Site icon Companion UA

Не уходи, останься с нами

Для того чтобы персонал, в подготовку которого вложены большие средства, не «утекал» из компании, удержание его должно стать заботой каждого менеджера.


Для того чтобы компания не страдала от текучки персонала, в ней должны работать лояльные и мотивированные люди. В этом «рецепте» нет ни секрета, ни новизны. Но когда задачей удержания начинают заниматься в конкретной компании, сразу возникают множество что? как? почему? Для поиска своих ответов на эти вопросы всегда полезно узнать опыт других, решавших схожие задачи.


В этом контексте нам показался интересным опыт компании «МакДональдз Украина».


Во-первых, компания работает в сфере общественного питания, отличающейся повышенной быстрой сменой рядового персонала. Это объясняется многими факторами: работа довольно тяжелая и отнюдь не престижная, да и зарплата не Бог весть какая. Но самый главный фактор — такую работу принято расценивать как временную. В основном в общепит приходят студенты, которым необходимо подработать в период каникул, молодые люди, не имеющие вообще никакого опыта работы и желающие приобрести первую запись в трудовой книжке и т. д.


Во-вторых, компания имела возможность адаптировать богатый международный опыт «материнской» компании.


В-третьих, на рынке Украины компания около 10 лет. Сейчас в 55 ее ресторанах, расположенных в 16 городах, работают более 4200 чел.


В-четвертых, рынок быстрого питания стремительно развивается, поэтому подготовленный персонал «МакДональдз» регулярно подвергается искушению смены места работы.


Возможность аренды персонала полностью исключена


В настоящее время некоторые компании на рынке быстрого питания, устав от вечных проблем с обслуживающим персоналом, решили вынести человеческие ресурсы на аутсорсинг. Идея довольно заманчивая: ресторан заказывает необходимое на сегодня количество работников в специализированном кадровом агентстве, которое само подбирает и обучает персонал, чтобы затем сдавать его в аренду. Таким образом ресторан избавляется от нескольких проблем. Его уже не интересуют подбор, обучение и мотивация персонала, не беспокоит текучесть кадров, больничные и отпуска.


Существует, правда, и другое мнение: в сфере обслуживания персонал — это то, на чем держится имидж компании, что создает ее дух и порождает уникальность.


«Брать людей в аренду у кадрового агентства? Для нас это неприемлемый вариант. Люди — это самое ценное, что у нас есть, и мы не собираемся отдавать эту ценность в чужие руки. Каждый человек в нашем ресторане, когда обслуживает посетителя, олицетворяет для него всю компанию в целом. Люди — это ключевой фактор успеха нашей компании», — считает Ольга Кравченко, руководитель отдела персонала «МакДональдз Украина». На вопрос, как же HR-отделу, состоящему всего из шести человек, удается справляться со своими обязанностями, Ольга ответила, что менеджментом персонала и, в частности, вопросами мотивации, обучения и оценки сотрудников занимается в компании каждый менеджер: от генерального директора до менеджера смены. А HR-отдел лишь разрабатывает программы и дает руководителям инструменты эффективного воздействия.


Кто работает в компании


На работу принимают людей «от 18 и старше», верхней возрастной планки для соискателей вакансий нет. Тем не менее средний возраст персонала — 21 год. Более 60% людей, работающих в компании, — студенты, совмещающие учебу с работой. Но бывают и исключения. В ресторане на массиве Троещина уже семь лет работает Анна Павловна, которой около 60 лет. Сотрудники ее очень любят. Расчет делается на то, что люди старшего возраста, работающие вместе с молодыми, создают в компании добрую, семейную атмосферу, делятся своей жизненной мудростью.


На роли «хозяек зала», которые проводят детские дни рождения, лучше всего подходят женщины средних лет, у которых есть свои дети, например, домохозяйки, решившие подработать.


Заслуженному работнику — видимые знаки признательности.

«При подборе мы прежде всего смотрим на желание соискателя работать и на его энергетический потенциал, то есть насколько человек энергичен, быстр. Важно, чтобы он был доброжелателен к людям, нацелен на потребности посетителя. И — особенно важно — чтобы умел работать в команде, ведь для производства одного гамбургера нужно пять человек, которые умеют быстро и слаженно работать», — рассказывает Ольга Кравченко.


