Чтобы гривня стала полноценной СКВ, одного желания чиновников мало. Прежде всего необходимо вызревание всех макроэкономических факторов, которые будут своевременно поддержаны целенаправленными совместными действиями заинтересованных государственных органов.
Гривня может стать полностью конвертируемой валютой уже в 2009 году. Подобная новость стала главным хитом XI ежегодного международного форума «Рынок капитала Украины-2006», состоявшегося в середине июня в Киеве. А выступивший с таким заявлением заместитель председателя правления Национального банка Украины Александр Савченко в некоторой степени вызвал удивление не только в среде экономических и финансовых специалистов и экспертов, но и, судя по всему, в самом НБУ. «Я ни разу до этого не слышал, чтобы в НБУ кто-то ставил целью или хотя бы говорил о введении полной конвертируемости гривни к 2009 году. Ведь это же не от чьего-то желания зависит, а от состояния экономики, от места Украины в мировой структуре экономики и многих других факторов, на которые влияние НБУ не является определяющим. Поэтому, по моей информации, упомянутое заявление не отражает официальной позиции Национального банка. К тому же А. Савченко не отвечает в НБУ за эту сферу, ее курирует первый зампред Анатолий Шаповалов», — поделился с «&» мнением один из чиновников Нацбанка.
Впрочем, по мнению опрошенных «&» экспертов, подобным моментам не стоит придавать особого значения. Ведь скорее всего некоторые разногласия в руководстве Нацбанка могут существовать не столько в отношении самой необходимости к переходу на полную конвертируемость гривни (стабильный рост золотовалютных резервов НБУ дает такие основания), сколько во взглядах на оптимальные сроки и последовательность действий по либерализации валютного рынка. Тем более что, по их мнению, потребность в проведении более активной подготовки к переходу на полную конвертацию гривни испытывают и субъекты экономики. В частности, действующее в настоящее время ограничение на экспорт-импорт капитала, покупку иностранной валюты, ценных бумаг нерезидентов и пр., не способствуют свободному доступу отечественных компаний к столь необходимому внешнему финансированию, увеличивают как затраты на его привлечение, так и на покупку-продажу валюты, вынуждают разрабатывать различные схемы по их обходу, а также не позволяют использовать участникам ВЭД различные фининструменты хеджирования существующих в этой сфере рисков. В то время как полная конвертируемость предусматривает отсутствие каких-либо ограничений на передвижение капитала, на валютообменные операции, она позволяет использовать валюту страны в международных расчетах и т. д.
«Полная конвертируемость реальна. Но это если мы говорим о полной отмене ограничения движения капиталов. Если же введем радикальную конвертируемость, то откроем путь движению капитала в Украину. А это может привести к значительной ревальвации гривни. Мы думаем об экспортерах и не хотели бы, чтобы курсовые шоки повлияли на конкурентоспособность наших товаров за рубежом», — объяснил А. Савченко. Чтобы избежать упомянутых негативов, НБУ, по словам заместителя председателя правления Нацбанка, будет проводить либерализацию движения капитала постепенно, используя при этом опыт других стран, в том числе России, в которой рубль может стать свободно конвертируемым уже в нынешнем году (президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 10 мая призвал сделать рубль конвертируемым уже к 1 июля 2006 г.). В частности, как отметил зампред НБУ, его ведомство продолжит работу по либерализации валютного рынка. К примеру, рассматриваются различные варианты решения проблем, связанных с требованием возвращения валютной выручки по экспортным контрактам в Украину. Центробанк намерен отказаться от срока в 90 дней для возвращения валютной выручки. «Мы рассматриваем несколько вариантов — увеличение срока до 180 дней, введение индивидуальных нормативов или полный отказ от этого требования», — отметил А. Савченко. Следующим шагом будет разрешение форвардных и фьючерсных операций с валютой (уже в 2007 г.). «Существенного спроса на форвардные операции пока нет, — разъясняет зампред НБУ. — Сейчас удельный вес спекулятивных операций на «Форексе» составляет менее 10%, тогда как на операции с импортом/экспортом приходится около 70%. Выходит, что НБУ должен не только нормативно разрешить форвардные операции, но и организовать рынок. Мы уже сейчас хотим собрать 25-30 банков и предложить им более активно проводить валютообменные операции, в том числе и форвардные. Когда будет сформирована база, когда будет много продавцов и много покупателей, мы хотим перейти к фьючерсам. Надеемся, в следующем году сможем разрешить и фьючерсы. Процесс будет идти постепенно, и, думаю, к 2010 г. мы выйдем на уровень 50/50».
Опрошенные эксперты с осторожностью оценивают реалистичность заявленных А. Савченко сроков по переходу к полной конвертируемости национальной валюты. Ведь в большей степени успешность этого процесса определяется факторами, на которые Нацбанк имеет лишь опосредованное влияние. В первую очередь такая оценка связана с недостаточным, по их мнению, уровнем развития национальной экономики: низкими темпами роста ВВП и размерами ВВП на душу населения, высоким уровнем инфляции, который должен быть ниже 4%, и существенным уровнем бюджетного дефицита (хотя размеры резервов НБУ и значение отношения госдолга к ВВП уже сейчас находятся на приемлемом уровне). И в ближайшей перспективе Украине вряд ли удастся кардинально улучшить ситуацию в этой сфере. «Еще не известно, какую эффективность продемонстрирует коалиционное правительство, каким образом оно будет решать «газовые» и другие важные экономические вопросы. В любом случае рассчитывать на достижение быстрых результатов вряд ли приходится», — считает один из экспертов. А ведь проведение в условиях экономической нестабильности либерализации валютного рынка — это потенциальная угроза финансовой стабильности, поскольку в случае очередного политического или экономического кризиса в стране может произойти резкий отток капитала.
