Site icon Companion UA

«Дух Роберта Боша» как генератор развития

Особенности собственного организационно-правового устройства могут толкать компанию на постоянную борьбу за технологическое первенство.


«То, что выглядит щедростью, часто оказывается ни чем иным, как скрытой формой честолюбия, когда жертвуется малое, чтобы сохранить большее».
Ларошфуко


Изнутри атмосфера в компании Bosch производит впечатление чуть ли не мистической. В Штутгарте находится особняк Роберта Боша, построенный в 1910 г. В гостиной, под портретом основателя компании, до сегодняшнего дня проводятся самые важные деловые встречи на уровне руководства. На вопрос о том, что позволяет компании удерживать лидирующие позиции на конкурентных и высокотехнологичных рынках, ответ следует неизменный: «Дух Роберта Боша».


Но на самом деле при более тщательном рассмотрении становится заметно, что в сохранении и развитии компании духу г-на Боша помогает вполне рациональная бизнес-стратегия, ориентированная на инновации и поддержание корпоративной лояльности персонала.


Отдам бизнес в хорошие руки


Роберт Бош основал свою «мастерскую точной механики» в конце XIX века, на волне зарождения индустрии. В текущем году компании Bosch исполняется 120 лет. Половину этого срока компания развивается без своего идейного вдохновителя. Очень часто после смерти основателей компании становятся объектом дележа многочисленных наследников, которым легче продать бизнес родителей, чем управлять им. Предвидя такой вариант развития событий, Роберт Бош составил завещание, которым его наследники вряд ли остались довольны. Тем не менее оно помогло сохранить компанию — самое любимое его детище.


Сегодня 92% уставного капитала компании принадлежит Фонду имени Роберта Боша — неприбыльной организации, основная цель которой — социальная благотворительная работа. Оставшиеся 8% находятся в собственности наследников. Соответственно минимизировано и влияние семьи Бош на бизнес-процессы в компании: при принятии стратегических решений развития семья имеет лишь 7% голосов. 93% голосов принадлежит предприятию по управлению активами Robert Bosch Industrietreuhand. Таким образом, после смерти Роберта Боша компанией управляет команда наемных менеджеров, а все родственники отстранены от дел.


В то время как конкуренты Bosch один за другим меняли форму собственности на акционерные общества с целью получения дополнительных источников средств от акционеров, компания оставалась верна своей миссии и завещанию основателя. Нынешнее руководство компании убеждено, что существующая организационно-правовая форма компании идеальна для ее стабильного развития, особенно в кризисные времена. «С одной стороны, она гарантирует независимость предприятия. С другой — заставляет нас думать об эффективности бизнеса и достигать поставленных финансовых целей, поскольку наш рост мы должны обеспечивать только на основании собственных финансовых источников», — рассказывает председатель совета директоров Bosch Франц Ференбах. Эту мысль продолжает генеральный директор компании «Роберт Бош Украина» Людек Шмида. По его словам, показателем эффективности деятельности акционерных обществ является стоимость их акций и дивиденды, выплачиваемые акционерам. Если размер дивидендов не устраивает акционеров, они стремятся влиять на процессы жизнедеятельности компании, иногда не прислушиваясь к голосу наемных управленцев. Это вносит в работу акционерных обществ элемент нестабильности. В случае же Bosch подобное вмешательство в дела компании исключено, что делает ее понятным, предсказуемым, а, следовательно, ценным партнером для клиентов и поставщиков, интересным клиентом для банков и надежным работодателем.


Чтобы не быть последним — будь первым


Цель сохранения компании и необходимость обеспечения роста без привлечения акционерного капитала толкает Bosch на постоянную борьбу за технологическое первенство. «Определяющий фактор нашего успеха как лидера в области технологий — наше умение инвестировать в инновации, — говорит Франц Ференбах. — Наша стратегическая цель — продолжать покорять новые рынки потоком новинок и усовершенствований, получая таким образом по крайней мере преимущество во времени перед конкурентами».


В 2005 г. Bosch инвестировала в разработки и развитие почти 3,1 млрд. евро, что составило 7,4% от объема продаж (для рынка, на котором работает Bosch, характерен средний показатель в 3,5-4%). Из этой суммы около 2,5 млрд. евро были инвестированы в развитие автомобильных технологий (компании принадлежат 9,6% мировых продаж в этом секторе). В прошлом году компания зарегистрировала 2803 патента. В сфере автомобильных технологий по количеству патентов Bosch занимает первое место на своих основных рынках: в Германии, ЕС и США.


Наблюдая пошатнувшееся положение в автомобильной отрасли (основного клиента Bosch), в последнее время компания решила пересмотреть приоритеты своего развития, а, следовательно, и инноваций. Если до 2004 г. в структуре продаж компании автомобильные технологии занимали до 70%, то в 2005 г. их доля упала до 63%. Совместная доля промышленных технологий и потребительских товаров составила 37%. В будущем Bosch планирует базировать свою рыночную позицию на трех главных опорах: автомобильные технологии, промышленные технологии и потребительские товары, постепенно увеличивая в производстве доли двух последних.


На самом деле очень сложно определить, какая часть инновационного бюджета идет на развитие каждого подразделения. Существуют отдельные разработки по каждому направлению и общие разработки, применимые во всех подразделениях компании. Разработки из одних подразделений часто используются другими направлениями. Например, самый продаваемый на сегодняшний день электроинструмент в мире — мини-дрель IXO — использует аккумулятор, который первоначально разрабатывался для автомобилей.