Обращается особое внимание на такие качества соискателя, как инициативность, способность к обучению и личностному развитию. Ведь тот, кто сегодня пришел на работу в ресторан, лет через десять может стать генеральным директором. И это не просто слова: нынешний генеральный директор «МакДональдз Украина» Игорь Делов 10 лет назад пришел в компанию как стажер. Вообще в компании 70% менеджеров разных уровней — «свои», выросшие из рядовых работников ресторана.


Материальное вознаграждение


В компании для большинства должностей в ресторанах установлена почасовая тарификация. Это дает возможность сотруднику влиять как на график своей работы, так и на размер зарплаты. Хочешь больше зарабатывать — работай дольше или выходи на работу в ночную смену, в праздничные дни, когда тариф выше. Но повысить размер своего заработка можно не только за счет количества отработанных часов, но и за счет качества работы. В компании существует правило: если ты добросовестно работаешь (то есть твоя деятельность максимально соответствует установленным стандартам), в следующем году твой тариф увеличивается.


Кроме зарплат, существуют разные виды материальных поощрений, различные премии и бонусы за хорошую работу. Время от времени рестораны посещают так называемые таинственные посетители и выставляют оценки по целому перечню позиций. Работники того ресторана, которому были выставлены самые высокие оценки, все без исключения премируются. Таким способом материально стимулируется внимание к потребностям посетителя, к качеству обслуживания.


Для студентов, совмещающих учебу с работой, придумано особое поощрение — специальные стипендии. В прошлом году таких стипендиатов было 53 человека, в этом — 55.


Возможность обучения удерживает многих


Михаил Шуранов, менеджер по связям с общественностью «МакДональдз Украина», рассказал, что в компании есть «Программа стипендий», предполагающая общение между менеджментом компании и родителями работников-студентов (студенты и родители приглашаются на церемонию вручения стипендий, во время которой есть возможность общения). «Многие родители говорили, что их дети, придя на работу к нам в компанию, начали лучше учиться, стали более собранными и аккуратными. Мы учим их необходимым для бизнеса навыкам: правильно распределять свое время, ставить цели и достигать их, быстро принимать решения. А полученные навыки находят применение не только в работе, но и в жизни».


Действительно, как только люди приходят на работу, их тут же начинают обучать: в рабочее время и за счет компании. Учат навыкам работы в ресторане, причем не чему-то одному, а сразу всему. Особенность работы в «МакДональдзе» заключается в том, что здесь происходят постоянные ротации, люди подменяют друг друга на рабочих местах.


В компании 70% менеджеров выращены из «своих».

Каждая следующая ступень карьеры предполагает и соответствующие тренинги. Это и основы менеджмента, лидерства, навыки общения, финансовый учет, мотивация персонала, правила приема на работу и т. д. Чем выше иерархическая ступень, тем интереснее учеба. Например, консультант — человек, отвечающий за пять ресторанов, обучается уже не на родине, а в Институте гамбургерологии в Чикаго или в его филиалах в Лондоне и в Мюнхене.


Учеба может быть и вовсе нестандартной: раз в год директора всех ресторанов собираются «на нейтральной территории» и 2-3 дня приятно проводят время вместе, но не просто отдыхают и общаются, а делятся опытом, обучают друг друга. В нынешнем году на учебу сотрудников компания планирует потратить 1,1 млн. грн. То, что в компании процесс обучения постоянный и непрерывный, дает ей возможность спокойнее относиться к неизбежным увольнениям персонала, так как «воспроизводство» поставлено на поток.


Награды находят объективно достойных


В компании существует множество программ мотивации персонала. Яркий пример — программа «Все звезды», которая проходит раз в два года, перед очередными летними и зимними Олимпийскими играми. Каждый ресторан определяет лучшего работника (исходя из объективных показателей его деятельности), затем выбирают лучшего среди пяти, а потом и среди двадцати ресторанов. В конце концов выбирают лучших сотрудников среди всех ресторанов страны. В награду эти люди как победители едут поддерживать нашу олимпийскую сборную (работать в международной команде «МакДональдз» в олимпийской деревне).


Показатели эффективности труда каждого максимально объективны, ведь все рабочие процессы в компании полностью нормированы и формализованы. Чем больше твоя деятельность приближена к нормам и стандартам, тем выше эффективность твоего труда.


Начиная с определенного уровня, менеджеры обучаются в Институте гамбургерологии.

