категоричность в оценках понятна. Успехи HP последних лет инвесторы считают заслугой ушедшего гендиректора. Херд сел в кресло СЕО в апреле 2005 г. С тех пор он провел на $20 млрд. поглощений и превратил компанию в лидера мирового рынка ПК.?Капитализация HP выросла с $46 млрд. в марте 2005 г. до $108 млрд. к утру 6 августа 2010?го.
По мнению ряда экспертов, реальной причиной увольнения Херда могло быть то, что правление захотело получить нового лидера, который консолидировал бы все купленные активы и не ассоциировался с массовыми увольнениями и сокращением зарплат, на что пришлось пойти во время кризиса.
Временным главой HP стала 51?летняя Кэти Лесяк, работающая в компании с 1986 г. и занимающая должность финансового директора.
экспансия
Время выйти на позиции
Для Гуань Цзяньчжуна, председателя совета директоров крупнейшего китайского рейтингового агентства Dagong Global Credit Rating, всеобщая критика Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch за их неспособность предвидеть финансовый кризис является отличным шансом начать движение в США и Европу. Компания существует уже 16 лет, но прославилась она только 11 июля, став первым незападным агентством, опубликовавшим суверенные кредитные рейтинги 50 ведущих государств. При этом Китай получил более высокий рейтинг (АА+), чем США, Великобритания и Япония. Такие результаты, по словам Гуаня, демонстрируют разницу в исследовательской методологии между его компанией и представителями «большой тройки»: пока последние уделяют чрезмерное внимание политической системе страны, независимости центробанков и показателю ВВП, Dagong фокусируется на стабильности фискальной системы, валютных резервах и возможностях обслуживать долг.
Пытаясь не упустить время, в декабре 2009 г. Dagong потратил $1,48 млн. на подготовку и подачу заявки в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) на получение статуса национально признанной статистической рейтинговой организации. Пока таковых всего десять, и только две базируются за пределами Штатов — в Японии. Рассмотрение заявки компании намечено на сентябрь.
Эксперты полагают, что через выход на рынок суверенных рейтингов у Dagong есть возможность получить легитимность, чтобы впоследствии инвесторы могли доверять их оценкам, принимая решения о вложении средств на китайском рынке. «Несомненно, они выбрали хорошее время. Авторитет основных рейтинговых агентств является самым низким за всю историю,?— отмечают в Stone & McCarthy Research Associates.?— Но смогут ли они успешно выйти за пределы Китая, в котором редко что происходит без участия правительства,?— это вопрос».
кризис-менеджмент
Манящие огни Интернета
Marc Jacobs, Jimmy Choo, Hugo Boss, Donna Karan, La Perla и ряд других производителей одежды и аксессуаров класса люкс недавно открыли или готовятся открыть интернет-магазины. Тем самым они пересмотрели свой подход к продажам.
Когда первые одежные компании, в основном работающие в низком и среднем ценовых сегментах, стали предлагать свои товары в онлайне, большинство люксовых брендов отнеслись к этому скептически, дескать, можно ли перенести реальные бутики со свежими цветами и раболепными консультантами в Сеть? К середине 2000?х лишь несколько модных домов рискнули продавать свои эксклюзивные товары напрямую потребителям.
В минувшем году ситуация кардинально изменилась. В связи с кризисом рост рынка премиальных товаров резко замедлился. Универмаги, остававшиеся для модных домов одним из ключевых каналов сбыта, не рассчитали с объемами закупок на 2009 г. и потому остались с горами непроданной одежды. Им пришлось снижать цены, что означало более низкие доходы для производителей и угрозу размывания их брендов, когда на 500?долларовой рубашке вывешивался ценник $200. «Тогда модные дома наконец решились выйти в онлайн,?— отмечают в компании Venda, разрабатывающей технологии для сайтов электронной коммерции.?— Рецессия заставила производителей осознать, что они должны получать доход везде, где только можно». К тому же Интернет позволял не только контролировать ценообразование, но и получать большую прибыль за счет отсутствия посредников и экономии на аренде. По данным Bain & Company, на фоне прошлогоднего спада люксовой отрасли на 8% (до $230 млрд.) продажи эксклюзивных товаров в Сети прибавили 20%.
слияния и поглощения
Плюс два
Барт Бехт, СЕО одного из крупнейших мировых производителей бытовой химии и товаров личной гигиены Reckitt Benkiser (RB), объявил о крупнейшей сделке в своей карьере. За $3,89 млрд. он договорился приобрести британскую SSL International, выпускающую презервативы Durex и средства по уходу за стопами Scholl. Поглощение позволит поддержать рост выручки RB, который по итогам минувшего года составил 18% и превысил аналогичные показатели любого из прямых конкурентов. Кроме того, компания сможет укрепиться в России и Китае, где ее доля пока недостаточно высока.
RB базируется в Великобритании и собрал в своем портфеле несколько десятков локальных и 17 глобальных брендов, включая Calgon, Cillit Bang, Dosia, Veet, Clearasil, Strepsils и др. Однако в последнее время производитель столкнулся с некоторыми сложностями. На европейском рынке наблюдается спад. Ключевой бизнес по выпуску товаров для дома подвергается атакам со стороны P&G, который недавно запустил моющие средства и пятновыводители, напрямую конкурирующие с брендами Finish и Vanish. И, наконец, Сабоксон, препарат для лечения наркотической зависимости, обеспечивающий 8% продаж компании, вскоре потеряет в США патентную защиту. «Вот уже пять или шесть кварталов, как Европа остается вялой, Америка едва растет, и основной рост приходится на развивающиеся рынки»,?— отмечает СЕО.
И все же многие топы были бы не против оказаться на месте Бехта. Имея $12,1 млрд. выручки, RB может казаться лишь мелкой рыбешкой по сравнению с P&G.?Тем не менее за те 11 лет, что британскую компанию возглавляет Бехт, ее котировки выросли вчетверо по сравнению с 8,9% у американского конкурента. Как и Johnson & Johnson, RB может похвастаться наибольшей рентабельностью в отрасли — 60%.
приобретения
С прицелом на лидерство
GDF Suez, французский энергетический гигант, на 36% принадлежащий правительству, растет с опережением графика. Стратегический план компании предусматривал к 2013 г. нарастить свои генерирующие мощности до 100 ГВт, однако совсем недавно они уже достигли 107 ГВт. Для этого GDF Suez, который и сам возник лишь два года назад в результате слияния, поглотил своего менее крупного британского конкурента International Power. Аналитики Dealogic оценивают сделку в $21,5 млрд., что делает ее самой крупной в энергетическом секторе M&A в нынешнем году. При этом сам покупатель превращается в крупнейшего по мощностям независимого (то есть не имеющего собственных распределительных сетей) производителя газа и электричества c выручкой €84 млрд.
В рамках сделки GDF Suez выплатит британцам специальные дивиденды на сумму €1,67 млрд. При этом их активы, включающие в себя 45 электростанций по всему миру, будут влиты в международное подразделение GDF Suez Energy International. Тем самым французы смогут активнее покорять динамичные рынки Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока, где раньше они конкурировали с International Power и где в ближайшем будущем ожидается всплеск спроса. Генерирующие мощности компании теперь составят 66 ГВт. На 70% она будет принадлежать французам, на 30% — британцам. Такое распределение вполне закономерно, ведь даже сегодня партнеры выступают в разных весовых категориях. Выручка GDF Suez в минувшем году составила €80 млрд., а International Power — всего €2,7 млрд. По размеру капитализации первый обгоняет второго в 8,5 раз (€60 против 7 млрд.).