Мировой рынок туризма проявляет видимую тенденцию к переструктурированию. Украина пока остается на обочине происходящих процессов, постепенно превращаясь в устойчивого экспортера и потребителя его денег.
Диаметральный рынок
В развитии украинского туристического рынка в 2005 г. наблюдались две диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны — бурный рост выездного туризма (на 28%), с другой — стремительное сокращение въездных потоков (на 25%) и уменьшение организованного внутреннего туризма (на 4%). По данным Государственной туристической администрации, в 2005 г. туристическую деятельность осуществляли лишь 77% владельцев выданных лицензий (всего — 3670 лицензий), в то время как в 2004 г. этот показатель составил 91%.
«На рынке все активнее разгорается битва за наиболее популярные направления (Турция, Египет), где уже работают крупные операторы. Здесь практически все поделено, доля трех компаний-лидеров составляет около 60-70%, а новые игроки вряд ли серьезно изменят ситуацию. Участники рынка сегодня могут побороться лишь за долю на новых, набирающих популярность, маршрутах (Испания, Греция, Адриатика), имеющих перспективу развития, — отмечает Владимир Царук, директор Центра туристической информации Национальной туристической организации. — Крупные и средние турфирмы стали уделять больше внимания развитию и продвижению сетей в регионах. Если раньше практически все туры (около 80%) проходили через Киев ввиду того, что чартерные рейсы следовали отсюда, то сейчас наблюдается существенное увеличение количества международных рейсов из городов-миллионников». Как рассказал «&» Вадим Бавенко, «за 2005 г. количество регулярных рейсов возросло на 10-15%, чартерных — до 50%. На 2006 г. запланировано около 30 региональных чартерных программ в Турцию из Донецка, Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Луганска, Львова, Ровно, Одессы и Симферополя; из Донецка — в Болгарию. Всего из Украины в пик сезона в Турцию будет осуществляться до 100 рейсов в неделю, что является достаточно серьезным объемом для нашего рынка».
Продолжается не только изменение географии поездок, но и углубление предпочтений в отношении качества сервиса. «Если 5-6 лет назад местом своего отдыха люди хотели показать социальный статус, то сегодня они едут за сервисом», — говорит Георгий Селезнев, директор компании «ЕЭС-Авиа». «Народ наелся экзотики и хочет отдыхать качественно и без долгих перелетов. Люди готовы тратить те же деньги где-нибудь поближе, например, в эксклюзивных гостиницах европейских стран. В Украине постепенно возрастает интерес и к бизнес-туризму, который очень активно развивается на Западе. Уже есть агентства, которые себя позиционируют как компании делового туризма, но данный сегмент еще не сформирован. Присутствуют лишь спонтанные рывки», — дополняет Тарас Демура.
Туда не ходи — сюда ходи…
В борьбу за украинского туриста активно включаются Греция, Хорватия и Черногория. «Если в 2005 г. в Грецию каждую неделю летал один чартер — сегодня уже три, в Хорватию два — сегодня пять, Черногорию один — сегодня два. Например, Греция стала популярной, во-первых, благодаря лояльности консульства в вопросе выдачи виз, во-вторых, благодаря сбалансированной ценовой политике. Местные отели постепенно переходят на систему «все включено», чтобы отвлечь туристов от Турции. Греция имеет и более насыщенную экскурсионную программу. Раньше у нас знали только Крит и Родос, в этом году появилась новинка — остров Корфу. Хорватия делает ставку на чистые пляжи. Эта страна получила голубой флаг Европы за чистоту моря, наладила чартерное сообщение с городом Дубровник (памятником ЮНЕСКО), открыла новые направления в Северную Истрию и на юг Далмации», — объясняет Владимир Царук.