Оценку своей работы сотрудники получают от непосредственного руководителя. Раз в полгода оценивание происходит в рамках специальной беседы руководителя и работника, при которой сотрудник рассказывает не только о своих достижениях, но и о том, что ему не удается сделать на данном этапе. Задача руководителя — понять, почему происходит «пробуксовка», и обеспечить сотрудника необходимыми знаниями и навыками. Как? Он может отправить человека на тренинг, может принести ему нужную книгу, а может начать обучать его индивидуально — на личном примере.


Оценивать сотрудников могут и клиенты — в рамках программы «Выбери лучшего». Каждому посетителю вместе с покупкой выдается наклейка, в которую тот может вписать имя понравившегося ему сотрудника ресторана и наклеить ее на постер. Портрет «любимца публики» затем вывешивается в ресторане.


Два раза в год директор ресторана приглашает своих подчиненных на пикник. Причем в рабочее время. А на замену им присылают работников из других ресторанов (ну, не закрывать же заведение).


Победителям в различных соревнованиях вручаются не только денежные премии, но и призы. Приз должен как можно полнее соответствовать потребностям победителя. Недавно в одном профессиональном конкурсе победил глухонемой парень. Ему вручили мобильный телефон — единственное средство коммуникации на расстоянии для таких людей. Он очень обрадовался и сразу же стал рассылать sms своим друзьям.


В компании все друг с другом на «ты»


В компании принято торжественно отмечать юбилеи — год, три, пять и десять лет работы. Юбиляра поздравляют и вручают ему специальный подарок от компании. Человеку, проработавшему в «МакДональдзе» 10 лет, вручают золотой перстень с двумя бриллиантами. Один такой подарок уже вручили сотруднице, пришедшей в компанию еще до открытия первого ресторана и теперь возглавляющей отдел гарантии качества.


Но вряд ли возможность получить подарок, пусть даже такой ценный, способствует удержанию персонала. Это скорее просто «спасибо за то, что ты с нами». А вот то, почему «ты с нами», гораздо интереснее.


Ольга Кравченко считает, что самым сильным средством, повышающим преданность сотрудника компании «МакДональдз Украина», является открытость и коммуникация внутри компании. Любой работник в компании может обратиться к своему сотруднику за советом и помощью. Рядовой член бригады ресторана может напрямую зайти к генеральному директору. И, что самое интересное, здесь все друг с другом на «ты». Не потому, что в компании не уважают начальство, а скорее потому, что уважают каждого сотрудника. Игорь Делов рассказывает, что, будучи директором ресторана, специально заучивал имена своих сотрудников.


«Мы все равные участники бизнеса, партнеры. Все сотрудники офиса, независимо от того, какую должность занимают, пять дней в году работают в ресторане для того, чтобы не забывать, в чем основа бизнеса. Каждый сотрудник офиса имеет медицинскую книжку и проходит специальный тренинг, на котором его обучают навыкам работы в ресторане. Мы всегда готовы в случае необходимости помочь ребятам из ресторана: стать на кассу, выйти на кухню, помыть туалет. У нас есть специальный День благодарения сотрудников, когда менеджмент компании приходит в рестораны, благодарит персонал, дарит подарки… и становится рядом жарить картошку», — рассказывает Ольга Кравченко.


Раз в год проводится опрос мнений сотрудников. Каждый работник может анонимно заполнить анкету и выразить свою точку зрения на то, что ему нравится или не нравится в компании. Вопросы касаются взаимоотношений, зарплаты, условий работы, обучения и менеджмента в компании. Результаты опроса не только дают возможность оценить степень удовлетворенности сотрудников, но и ставят новые управленческие задачи.


Безусловно, удерживать человека в компании может и то, что он имеет реальную возможность карьерного роста. Для этого существует программа «Планирование карьеры или планирование успеха». Руководство выявляет потенциальных лидеров и растит их, совместно намечая цели и шаги.


Кто не мечтал (особенно в молодости) увидеть себя на телеэкране, пусть даже в небольшой роли? Для сотрудников «МакДональдз Украина» подобная мечта вполне осуществима, ведь во многих телевизионных роликах снимались реальные сотрудники. Помните известный ролик про директора? Это действительно один из директоров, а парень за кассой — реальный работник ресторана».


Конечно, «МакДональдз» — компания достаточно уникальная (и очень богатая), поэтому полностью скопировать ее программы управления персоналом невозможно, даже если переманить кого-то из ее менеджеров. Но вполне можно взять что-то из придуманных ею инструментов и использовать ее принципы управления персоналом: справедливость, открытость и равные возможности для всех.

Exit mobile version