Слияния и поглощения
Европейские IT-гиганты подключились друг к другу
Как ожидается, Nokia Siemens Networks будет владеть активами на сумму 25 млрд. евро, а ежегодный оборот превысит 15,8 млрд. евро. Концерн сможет рассчитывать на 21% мирового рынка сетевого оборудования, заняв третье место после Ericsson и Alkatel-Lucent. Сегодня Nokia специализируется прежде всего на производстве оборудования для сетей мобильной связи GSM: на этот бизнес приходится около 20% ее оборота в 34 млрд. евро за 2005 г. У Siemens аналогичный бизнес приносит 13,14 млрд. евро в виде продаж, что соответствует 15% оборота. После слияния Nokia сфокусируется на производстве сотовых телефонов, а Siemens останется промышленным конгломератом без hi-tech-подразделений (компания выделила производство компьютеров в СП Fujitsu-Siemens, производство сотовых телефонов — в Siemens-BenQ).
Синергия от слияния позволит к 2010 г. довести экономию затрат объединенной компании до 1,25 млрд. евро в год. Добиться этого удастся за счет избежания дублирования инвестиций в R&D. В течение четырех лет также планируется сократить 9 тыс. сотрудников Nokia Siemens Networks (15% персонала).
Аналитики уверены: консолидация телекоммуникационной отрасли вызвана растущей конкуренцией со стороны азиатских производителей. Процесс активизировался в последние годы. Самыми заметными стали покупка корпорации BellSouth концерном AT&T, а также создание трансатлантической технологической группы Lucent-Alcatel.
Инвестиции
M&S намерен открывать по одному магазину в неделю
Большинство новых торговых площадок будут работать на условиях франчайзинга, что позволит продвигать бренд с минимальным риском для акционеров. Как отмечают аналитики, компания тем самым старается не идти по стопам своих предшественников (розничных сетей Next, Dixons, J Sainsbury и Boots), попытки которых создать сеть собственных магазинов провалилась из-за неэффективной системы прогнозирования и упреждения страновых рисков. В то же время использование франшиз помогло британским Debenhams и Mothercare успешно выйти на индийский рынок.
В настоящее время M&S представлен в 29 странах и Гонконге. Ритейлер управляет 198 франшизами в Европе и Азии, а также напрямую владеет 19 торговыми точками в Гонконге, Гибралтаре и Ирландии. При этом продажи на зарубежных рынках обеспечивают лишь 9% совокупного дохода.
Эксперты убеждены: основной предпосылкой зарубежной экспансии M&S стала вялость внутреннего британского рынка, равно как и высокая концентрация розничных продавцов одежды (особенно женской). В подобных условиях компания определила для себя выход на новые рынки сбыта в качестве оптимальной возможности сберечь позитивную динамику продаж. В новой схеме экспансии основной акцент будет сделан на такие перспективные страны, как Индия (там уже работает девять магазинов M&S) и Россия (в 2005 г. ритейлер открыл в Москве две торговые точки). Кстати, на эти рынки также намерен ориентироваться и крупнейший немецкий розничник METRO.
Приобретения
«Северсталь» сыграла роль подставного
Этому сообщению предшествовало заявление главы Arcelor Ги Долле о том, что руководство ожидает от обоих претендентов — «Северстали» и индийской Mittal Steel — улучшения предложений. «Северсталь» согласилась изменить условия сделки по слиянию с Arcelor, принятые обеими сторонами еще 26 мая. Глава компании Алексей Мордашов сформулировал новое предложение, которое выглядело более привлекательным для совладельцев и должно было умерить пыл сторонников слияния с корпорацией Лакшми Миттала.
Российская пресса и официальные источники очень гордились этой сделкой, называя ее эпохальной и сравнивая со «стратегически ошибочной» продажей Украиной «Криворожстали». Но все оказалось сложнее. Ибо Mittal предложила 25,6 млрд. евро, от которых Arcelor не смогла отказаться. Согласившись даже на выплату 130 млн. евро неустойки А. Мордашову.
При этом некоторые эксперты не исключают, что «Северстали» в этой истории заранее отводилась роль «пугала» для Mittal, которое заставило бы ее выложить больше средств. То есть ту же роль, которую могла играть ИСД в аукционе по продаже «Криворожстали» той же Mittal.
Но обиженные россияне не намерены уступать. Поддержку А. Мордашову обещал главный российский миллиардер Роман Абрамович.
Окончательное решение должно принять собрание акционеров Arcelor, намеченное на 30 июня.