Все это в первую очередь отражается на здравницах Крыма. Переманивается не только внутренний турист, но и внешний. Так, уменьшение числа туристов из Беларуси связано с отсутствием рекламы и переориентацией многих белорусских операторов на Румынию и Болгарию. А снижение интереса к Крыму со стороны россиян стало результатом протекционистской политики в отношении Краснодарского края. Россия дотировала авиакомпании и железную дорогу с целью снижения стоимости билетов, вкладывает деньги в рекламу и развитие собственной инфраструктуры. Например, в прошлом году тарифы на маршрутах в Краснодарский край были снижены на 20-30%.
Сюрпризы для приезжих
Сегодня основные инвестиции в развитие инфраструктуры — это собственные средства гостиниц и санаториев (89% всех вложений). В то же время предложений для среднего класса практически нет. «В Крыму с начала июня до конца сентября даже самые «страшные» санатории и турбазы полностью заполнены. Таким образом, Крым получается или очень дешевым, с ужасными условиями, или элитным. Поскольку нет единой государственной политики развития для регионов, инвестиции не носят глобального характера, а развитие осуществляется точечно и хаотично», — считает Вадим Бавенко.
«Еще одним «новшеством» 2005 г. можно назвать тенизацию бизнеса. Шесть лет назад Украина работала за наличные, но постепенно компании перешли на безналичный расчет. В прошлом году вернулись схемы шестилетней давности, куда ни обратись — настоятельно просят наличные или по безналу на 20% дороже», — рассказывает Татьяна Волошина.
Сюрпризом для туристического бизнеса в целом стал пересмотр расходной части бюджета на 2005 г. Если на рекламно-информационные кампании в первоначальном бюджете на 2005 г. было заложено 28,5 млн. грн., то после пересмотра правительством на все осталось около 6 млн. грн., половина из которых — зарплаты и командировки. В прошлом году Украина участвовала во всех крупных выставках. В нынешнем также, но за аренду площадей уже платило не государство, а турфирмы.
В ожидании путешествий
Опрошенные «&» эксперты полагают, что на рынке еще нет значительной конкуренции, но status quo может быть нарушен уже в ближайшем будущем, с выходом на рынок международных туроператоров. Пока, кроме украинцев, рынок осваивают лишь российские и турецкие компании, чувствуя себя на нем сегодня уверенно. Например, такие компании, как Tez Tour, Karya Tour, PEGAS Travel, практически полностью контролируют направления Турции и Египта. «В случае присоединения Украины в 2008 г. к программе «Открытое небо» и либерализации визового режима с европейскими странами нас ожидает приход малобюджетных авиаперевозчиков, а также крупных международных туроператоров (TUI, Thomas Cook, Neckermann, Der Tur)», — отметил Вадим Бавенко. «Такие компании заходят с серьезными намерениями, подкрепленными большими ресурсами и технологиями, довольно быстро подминая под себя нецивилизованные рынки, такие, как Украина», — считает Тарас Демура.
Украина обладает потенциалом развития внутреннего туризма, что из-за неразвитости инфраструктуры привлекает пока лишь любителей активного отдыха.
«Не секрет, что сегодня ведутся переговоры о продаже украинских компаний. Например, компания TUI в прошлом году купила долю российской Mostravel (она же — Turtess)», — рассказал Аркадий Маслов. «В 2005 г. TUI прощупывала варианты и возможности, но пока этот рынок им не интересен: не те объемы, политическая и экономическая ситуация в стране», — полагает Владимир Царук. «Сегмент выездного туризма составляет порядка 0,5 млн. человек в год, в денежном эквиваленте — $300 млн. В Украине путешествует лишь 1,5% населения (для сравнения: в Германии — 60%), и как только этот показатель достигнет 4-5%, здесь появятся мировые туристические лидеры, которые переделят рынок так же, как это делают международные корпорации в других отраслях экономики», — прогнозирует Тарас Демура.
«Относительно внутреннего туризма ситуация менее драматична. Он будет бурно развиваться в таких регионах, как Тернопольщина, где много вкладывается в развитие туризма и экскурсионные программы. Активно развиваются Закарпатье и Карпатский регион, где, кроме зимы, активно продается и летний сезон. Своего потребителя в этом году получит активный Одесский регион и Херсонская область», — добавляет Владимир Царук.