Кроме того, последующий за либерализацией приток иностранного капитала в Украину потребует параллельного реформирования всего рынка финансовых услуг, как то создания полноценного рынка капитала, эффективность которого обеспечивалась бы общепринятыми в мировой практике инструментами и финпосредниками. А решение этой задачи потребует продуктивной и грамотной законодательной работы от нового парламента.
Наконец, у экспертов существуют большие сомнения в способности самого НБУ полностью отказаться от регулирования валютного рынка в ручном режиме. Ведь нынешнее руководство и, в частности, глава НБУ Владимир Стельмах (при всей его опытности и высоком профессионализме), просто психологически не готовы управлять по-новому и адекватно отвечать на вызов времени. Поэтому эксперты прогнозируют, что процесс перехода к полной конвертируемости гривни будет осуществляться очень осторожно и в реальности займет более длительное время.
Существует ли сегодня потребность в начале перехода к полной конвертации гривни? Эрик Найман, начальник управления инвестиционно-банковских услуг АКБ «Укрсоцбанк»: Локомотивом процесса перехода к полной конвертации гривни должен выступить НБУ. Именно от него будет зависеть успешность означенного процесса. Нацбанк должен последовательно накапливать валютные резервы для предупреждения спекулятивных атак на гривню, а также либерализовать валютное законодательство. В целом считаю, что для завершения процесса нужно лет 10. Владимир Матвийчук, заместитель министра финансов Украины: Игорь Арцимович, председатель наблюдательного совета СК «НОВА»: Достижение полной конвертации гривни принесет выгоду и субъектам хозяйственной деятельности, поскольку позволит приобретать валюту быстро и с меньшими затратами, а также облегчит жизнь операторам фондового рынка, поскольку у них не будет потребности в таких изощренных схемах, которые сегодня вынужденно применяются. Сергей Алексеенко, заместитель председателя правления ОАО «Торгово-финансовый банк «Контракт»: Полная конвертируемость гривни выгодна иностранному капиталу, в первую очередь крупному. Таким образом, иностранный капитал получит доступ к украинским ресурсам — трудовым, сырьевым, а также возможность распоряжаться ими исходя из собственных интересов, не считаясь с национальными интересами Украины — их просто нечем будет защищать. Ведь других механизмов защиты национальных экономических интересов, кроме нерыночных (законы, штрафы, уголовная ответственность, налоговые проверки, борьба с «незаконными конвертационными центрами»), в Украине нет. В чем выгода Украины? Теоретически мы можем рассчитывать на приток иностранного капитала, которому не будут мешать жесткие ограничения действующей ныне системы валютного контроля.
— Учитывая нежелание НБУ реально ослаблять свое влияние на валютный рынок и допустить к валютным спекуляциям не только украинские банки, но и спекулятивно настроенных иностранных инвесторов, заявление о введении полной конвертируемости гривни удивительно. Хотя для экономики это в целом позитивный шаг, который даст доступ к внутреннему финансовому рынку широкого круга иностранных инвесторов. Ведь реально в конвертируемости гривни нуждаются только инвесторы, в первую очередь портфельные, для которых упростятся валютообменные процедуры. Кроме того, рост валютных рисков позволит банкам заработать комиссионные на внедрении срочных валютных контрактов. Определенную выгоду могут получить экспортеры и импортеры, хотя все равно основной товарооборот будет производиться в долларах, евро и российских рублях. Естественно, при этом вследствие растущей волатильности рынка вырастут и валютные риски.
— Я думаю, що кожна країна хотіла б, щоб її валюта була вільно конвертованою. Але мені здається, що досить важко буде забезпечити повну конвертованість гривні до 2009 року. Я не фахівець у цій галузі й не займаюся зазначеними питаннями, але, наприклад, на зустрічах за моєї участі не чув, щоб зараз велись якісь активні роботи у вказаному напрямку. У той самий час до цього потрібно готуватися і, безумовно, вирішувати багато проблем у бюджетній сфері, банківській системі, в економіці в цілому
— Да, существует. Эта потребность выражается в необходимости большей свободы проведения неторговых операций, что в основном касается операций, связанных с инвестициями: портфельными, прямыми, а также с операциями в сфере страхования и банковском секторе. Данные сегменты зарегулированы, отсутствие свободной конвертации валюты ограничивает множество операций, которые могли бы делать экономику более открытой и давать ей возможность более динамично развиваться. Если говорить о конкретных потребностях страхового рынка, то это ограничения, связанные с операциями перестрахования.
— Господин Савченко заявляет о намерении перейти в 2009 году к полной конвертируемости гривни, а его непосредственный руководитель — г-н Стельмах — в то же время считает, что запрет на выдачу валютных кредитов — очень хороший инструмент для борьбы с «долларизацией экономики». С одной стороны, мы как бы за рыночные механизмы, а с другой — привычно грозимся запретить и «не пущать» то, что нам не нравится. Нет механизмов, опыта, людей, которые знают, как рыночными методами управлять экономикой в масштабах государства.