Игорь Тихонов,
генеральный директор ЗАО Сармат (группа SABMiller):
Часть инициатив дают довольно быстрый экономический эффект, например, вторичная переработка и энергосбережение. Другие инициативы — социально направленные — могут принести дивиденды только в долгосрочной перспективе, но без них компания вряд ли получит поддержку общественности. Группа делает серьезные инвестиции в программу устойчивого развития, поскольку это неотъемлемая часть бизнеса, вектор развития компании, ведь все ключевые решения принимаются именно с этих позиций. При этом надо понимать, что даже если такие инвестиции предполагают экономическую эффективность и окупаемость, речь все же идет о достаточно удаленном во времени эффекте. Так что решения об инвестициях в программу — это больше политическая воля, чем экономический эффект.
SABMiller присутствует на украинском рынке всего два года, поэтому комплексная программа устойчивого развития для ЗАО Сармат находится пока на стартовом, организационном этапе внедрения. Однако уже начаты и конкретные проекты. Например, мы совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Немецким обществом по техническому сотрудничеству (GTZ) активизировали в Донецке долгосрочную программу «Устойчивое управление водными ресурсами». Помогаем областному специализированному Дому ребенка в Макеевке (Донецкая обл.), где воспитываются дети с диагнозом ВИЧ/СПИД.?Кроме того, Сармат с особой тщательностью относится к выбору поставщиков сырья: помимо высокого качества продукта, они должны отличаться высокой социальной ответственностью, разделяя и внедряя близкие нам принципы. У нас есть серьезная программа, разработанная материнской компанией, по поэтапному сокращению потребления воды и выбросов углекислого газа, к внедрению которой мы тоже приступаем.
На наш взгляд, даже в Украине при всей ее внутренней неустойчивости в различных аспектах имеет смысл говорить о необходимости стремления бизнеса к устойчивому развитию. Например, поскольку пиво — алкогольный продукт, то нужно очень аккуратно относиться и к коммуникации, и к продаже — минимизировать потенциальные негативные последствия, среди которых избыточное потребление пива. Алкогольная проблема очень чувствительна для украинского общества, и совершенно очевидно, что ее нагнетание только вредит бизнесу. Поэтому совершенно нормально, что мы заботимся об ответственном потреблении пива. Интересы компании и общества, как вы видите на данном примере, взаимосвязаны. То же касается и остальных наших приоритетов устойчивого развития.
Для того чтобы компания всерьез задумалась о внедрении в свою практику принципов устойчивого развития, она должна дозреть, пройти стадию становления и прочно закрепиться на рынке. Если она уже видит там свое стратегическое место, тогда нужно сосредоточиться на нескольких аспектах устойчивости, наиболее близких данному бизнесу.
Действуй сегодня, думай о завтра
Принцип Siemens: «Устойчивое развитие создает бизнес-возможности»
Подход SABMiller: 10 приоритетных направлений
Правило Nestle: создание общих ценностей