Инфраструктурная болезнь или хроническое недомогание Основной объем инвестиций в гостиничную недвижимость Украины традиционно имеет внутреннее происхождение, достаточно активны российские инвесторы. Инвесторы из дальнего зарубежья неохотно приходят на этот рынок ввиду отсутствия международных операторов и дефицита подходящих земельных участков. Пытаясь найти местного партнера, который смог бы решить все земельные и согласовательно-разрешительные вопросы, зарубежные инвесторы сегодня уже не могут рассчитывать на активный ответный интерес. Украинские игроки накопили не только опыт реализации гостиничных проектов, но и деньги. Поэтому, садясь за стол переговоров, выдвигают потенциальным зарубежным партнерам достаточно жесткие условия сотрудничества. В итоге случаи совместной реализации проектов гостиниц в Украине единичны, а без местных партнеров зарубежные игроки пока опасаются начинать такие проекты, хотя инициатива уже есть. Данный сегмент рынка коммерческой недвижимости, как и весь рынок, достаточно рискован, сложен и непредсказуем для девелоперов. За последние годы ситуация практически не изменилась — дефицит остался и даже усилился. Качество не выросло. На сегодняшний день гостиничная недвижимость уступает другим секторам недвижимости с точки зрения рентабельности инвестиций, дополнительные же вложения, направленные на повышение качества, могут снизить общий уровень рентабельности, поскольку в условиях дефицита на рынке даже непрофессиональные проекты, которых на рынке большинство, при минимальных вложениях имеют существенные прибыли. Переломы развития Работа в туризме — это в первую очередь межотраслевая координация. Ведь в процессе создания туристического продукта задействовано более 52 отраслей экономики, которые нужно правильно координировать между собой. Для исполнения данных функций и нужен центральный орган исполнительной власти. А так как такого нет, появляются проблемы. Очень хорошо, что вице-премьер по гуманитарным вопросам обращает внимание на развитие туризма. Его поездки на Черкащину, в Батурин — это первые шаги к тому, чтобы наши святыни попали в систему туристических маршрутов. Но для этого еще нужно делать практические вещи. В тот же Батурин никто не поедет, если там не будет инфраструктуры (нормальных дорог, отелей) и рекламно-информационной поддержки региона. Завлечь туриста можно, к примеру, построив «потемкинские деревни». И чтобы это давало отдачу, туроператоры должны избрать правильную систему продаж. Если государство будет вкладывать деньги в такие комплексы, не подумав об обратной стороне медали — отдаче, деньги окажутся попросту выброшенными.
— Туристическая инфраструктура Украины не соответствует спросу. Если сравнивать уровень цен и качество предложения с более развитыми странами, то можно сделать вывод о дефиците — как количественном, так и качественном. В гостиничном секторе это проявляется в завышенных ценах и несоответствии заявляемому уровню сервиса (звездности). Из общего объема номерного фонда в Украине не более 5% соответствует заявляемому классу.
— Среди сдерживающих факторов развития въездного туризма стоит отметить отсутствие центрального органа исполнительной власти в этой сфере, поэтому нет того регулирования рынка, которое должно осуществлять государство, — инвестиционного климата, генерального плана застройки курортов, централизованной рекламной кампании некоммерческого туристического продукта за рубежом. Государство в этом плане вообще не выполняет своей функции — не существует ни министерства туризма, ни туристической администрации, есть только служба в составе Министерства культуры, которая не может работать, поскольку не обладает соответствующими полномочиями.
— Два года назад была вертикаль власти, в которой отдельно прописаны органы по туризму (в виде отделов или управлений входили в управления по внешнеэкономическим связям). Сегодня они все или сникли или присоединились к управлению по культуре и ничем практически не занимаются, так как бюджета под них не выделено. Поэтому и не существует промотирующих акций регионов, поскольку у государства нет понимания необходимости вкладывать деньги в рекламу, развивать потенциал регионов.