Инновация должна нести с собой дополнительную безопасность, комфорт, экологичность и экономичность.

Развивая новые продукты, компания прежде всего стремится избегать проектирования технических игрушек-однодневок. Для Bosch титул «инновационное предприятие» означает создание технологий, которые обеспечат стабильность развития компании на протяжении длительного срока. Под влиянием общей озабоченности охраной внешней среды и сохранением природных ресурсов Bosch вкладывает деньги в соответствующие разработки: от альтернативных автомобильных систем до техники, которая работает на возобновляемой энергии. В будущем компания планирует разрабатывать технологии, которые будут генерировать электричество за счет энергии океанических течений. «Мы начали работать над этим проектом для того, чтобы стоять у самых его истоков», — объясняет г-н Ференбах.


Ответственность перед сотрудниками порождает ответственность сотрудников


Правовая форма компании сегодня служит не только цели ее сохранения, но и помогает продолжить традиции социальной и благотворительной работы Роберта Боша, в которой он видел особую миссию своего бизнеса. «Дающая рука» Боша не обделяла вниманием ни собственных подчиненных, ни общество в целом. Так, рабочие на предприятиях компании в 1906 г. одними из первых в Германии ощутили прелесть восьмичасового рабочего дня с двухчасовым перерывом на обед (на фоне общепринятых по тем временам десяти часов работы). Вслед за этим в 1910 г. последовал приказ Боша о введении в компании короткого рабочего дня в субботу и обязательном оплачиваемом отпуске. С современной точки зрения такой филантропический акт можно назвать только социальной ответственностью, хотя, возможно, Бошем двигал и более меркантильный расчет.


Генерация потока новинок позволяет Bosch, по крайней мере, получать преимущество во времени.

Опыт показывает, что существует прямой эффект в виде повышения лояльности сотрудников и репутации компании в их глазах, который является результатом различных нестандартных добавлений к официальному, законодательно установленному соцпакету. В рамках социологического исследования Corporate Citizenship Studies, проведенного в 2001-2002 гг. консалтинговой компанией Cone, 80% опрошенных заявили, что откажутся работать на организацию, если обнаружат, что она «плохо себя ведет» в социальном смысле. В первую очередь это организации, которые в силу специфики отрасли вынуждены нанимать высококвалифицированных, высокоинтеллектуальных и творческих сотрудников, поскольку имеют дело с высокими технологиями и инновациями. Одной из них и является Bosch.


Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в современном смысле родилось на Всемирном саммите транснациональных корпораций в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. С этого момента на Западе утверждается точка зрения, в соответствии с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении общественных целей. Уровень внешней социальной ответственности, то есть вне компании, который давно демонстрирует Bosch (в то время, когда самого понятия «социальная ответственность» еще не существовало), — для других наука. На меценатские миллионы Боша была построена гомеопатическая лечебница в 1934 г., развивалась Штутгартская политехника. Одной из главных забот г-на Боша была финансовая поддержка одаренных студентов. Огромные доходы от военных правительственных контрактов во время Первой мировой войны практически полностью шли на благотворительные цели.


В то же время социальную ответственность отовсюду критикуют за глубоко антирыночный подход к управлению компанией. Один из самых известных ее противников, нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман, писал: «Есть только одна ответственность бизнеса — использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивает прибыль, до тех пор, пока эта деятельность находится в рамках правил игры». Похожего мнения придерживался и автор статьи, опубликованной в 2001 г. в Financial Times: «Роль компаний — зарабатывать деньги, а не спасать планету. И пусть не путают эти две вещи».


Руководство компании считает иначе: «Bosch — прежде всего разработчик, производитель и продавец новых технологий и изделий. Но за каждой инновацией стоят тысяч людей, которые ее разрабатывают, производят и продают. Мы уделяем большое внимание социальным программам, развитию наших сотрудников для того, чтобы они впоследствии делали все возможное для развития нашей компании. Мы имеем возможность проводить более социально ориентированную политику благодаря форме управления компанией: у нас просто нет хозяев, для которых мы зарабатывали бы деньги и которые постоянно требовали бы от нас увеличения дивидендов».


В области внешних социальных программ заветы Боша также не утратили своей силы по сей день. Напомним, что 92% уставного капитала компании владеет благотворительный Фонд Роберта Боша. Ежегодно компания выделяет организации 4% своей прибыли, но не меньше 50 млн. евро. С каждым годом сумма увеличивается примерно на полмиллиона.


При этом фонд стремится максимально дистанцироваться в своей деятельности от компании Bosch и не упускает возможности обратить на это внимание. Он избегает всех проектов, выгодных для коммерческой деятельности компании. Даже просьба Штутгартской Политехники о поддержке кафедры автомобильных технологий была переадресована непосредственно в компанию. Задача фонда — финансирование программ здравоохранения, укрепления взаимопонимания между народами, молодежных, образовательных проектов. Для сохранения паритета в направлениях финансирования, согласно уставу, руководство фонда состоит из девяти уважаемых в обществе людей, среди которых есть политики и члены семьи Бош. Раз в год на общем собрании они определяют стратегические направления использования благотворительных денег. Об этом умалчивается, но, очевидно, допуск политиков к управлению благотворительными средствами приносит свои плоды и в далекой от благотворительности области. Специалисты утверждают, что улучшение отношений с властями на сегодня остается основной выгодой, приобретаемой компаниями в результате реализации программ социальной ответственности.

Exit mobile version